Традиции адыгейского народа
Традиции и обычаи адыгейского народа вызывают неподдельный интерес, ведь это одна из немногих этнических групп, сохранившая самобытность и придерживающаяся культурных устоев своих предков. Первые упоминания о ней находят в трудах древнегреческих писателей V-VI вв. до н.э. В те времена на территории современной Адыгеи жили меотские племена, от которых и пошли различные народности, объединенные сегодня общим названием «адыгейцы».
История
Адыгейцы – одна из этнических групп семьи адыгов, в которую входят также кабардинцы, черкесы, шапсуги, убыхи и абхазы. История этого народа очень сложная и запутанная: его предками были меоты, зихи, касоги, керкеты. На протяжении многих веков шла активная ассимиляция коренных народов Северного Кавказа и Кубани, из-за чего адыги никогда не представляли собой единый конгломерат. Вплоть до Кавказской войны 1817-1867 гг. существовало несколько отдельных княжеств: Кабарда (Большая и Малая), Бжедугия, Натухай, Убыхия и т.д. Самым мощным из них считалась Кабарда. Именно посягательство России вынудило адыгейский народ начать сближение между отдельными княжествами, но время было упущено: сначала царским указом большинство адыгов было депортировано в Османскую империю, а затем уже советская власть искусственно разделила субэтносы, образовав три субъекта внутри СССР: Карачаево-Черкессию, Кабардино-Балкарию и Адыгею.
Интересно, что адыгейцами называют себя сами представители этого этноса. Филологи, пытающиеся раскрыть тайну этнонима «адыгэ», пришли к выводу, что в переводе это слово означает «дети солнца». Синоним названия народности – черкесы, поэтому среди ученых принято двойное определение народности адыги (черкесы).
Быт адыгейцев
В Республике Адыгея максимально сохранились традиции предков. Особенно заметно это на примере ведения хозяйства. До середины XIX в. в обществе придерживались устоев феодально-рабовладельческого строя, для которого была характерна сословная иерархия. По этим же правилам регламентировались обязанности в общине.
В традициях народов Адыгеи – жизнь семейными поселениями численностью до 100 человек. Главой семьи считается отец. Непререкаемый авторитет – люди старшего возраста. Принцип старшинства сохраняется всю жизнь: если в семье растет несколько мальчиков, то по обычаю первым должен жениться старший сын.
Несмотря на то, что черкесы считаются отличными воинами, основные занятия этого народа мирные. Современные адыгейцы Краснодарского края остаются верными традициям своих предков и чаще всего занимаются земледелием и скотоводством. В каждой семье большое подсобное хозяйство: утки, куры, гуси. В горах пастухи пасут овец, коз, мулов и яков. В полях сеют пшеницу, кукурузу, ячмень и просо. Развито и ремесленничество: адыгейцы славятся своими кузнецами и передают мастерство из поколения в поколение. Женщинам нет равных в изготовлении тканей.
Кухня адыгейцев достаточно проста, ее даже называют «военно-полевой». Блюда здесь в большинстве своём готовят на основе баранины, молока и круп. Отдельное место занимает традиция приготовления знаменитого адыгейского сыра. Из поколения в поколение передают историю его рецепта: по легенде, технологию изготовления раскрыл девушкам-черкескам бог скотоводства Амыш в награду за то, что они спасли от гибели стадо овец.
Дома этот народ предпочитает деревянные. И это тоже дань обычаям предков адыгейцев: когда-то жилища делали не из бревен, а из ветвей, чтобы можно было собрать и разобрать дом в условиях военного времени. Отдельно обустраивают комнату для гостей, которая называется «кунацка». Ранее в больших общинах для гостей выстраивали отдельный дом.
Женщины и мужчины
Адыгейский мужчина не только глава семьи. Прежде всего, это защитник своей земли. Испокон веков этот народ славился своим бесстрашием и отвагой. Предки его еще в конце первого тысячелетия до нашей эры смогли образовать на черноморском побережье Краснодарского края мощное государство Синдику, обладающее таким войском, которого боялся даже царь Митридат.
Традиции и обычаи адыгейцев относительно воспитания мальчиков сохранились до сих пор: с раннего детства детей учат обращению с ножом, луком и стрелами, держаться в седле и ухаживать за лошадьми. Трусость для мужчин, независимо от возраста, недопустима, но и хвастовство считается пороком. Истинный черкес – скромный и отважный. В центре внимания мужчина может быть только 3 раза в жизни: в момент рождения, в день смерти и на собственной свадьбе.
Женщины – эталон красоты. Многие отмечают особую стать адыгеек. И это неспроста: с 12 лет девочки здесь начинают носить корсет, который помогает держать осанку и делает талию очень тонкой. Символом красоты считаются темные длинные волосы, которые до замужества они заплетают в косы, а после свадьбы прячут под платок. За яркую внешность, великолепную фигуру и покладистый характер женщин из Адыгеи хотели иметь в наложницах богатые люди многих стран.
Отношение к женщинам у этого народа необычны для кавказцев. Дамы здесь в особом почете: при них нельзя сквернословить, курить, ссориться, драться. Мужчина всегда встает, если в комнату входит женщина, а всадники спешиваются, встретив на дороге путницу. Ранее по адыгейскому обычаю воины, возвратившиеся после удачного похода, приходили в дом самой уважаемой в общине женщине и приносили ей дары. Если в поселении такой дамы не было, то одаривали первую адыгейку, которую они встречали на пути.
Дети
По традиции рождение ребенка адыгейцы отмечают с особой радостью. Один из обычаев – вывешивание флага на крышу дома. Если рождается девочка, то над жилищем развевается пестрый флаг, если мальчик, то крепят однотонное полотнище, чаще всего красного цвета. В первый год жизни малыша дедушка по отцовской линии сажает дерево. Это символизирует начало становления жизненного пути нового члена семьи: как крепнет дерево, так крепнет и умнеет ребенок.
Приданое малышу собирают уже после его появления на свет. Постельные принадлежности покупаются женщинами по линии матери: если младенец будет спать на постели, приготовленной родственниками отца, то в будущем он будет несчастен в браке. Перед тем как положить малыша в колыбельку, туда кладут кошку и дают ей выспаться, чтобы ребенок потом здесь так же крепко спал, как и она. На сон младенца укладывает бабушка по отцу.
У адыгейцев Краснодарского края есть интересная традиция, связанная с празднованием первого шага ребенка. Когда малыш начинает ходить, выбирают день, созывают гостей (как правило, близких родственников и друзей), накрывают стол, устраивают игры и конкурсы. Ребенку перевязывают ножки лентой, а затем старшая женщина из рода перерезает ее, приговаривая: «Расти сильным и здоровым». Этот обряд символизирует напутствие ребенка на всю дальнейшую жизнь. Интересна традиция угощения всех, кто пришел на праздник, кусочком круглого хлеба. Сначала на особенный ритуальный стол на трех ножках подают большой круглый хлеб, ставят на него малыша и аккуратно вырезают отпечаток ступни. Этот кусочек предназначается самому ребенку, остальной же хлеб делится между гостями. Все должны съесть это угощение, чтобы будущая жизнь малыша была гладкой.
Создание семьи
Традиции адыгейской свадьбы очень напоминают подобное торжество других кавказских народностей. Существенное отличие состоит в свободе выбора пары: на первом месте остается согласие девушки на брак с понравившимся ей юношей. Чтобы молодые люди могли присмотреться друг к другу, в домах делают отдельное помещение для проведения обряда «Институт девичьей комнаты». По адыгейской традиции, достигнув совершеннолетия, девушки могут посещать свадьбы близких родственников и друзей семьи. В эти дни они могут присмотреть жениха и себе, так же и юноша может познакомиться ближе с претендентками на роль его жены.
Адыгейки на выданье отправляются в отведенные для них комнаты, в которые по очереди заходят молодые люди для общения. Во время разговора в помещении присутствует ближайшая родственница девушки. Присмотревшись друг к другу, молодые люди вновь встречаются и говорят о своей симпатии.
Далее следует обряд сватовства. Родственники жениха трижды наведываются в дом невесты, и каждый раз они должны получить утвердительный ответ и угощение. Бывает, не все получается с первого раза, но настойчивость и желание молодых объединить свои судьбы обычно приводит к положительному решению. У черкесов допустимо воровство невесты, но в отличие от других кавказских народностей, это ничем не обязывает девушку. Если она не согласна выйти замуж за парня, она возвращается домой к родителям без всяких осуждений. А вот молодой человек при этом оказывается опозоренным, ведь он решился неволить женщину.
После сватовства в гости к жениху отправляются уже родители невесты, чтобы проверить, насколько будущие родственники благополучны. Этот обычай воспринимается как знак уважения и символизирует окончательное одобрение выбора пары. Через 2-3 дня происходит ответный визит: за то, что их сочли достойными, близкие юноши привозят женщинам из рода невесты подарки и калым за девушку.
Как и у чеченцев, адыгейские свадьбы носят довольно замкнутый характер. На них присутствует родня жениха, а вот близкие невесты остаются у себя дома. В назначенный день за девушкой из дома ее молодого человека отправляется кортеж. Встречают его дети, которые всячески препятствуют проезду машин, требуя в качестве выкупа сладости. В доме молодой все садятся за накрытые столы, сама же невеста находится в отдельной комнате и ждет, когда ее заберут женщины из рода ее будущего мужа. После обеда кортеж отправляется в ЗАГС. Сопровождать молодую может ее близкая родственница или подруга.
Самым интересным обычаем в адыгейской свадебной традиции считается ввод невесты в дом жениха. Под обрядовые песни молодую под руки подводят к старшим женщинам из рода ее мужа. Одна из них осыпает девушку монетками и пшеном, что символизирует пожелание новой семье достатка, изобилия и большого потомства. Все дары, которые падают на пол, обязательно собирают дети.
После осыпания невеста символично переступает порог дома. Для этого под ноги ей стелют овечью шкуру мэлыфэ. Обязательно следят, какой ногой она ступит сначала: правая – к счастью, левая – к трудностям в семейной жизни. Еще один древний обычай – смазывание губ молодой топленым маслом и медом, чтобы в будущем она была красноречива. Затем следуют поздравления. Первыми подходят свекр и свекровь, затем – женщины из рода мужа по старшинству. Все подходящие к невесте подносят ей деньги или золото, что символизирует покупку права на разговор с девушкой.
Существует обряд возвращения жениха. По древним традициям молодой человек никогда не присутствовал на торжестве и отсиживался в доме дальних родственников. Чтобы новоиспеченный муж вернулся домой, старшие мужчины из его рода проводят обрядовые зазывания. Подойдя к порогу, молодой человек в знак подтверждения своей личности должен назвать имена родни до 3 колена и принять чашу перемирия.
Современные свадебные традиции уже не такие строгие, как были в прошлом. Сегодня родня невесты все же может попасть на торжество, но обычно она приезжает на празднование вечером. Привозит с собой угощение и приданое. Близкие родственники с обеих сторон уходят в отдельную комнату, где за столом знакомятся друг с другом. Вместе они должны съесть блюдо из баранины, которое состоит из лопатки и правой части головы животного. Это тоже настоящий обряд: разделывать голову должен самый старший гость. Ухо он отдает распорядителю стола, нижнюю часть – гостю, который сидит слева, а половину верхней части головы – человеку справа. Остальное старейшина забирает себе.
В традиции адыгейской свадьбы шумные игрища и танцы. Обычно гости становятся в круг, чтобы мужчины находились напротив женщин. Распорядитель торжества указкой из орехового дерева определяет пару, которая должна выйти на середину и станцевать. В такой игре каждый может продемонстрировать свое искусство.
На следующий день после торжества молодые приезжают в дом к невесте. Это тоже дань традициям: в прошлом первый визит девушки был возможен лишь спустя год после свадьбы. Так она показывала свои близким, что у нее все хорошо и что она благодарна родным за то, что ее правильно воспитали.
Адыгейцы – народ, который сохранил свою многовековую культуру и историю. Главным достоинством для них считается уважение к старшим и природе. Несмотря на то, что на протяжении веков адыги не раз вынуждены были переселяться в другие регионы, они смогли остаться верными своим традициям и земле.