Удивительные корабли призраки
Истории о кораблях-призраках, одиноко блуждающих по морям и океанам с мертвецами на борту или абсолютно пустыми, начали появляться только в позднем Средневековье. Во времена Античности судоходство не было сильно развито, да и конструкция тогдашних судов не предусматривала возможности оставаться длительное время на плаву без команды.
Начиная с XIV века, страшные байки про мертвецов и утопленников уже вовсю распространялись среди моряков. Отправной точной для возникновения подобного фольклора послужила эпидемия чумы, выкосившая чуть ли не треть Европы. Болезнь не щадила ни тек, жил на земле, ни тех, кто плавал в море. Отсутствие элементарной гигиены только способствовало распространению «черной смерти», от которой моряки умирали целыми командами за несколько дней.
Неуправляемые корабли, напичканные трупами, внушали ужас встречным судам, причем вполне реальный. Блохи, изголодавшиеся от отсутствия еды на охладевших мертвецах, с радостью перескакивали на живых людей, осмеливавшихся подняться на борт фрегатов-странников. А это значит, что вспышка чумы среди здоровых членов экипажа была гарантирована. Считается, что истории о таких кораблях-смертниках и послужили первоисточником прославленной легенды о «Летучем Голландце».
«Летучий голландец»
В своей классической версии легенда о самом знаменитом корабле-призраке выглядит так. Капитан судна Филипп Ван Деккен положил глаз на супругу одного из пассажиров и решил во что бы то ни стало ею овладеть. Не обремененный никакими чувствами чести, достоинства и страха перед Богом, он зарезал незадачливого мужа и предложил сердце своей возлюбленной.
Сладострастный пьяница и богохульник не ожидал, что дама откажется от его предложения и выбросится за борт. Злость, охватившая капитана, не дала ему мыслить здраво и разумно управлять кораблем. События разворачивались поблизости мыса Доброй Надежды, и начавшаяся буря не давала судну безопасно его обогнуть.
На предложение штурмана не играться с непогодой и пришвартоваться кберегу, Ван Деккен разразился грязной бранью и застрелил своего помощника. В пьяном угаре он поклялся, что никто из присутствующих на бригантине не покинет ее, пока мыс не будет пройден. Пусть даже на это уйдут столетья. Призыв был услышал на небесах, и громогласный божественный голос прокричал: «Пусть так и будет!».
Проклятый «Летучий голландец» с тех пор дрейфует по водам Мирового океана, развлекая суеверных моряков и отсвечивая в темноте зловещими очертаниями.
«Копенгаген»
Как объяснить исчезновение одного из самых надежных и технически совершенных кораблей XX века, буквально растворившегося в глубинах Атлантики в 1928 году? Вопрос уже давно относится к разряду риторических, поскольку разгадать причину загадочной пропажи так никто по сей день и не смог.
Пятимачтовый красавец, оснащенный судовой электростанцией и радиостанцией, выполненный из закаленной стали и являвшийся третьим по величине в мире на момент постройки (1921 год), был настоящей гордостью и надеждой для Восточно-Азиатской компании — владельца судна. Двухпалубная стальная «торпеда» должна была использоваться для перевозки различных грузов, а ее обслуживанием занималось более 60 человек.
Последняя дата выхода на связи была зафиксирована 21 декабрем 1928 года, и больше об участи членов команды и самом корабле ничего не известно. Было объявлено крупное вознаграждение тому, кто предоставит хоть какие-то данные о местоположении «Копенгагена». Откликнулись капитаны норвежского и английского пароходов, но их информация в расследовании не помогла.
Две экспедиции, снаряженные Восточно-Азиатской компанией, также никаких результатов не принесли. И в 1929 году специальная комиссия, занимавшаяся делом о пропаже корабля, постановила — судно утонуло, не справившись с силами природной стихии, настолько стремительно, что никто из пострадавших не смог передать в эфир сигнал SOS.
И все бы ничего, но спустя 3 года в африканской пустыне Намиб были обнаружены скелеты нескольких людей, одетых в морскую форму. По форме черепа установлено, что это европейцы, а металлические пуговицы и крой бушлатов четко указывали на принадлежность погибших к датскому кадетскому корпусу. До 1932 года только одно учебное судно могло попасть под подозрение — крушение терпел только «Копенгаген».
Но и на этом загадки не закончились. Уже в 1959 году капитану нидерландского сухогруза «Стаарт Магелчэс» пришлось пережить пару страшных минут в своей жизни. Спустя 25 лет исчезнувший «датчанин» буквально вырос из туманной пучины океана на глазах изумленных моряков и направился прямо на судно.
Экипаж в ужасе предотвратил столкновение, и никто из команды не мог подумать, что все происходящее— мираж. Появившись из ниоткуда, парусник пропал в никуда, но прочитать его название на борту удалось всем. Догадаться не трудно — это был «Копенгаген».
«Байчимо»
Интересная судьба у судна «Baychimo», бывшего в собственности немецкой торговой компании и после Первой мировой войны перешедшего под «подданство» Великобритании. В послевоенные годы корабль использовался для перевозки меха. В 1931 году у побережья городка Барроу сухогруз застрял во льдах, и команда переждала непогоду на материковой части суши. Спустя две недели борт опять оказался в ледяном плену, и на этот раз обстоятельства вынудили моряков прятаться уже на берегу.
Целый месяц экипаж провел в ожидании, а когда снежная буря утихла, то оказалось, что корабль исчез. Версия об его утоплении во время стихии не подтвердилась — местные охотники рассказали, что видели «Байчимо» примерно в 50 милях от лагеря. Команда разыскала судно, забрала оттуда весь груз и покинула его навсегда.
Многострадальный корабль оказался на редкость живучим, и в течение 40 последующих лет его периодически видели дрейфующим в океанических водах вблизи Канады. Последние сведения о нем датируются 1969 годом, и на тот момент корпус судна практически слился с айсбергом, став частью огромной ледяной глыбы.
Правительство Аляски предпринимало в 2006 году попытку отыскать «призрак Арктики», но безуспешно. Сегодняшняя судьба его неизвестна.
«Октавиус»
Излишняя самоуверенность и безответственность капитана этого судна привела к тому, что корабль был буквально задавлен льдами Северного Ледовитого океана и перешел в разряд кораблей-призраков. Никто из членов экипажа не выжил.
Решение пойти через Северо-Западный проход и, тем самым, сэкономить время оказалось для команды фатальной. В 1762 году морской путь через Ледовитый океан был неизведанным, и риск напороться на айсберг или просто замерзнуть, не выдержав суровости арктического климата, был очень высок. Но уж больно хотелось капитану сократить маршрут из Китая в Англию, что он решился на авантюру.
Ожидания не оправдались — «Октавиус» не смог совладать со стихией и попала в ледяную ловушку. Через 13 лет он корабль был обнаружен китобоем «Whaler Heraid» вблизи берегов Гренландии. Судно каким-то образом сумело высвободиться из арктических снегов и дрейфовало в свободном полете с мертвецами на борту.
«Мария Селеста»
Легендарный корабль-призрак, реально существовавший в истории и ставший главным героем множества морских историй, небылиц и пересудов. Изначально судно называлось «Амазонка» и уже с самого «рождения» за ним тянулся шлейф дурной славы. Оно несколько раз меняло владельцев, садилось на мель, меняло команду, пока не было выкуплено предпринимателем из Америки. Именно он и переименовал корабль в «Марию Селесту», думая, что таким образом подарит шхуне вторую жизнь.
В 1972 году судно отправилось в свое последнее плаванье. На борту было 13 человек — капитан с женой и дочерью, а также 10 матросов. Маршрут планировался из Нью-Йорка в Геную, а цель поездки — перевозка спиртного. Спустя пару недель корабль был обнаружен дрейфующим в море и абсолютно пустым. Вернее, груз (ни много ни мало 1700 бочек спирта) и все вещи оставались на своих местах без каких-либо признаков паники или поспешных сборов. А вот людей на нем не было. Даже мертвых.
В капитанской каюте осталась даже шкатулка с украшениями жены и неоконченное шитье у открытой швейной машинки, трюмы ломились от еды, и никаких следов борьбы или насилия также не присутствовало. Правда, исчезла одна из спасательных шлюпок, на которой предположительно команда покинула борт. Но даже спустя время, после всей шумихи и публичного расследования Британским Адмиралтейством, никто из членов экипажа так и заявил о себе. Кроме парочки самозванцев, желавших выдать себя за пострадавших и получить вознаграждение.
После окончания следствия история вышла за юридические рамки и начала обрастать народными легендами. Какие-то только версии причин гибели моряков не выдвигались, начиная от нападения гигантского осьминога и заканчивая эпидемией чумы, сразившей несчастных людей. Газеты пестрили все новыми и новыми гипотезами, поднимая себе рейтинг, а народ получал очередную порцию информации для сплетен. Как бы то ни было, а тайна «Марии Селесты» до сих пор остается неразгаданной.
«Мальборо»
В одну из бухт архипелага Огненная Земля была прибита шхуна под названием «Мальборо». Событие датировано 1913 годом. Когда поднялись на борт для осмотра и выяснения причин такого «сюрприза», то глазам открылось ужасное зрелище. По всей площади бригантины были хаотично разбросаны высохшие мумии членов экипажа. При этом никаких повреждений самого судна не обнаружено.
В ходе расследования выяснилось, что корабль следовал из порта Литтлтон в Шотландию, где должен был зафрахтоваться в Глазго. Последние данные о странно исчезнувшем паруснике датированы 1890 годом, то есть он целых 24 года бороздил морские просторы и так и не разбился о рифы или не пал «смертью храбрых» во время шторма. В чем причина смерти моряков, тоже непонятно. Умерли ли они от нехватки воды и еды или были сражены страшной болезнью — можно только догадываться. Вопросов много, но ответов на них нет до сих пор.
Загадочные корабли-призраки до сих пор будоражат головы как моряков, так и любителей необъяснимых явлений. Несмотря на развитие технологий, истории об обнаруженных судах, странным образом одиноко курсирующих по морям-океанам, время от времени появляются в прессе и телевизионных новостях. А значит, «копилка» легенд продолжает пополняться новыми фактами и историями.