Традиции шорцев

Шорцы – малочисленный коренной народ Западной Сибири, традиции которого сформировались еще в VI-IX веках в результате объединения культур тюркоязычных и кетоязычных племен.

Сегодня выделяют две группы этой народности: южную и северную, второе название которой «абинцы». Шорцы принадлежат к монголоидной расе, обитают в основном в Кемеровской области, а также в Хакасии, Алтайском и Красноярском краях.
Шорцы

История народа

Традиции и обычаи шорцев имеют давние корни. Считаясь коренным народом Западной Сибири, предки современных представителей этого этноса проделали большой путь, прежде чем оказались на территории Кемеровской области.

Они испытали на себе влияние тюрков, местных племен кузнецких татар, а также телеутов Алтая. Интеграция с другими группами местного населения завершилась к XVII веку. Когда верховья Томи освоили русские, они установили контакты с уже полностью сформировавшейся этнической группой.

На фото: миссионерский стан в верховьях Томи, 1913 год
Миссионерский стан, 1913
Новые ассимиляции начались в начале XX века в условиях советского национально-культурного строительства. В период с 1925 по 1936 год выделился отдельный Горно-Шорский район, и в это же время завершилось объединение групп этой народности в единый этнос.

Ассимиляция с другими народами Союза стала причиной снижения численности шорцев. В 1980-х годах с целью сохранения их уникальных традиций, обычаев и обрядов была принята программа возрождения Горной Шории. Благодаря чему стали вводить язык этой малочисленной группы в школьные программы, создали национальный парк, открыли краеведческий музей.
Шорцы

Уклад жизни

Народные традиции шорцев отражают представления этого этноса о жизни. В основе всего стоит понятие рода, который живет по патриархальным законам. Члены его называются «карындаш», во главе общины стоит «паштык».

На этапе становления народности высшим органом управления считалось родовое собрание. Должности в нем занимали исключительно мужчины. Члены собрания решали все важные вопросы, проводили выборы. Они же были и судьями. Решение суда выносили на рассмотрение всего народа, и если большинство не соглашалось с ним, проводили новое разбирательство.

Шорцы – искусные кузнецы. До прихода в верховья Томи русских мужчины этого этноса занимались обработкой металла. Особенно развито это ремесло было на севере. Изделиями из металла здесь платили дань тюркским каганам, их же выменивали на мех и войлок у кочевых племен.

С XIX века кузнечное дело стало угасать: с этого времени традиции шорцев Кемеровской области связаны с охотой. Зверя добывали в основном не для пропитания, а для продажи. Сегодня ремесла отошли на второй план: по традиции,  шорцы Кузбасса занимаются добычей угля.

Быт

Жизнь шорцев всегда была оседлой. Обеспечением семьи занимался мужчина, женщина же вела хозяйство. Особенностью считалось проживание родами: несколько семей объединялись в общины и занимали определенную территорию.

У южных шорцев в одном селении было примерно 10-12 юрт. Располагались они на значительном расстоянии друг от друга. Абинцы, обитавшие на севере, как и русские, объединялись в деревни, где соседствовало несколько родов.

На фото: жилище шорцев, 1927 год
Жилище шорцев, 1927
Традиционные жилища этого этноса – шалаш и юрта. Шалаш представлял собой временный дом из досок и бревен. Ставили его на пашнях и в лесах. В южных поселениях он был всесезонным: зимой его утепляли слоем бересты и землей. Юрты также были срубными с берестяной крышей. После прихода русских шорцы стали строить деревянные избы.

Шорцы разводили лошадей, без них в тайге никуда, а с 19 века стали разводить и коров и овец. Охотились, в том числе на пушного зверя.

В основном питались рыбой: мужчины одного рода собирались в артель и шли на реку для заготовки запасов на зиму. Строили запруды, использовали ящики для ловли рыбы.

На фото: запруда и ящик для ловли рыбы
Запруда на реке
Женщины же занимались собирательством, после прихода на Томь русских, этот промысел стал не только источником пропитания, но и заработком. Особенно ценились  кедровые орехи, за которыми на несколько недель уходили в тайгу целыми семьями.

В горных и степных районах было развито земледелие. Сеяли здесь пшеницу, рожь, ячмень. Из ржаной или пшеничной муки пекли круглые хлебы «калаш» и лепешки «терптек», из ячменной крупы варили «юшу» и добавляли в похлебку.

Среди домашних ремёсел было распространено вязание, выделывали шкуры, валяли войлок. Из бересты изготовляли посуды и всякую утварь. Специально выращивали коноплю и крапиву, из которых женщины ткали.

На фото: шорцы, 1927
Шорцы, 1927

Верования

Массовый переход в начале XX века представителей этой народности в православие не смог полностью искоренить традиционные верования, к которым относится шаманизм, пантеизм и анимизм. С ними же связаны и многие интересные традиции шорцев.

На фото: шаманка в полной амуниции
Шаманка
Мир здесь делят на три сферы: землю Ульгения (высшего божества), мир людей и подземное царство. Важную роль в жизни играют шаманы, которые обеспечивают связь между смертными и божествами. Шаманство у шорцев передается исключительно по наследству.

У каждого предмета есть свой покровитель. К духам относятся с особым почтением, особенно ценят тех, от которых зависит охота. Главным из них считается хозяин гор Таг-эзи: ему приносят жертвенный напиток перед охотой, задабривают пихтовыми ветвями при переходе через перевал, бросают кусочки мяса в огонь после удачной охоты.

До наших дней дошла интересная традиция древних шорцев приносить жертву и духу огня От-эзи во время похорон и поминок. Это считается единственным прямым общением с высшими силами. В остальных случаях прибегают к помощи шамана.

Традиция окружать себя различными амулетами сохраняется до сих пор. Самые ценные амулеты – те, которые связаны с семьей.
Амулеты
Покровительницей детей здесь считают богиню Умай. Ее именем называют душу ребенка от рождения и до трех лет. Над кроваткой младенца обычно вешают ее символическое изображение – маленький лук со стрелой, на конце которой закреплен кусочек заячьей шкурки.

Праздники

Интересные традиции шорцев Кемеровской области связаны с праздниками.

В начале года, 19 января, отмечают День Ружья. Праздник называется «Пайрам-Мылтык»: когда-то это был день посвящения мальчиков в охотники. Накануне в каждой семье лепят большие пельмени с сюрпризами в виде маленьких амулетов.
миниатюрные амулеты
Это своеобразные предсказания: за общим столом все наблюдают, что же достанется соседу: миниатюрное ружье, топорик, монетка, нитки, соль или сахар. У каждого мини-амулета есть свой смысл:

  • ружье – хорошему охотнику;
  • топор – умелому хозяину;
  • монетки – к прибыли:
  • нитки – к счастливой жизни.

В день весеннего равноденствия шорцы отмечают Новый год. Праздник у них называется «Чыл пазы». Это время всеобщего веселья. Независимо от возраста, люди переодеваются в медведей и различных мифических существ и ходят друг к другу в гости.
Праздник
В середине июня проходит праздник «Албаа-Пайрам». Устраивают его в ознаменование конца посевных работ. Даже в наши дни сохраняется обычай собираться большими компаниями и под звуки бубна шамана задабривать духа огня.

На празднике всегда устраивают конкурсы:

  • На лучший национальный костюм
  • На лучший стан
  • На лучшее исполнение национальных песен
  • Конкурс национальных блюд.

Албаа-Пайрам – время проведения спортивных состязаний, в которых определяют самых сильных и ловких парней.  Этот праздник сегодня самый масштабный из всех сохранившихся традиционных шорских обычаев. Ежегодно на него собирается много людей из разных районов, здесь звучат народные песни, детям рассказывают сказки, знакомя с культурой и обычаями предков.


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.