Традиции нанайцев

Нанайцы – коренной народ Дальнего Востока, традиции которого сохранили тесную связь с языческими верованиями и шаманизмом предков. В них прослеживается культура древних амурских поселений, прежде всего тунгусов и тюрков, а также русских, которые принесли с собой в этот край православие.

Традиции нанайцев

История этноса

Археологические находки подтверждают существование поселений в Приамурье еще в период неолита, но сведений об особенностях их жизни и культуры не сохранилось. Историю этого народа стали изучать лишь с XVII века, когда начались активные походы русских на Дальний Восток. Историки полагают, что предками современных нанайцев были племена ачанов и натки, хотя есть версия о том, что этот народ пошел от дючеров, живших у рек Сунгари и Амур. И все же большинство ученых высказываются в пользу первой гипотезы — ачаны и натки заняли земли землепашцев дючеров после их переселения в Манчжурию в 1650 году.

Быт нанайцев

В 1860 году произошло окончательное разделение границ Китая и России, и прижившиеся на восточном берегу реки Уссури и по берегам среднего Амура поселения остались в нашей стране. Нанайцы проживают также и в Китае, но по переписи населения 2002 года представителей этого этноса в Поднебесной было всего 4600 человек против 12160 в России.

Название этой народности представляет собой сочетание двух слов: «на» – земля, «най» – человек, что в итоге получается «человек земли». Коренное население называет себя «нани», в Китае используют этноним «хэчже», а в России для жителей верховья Амура применяют производный этноним «хэджени».

Одежда нанайцев

В Хабаровском крае, как основном регионе проживания нани, сильны традиции носить национальную одежду. Верхний наряд шьют из шкур животных, которые сохраняют тепло. Нижнюю одежду делают из крапивных волокон, а для обуви используют шкуру рыб. Очень красивые у нанайцев праздничные наряды из шелка и парчи: раньше эти ткани привозили из Китая.

Одежда нанайцев

Национальный костюм этого этноса включает халат по типу кимоно с запахом на правую сторону, теплые штаны и невысокие сапоги. Летом женщины и мужчины носят безрукавку кандял. Предки современных нани были настоящими мастерами по изготовлению теплой и прочной обуви из рыбьей кожи. Ее называли «согбома ота». У таких сапог был разный крой, который делили на амурский и тунгусский. Летний головной убор у мужчин – шапка конической формы, которую шили из пропаренной бересты. Зимой носили меховую шапку элдумэпсэ.

Одежда женщин выделяется оформлением, а форма и содержание ее сходно с мужской. Халаты у нанаек немного длиннее мужских и обязательно расшиваются орнаментом в сине-белых оттенках. К брюкам прилагаются нагрудники: высокие для девушек и до середины груди для замужних, чтобы было удобно кормить младенца.

Одежда нанайцев

Основные занятия

В традиции нанайского народа – занятие охотой и рыболовством. Как и раньше, сегодня эти промыслы считаются основным способом добычи пищи в сложных климатических условиях. Чтобы поймать зверя, придумали различные ловушки: для копытных – ямы, засеки и самострелы; медведя ловят на петлю из лосиной шкуры и забивают зверя копьем «гидой». На промысел нани добираются на нартах, запряженных в собачьи упряжки, или на лыжах. Летом на реки выходят в лодках.

Раньше нанайцы, живя на отдалении от других поселений, полностью обеспечивали себя. Мужчины занимались кузнечным делом, делали различные орудия из кости животных. Женщины шили одежду и обувь, пряли и ткали, вышивали.

Охотники нанайцев

Еда

В традициях нанайцев Хабаровского и Приморского края – приготовление сытных блюд. В приоритете у них мясо и рыба, но также есть рецепты на основе круп и бобовых. В условиях сурового климата нани научились максимально использовать добычу с охоты и рыбалки: рыбу здесь солят, сушат, вялят, жарят, замораживают. С XIX века начали использовать коптильни. Особенность национальной кухни нани – сырая рыба и мясо. Так едят тушки сазанов, почки, печень и костный мозг животных.

Вяленая рыба

Раньше пищу готовили в чугунных котелках. Были здесь ложки из металла, сковороды и медные тазы. Для сервировки стола пользовались глиняной посудой. Особым шиком считался фарфор, который привозили из Китая. Сами нанайцы посуду не делали, ее обменивали на шкурки пушного зверя у соседних народов.  Исключение составляла деревянная утварь — тарелки, миски, дуршлаги из кореньев тальника, а также корзины из бересты.

Религия

Культура, традиции и обычаи нанайцев Приморского края связаны с верованиями этого народа. Несмотря на то, что после прихода в этот регион русских здесь начало активно распространяться православие, шаманизм и анимизм, которые были основой верований древних нани, до сих пор имеют большое значение в культуре этого народа.

Предки нанайцев жили в гармонии с природой и одушевляли все предметы, находящиеся вокруг. Для проведения религиозных обрядов они вырезали тотемы в виде зооморфных и антропоморфных фигур, через которых общались с духами. Даже сегодня отдельные атрибуты используют для обрядов, связанных с охотой и рыбалкой.

Религия нанайцев

В общем, религия нанайцев была очень проста. Мир они делили на верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный). У каждой сферы были свои боги. Небеса по созвездиям разделяли на 9 участков, у каждого из которых был свой бог. Раз в год мужчины одного рода совершали моления о здоровье, удачи в промысле, благополучии самому главному богу небес Боа Эндури.

Покровителем земли и охоты считался На Эндурни. Средний мир древние нани также делили на царства воды, гор, леса. Как На Эндурни, особое уважение оказывали хозяину воды Муэ Эндурни. Чтобы он благоприятствовал рыбалке, ему приносили дары: их клали в небольшую плетеную корзиночку в виде рыбы и пускали по воде. У нанайцев Амурской области до сих пор сохранилась интересная традиция чествовать бога этой стихии. После окончания сезона рыбной ловли и заготовки припасов здесь устраивают праздник «День хозяина Амура». Жители съезжаются к реке и пускают по ней миниатюрные кораблики, к которым привязывают записки с пожеланиями и маленькие кусочки еды для духов.

Праздник у нанайцев

Если мужчины отправлялись в тайгу и горы, они обязательно брали с собой амулет с изображением духа, вырезанный из дерева или кости. Охотники неустанно молились хозяину лесу Подя, чтобы тот не препятствовал добыче зверя. Нани, несмотря на свой профессионализм в промыслах, уважительно относились к обитателям тайги. Были у них определенные табу — нельзя было ставить себя выше зверя. Здесь верили, что если медведь или кабан попался в силки, значит, животное само позволило себя убить. Туши разделывали особым образом, чтобы «не обидеть» убитое животное, так как его душа бессмертна и может возродиться.

Связь между духами и людьми обеспечивали шаманы:

  • саман сиуринку лечил людей;
  • нигмантей проводил поминальные обряды;
  • касса хоронил усопших.

Шаманами могли быть как мужчины, так и женщины, и лишь касса должен был быть исключительно мужчиной. Стать просвещенным человеком, который может общаться с богами и духами, по своему желанию нельзя. Это своеобразный внешний призыв. Часто он проявляется во внезапной чреде болезней. Если не раскрыть истинный смысл происходящего (а делают это, придя к другому шаману), человек может умереть.

Нанайский шаман

Нанайцы и сегодня по традиции обращаются к шаманам. Обычай этого народа гласит, что перед любым делом обязательно иди за помощью к сведущему человеку, чтобы тот воззвал к богам. К нему же спешат и тогда, когда хочется узнать, почему человека преследуют несчастья. Нани верят, что из-за непочтительного отношения к своим близким (живым или умершим) человека наказывают боги, а исправить ситуацию может только шаман.

Интересная традиция нанайцев Приморского края – приносить в дар богам исключительно пресную пищу. В приоритете это рис и простые лепешки. Никаких денег или шкурок пушного зверя шаман не принимает. Угощая обычной пищей небесных покровителей, нани как бы угощают всех обездоленных.

Периоды жизни

Тотемизм и анимизм сопровождает нани в течение всей жизни. Например, душа ребенка от рождения и до года представляется здесь в виде птички, которая жила когда-то на большом родовом дереве, а потом вселилась во чрево матери. Появление детей в семье нани – благословение духов тайги и воды. Особой удачей считается рождение близнецов.

Семья нанайцев

После родов над матерью и новорожденным проводят ритуалы для защиты от злых духов. Интересная традиция нанайцев Хабаровского края – приготовление для малыша колыбели со стружками из черемухи. Это дерево, по преданию, священно, и это не случайно. Предки нани были очень наблюдательны и понимали, что черемуха защищает от болезней. Раньше верили, что она просто отгоняет злых духов, сегодня же доказано, что это дерево имеет антибактериальные свойства. Дом, где появился ребенок, окуривают багульником. Зажженные пучки травы вносят в само жилище, а также разводят несколько костров вокруг дома.

Уникальны и традиции, связанные с окончанием земного пути. У этого народа принято целых три способа погребения: наземный, в земле и сожжение. Раньше нередки были случаи, когда тела умерших помещали в специальные постройки кэрэк, размещенные на деревьях. Детей могли хоронить в дуплах. Захоронения в земле начали проводить уже после прихода в край русских.

По покойному проводят несколько поминок. Обязательные из них – сразу после смерти и на 7 день после этого. Похороны происходят на 2-3 день. На церемонии должны присутствовать все родственники умершего. Раньше рядом с телом мужчины клали топор, нож и котелок, а женщины – ножницы. Если умирал охотник, то ему оставляли лыжи и стрелы, если рыбак – сети. При этом все предметы преднамеренно ломали, веря, что в загробной жизни душа найдет их целыми. В течение года после смерти ежемесячно устраивали малые семейные поминки. Большие же мог проводить исключительно шаман, который провожал душу покойного в мир Буни.

Похороны у нанайцев

Нанайцы стараются максимально сохранить свою культуру и традиции. Несмотря на то, что их коренные верования не сочетаются с общепринятыми религиями, они придерживаются принципа жизни в единстве с природой. Нани передают знания предков из поколения в поколение, особое внимание уделяя учению добру и щедрости. Все это находит свое отражение в фольклоре и устном народном творчестве.


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.