Удивительные факты о театре

 

Театр — это своеобразное колдовство, создаваемое живыми людьми на сцене «здесь и сейчас». Каждый спектакль даже самых долгоиграющих постановок имеет свою душу и почерк. А сколько всего скрывается за кулисами вдали от зрительского глаза, трудно даже представить. Удивительным фактам о театре тоже нет числа, вот лишь некоторые из них.

Удивительные факты о театре

Главное — креативный подход

Сходить в один из таких театров стоит хотя бы потому, что это интересно само по себе. И даже неважно, что будет происходить на сцене, впечатления от пребывания в подобном месте не испортит даже плохая актерская игра.

  • Театр комедии в Барселоне «Teatreneu» знаменит тем, что плата за спектакль рассчитывается, исходя из смешливости зрителя. В спинки кресел вмонтированы специальные датчики, считывающие мимику человека. Как только программа распознает нужную эмоцию, на счет списывается 30 центов. Максимальная стоимость билета фиксирована и составляет 24 евро. То есть после 80 улыбки можно уже смеяться, не боясь остаться с пустым кошельком. Идея оказалась настолько оригинальной, что от желающих посетить столь колоритное место нет отбоя.

Театр комедии в Барселоне «Teatreneu»

  • Лондонский театр «Barbican» около 10 лет назад провел очень интересный эксперимент, организовав шоу под названием «Колыбельная». Пришедшим гостям вместо сидячих кресел были предложены одно-, двух- и трехспальные кровати со всей сопутствующей атрибутикой — одеялом, подушкой, ночником. Главная цель представления состояла в том, чтобы расположить людей ко сну и успокоить их нервную систему. Примечательно, что программа предусматривала и легкий утренний завтрак.

Шоу «Колыбельная» в Лондонском театре «Barbican»

  • Театр Бартера (штат Вирждиния, США) знаменит не только тем, что является самым старым профессиональным театром страны, но и своим подходом к оплате. История его началась во времена Великой депрессии, когда заплатить живыми деньгами за вход было практически нереально. Чтобы не лишать людей радости посещения театра, основатель подмостков Роберт Портерфилд принял уникальное решение — брать вместо традиционных денег бартерные товары: продукты питания, украшения, посуда и т.д. Шоу стоило 40 центов, и именно из этого расчета устанавливался товарный эквивалент. Прошли годы и десятилетия, а принцип бартера остался, став индивидуальной фишкой театра.

Театр Бартера (штат Вирждиния, США)

Необычные театры мира

Удивлять можно не только постановками, но и самим видом театра — его архитектурой, расположением, внутренним убранством и т.д. Вот только несколько вариантов современных «подмостков», при виде которых уже захватывает дух. Не говоря уже о том, что происходит на сцене.

  • Заядлые театралы хорошо знакомы с небольшим австрийским городком Брегенц, куда ежегодно со всего мира съезжаются любители оперы и театрального искусства. Все представления проходят на плавучей сцене — специальной конструкции, вмещающую множество декораций и сложную систему освещения. Все вместе дает потрясающий зрительный эффект, который только усиливается на фоне солнечных летних закатов и отблеска озерной воды. На берегу оборудованы места для 6000 зрителей, поэтому билеты раскупаются за полгода вперед.

Плавучая сцена в австрийском городе Брегенц

 

  • Гигантское «яйцо» из стекла и титана, словно фантастическая подводная лодка, всплывшая посреди Пекина — не что иное, как здание современного тетра. Его создатель, архитектор, француз Поль Андре, дал волю своей фантазии и сделал настоящий футуристический объект. Чтобы попасть в холл театра, нужно пройти по подводному тоннелю длиной 80 метров, и уже это одно приводит в восторг. Помимо спектаклей, здесь проводятся симфонические концерты и различные шоу-программы.

Оперный театр в Пекине

  • Норвежская столица Осло также входит в список театральных «креативщиков». В самом центре города разместился оперный театр — огромное здание из мрамора и стекла со смотровой площадкой, протянувшееся вдоль побережья на несколько сот метров. Его сцена состоит из 16 площадок, независимых друг от друга и способных перемещаться в пространстве под разными ракурсами. Такая конструктивная находка позволяет создавать самые замысловатые декорации, вводя зрителей в эмоционально-культурный транс. Постановки отличаются своей разноплановостью и оригинальностью прочтения, а число посетителей театра за все время его существования (около 10 лет) превысило уже 8 миллионов человек.

Оперный театр в Осло

Сначала было слово

Используя в речи различные афоризмы, мало кто задумывается над их происхождением. А, между тем, часть их них имеет театральные корни. Например:

  • Слово «фиаско» в переводе с итальянского означает «бутылка». Казалось бы, какое отношение оно имеет к значению, вкладываемому в него сегодня — провал, неудача? Все дело в незадачливом комике Бианконелли, решившем в свое время поразить публику веселой пантомимой с огромной бутылью на голове. Зрители юмор не оценили, а название сценки стало синонимом понятия «актерская неудача». Впоследствии фраза приобрела нарицательный смысл, обозначая «крах», «поражение» не только в рамках актерской игры, а в принципе.
  • Выражение «шут гороховый» хоть и придумано было на Руси, но прототипом скоморохов были римские паяцы. Их обязательным атрибутом служила погремушка, сделанная из бычьего пузыря, внутрь которой засыпался сушеный горох. Во время представлений в средневековом театре такими «игрушками» актеры били других актеров и даже зрителей. В русской интерпретации образ шута немного видоизменился, дополнившись гороховой соломой, венчавшей голову весельчаков.

Шут гороховый на Руси

  • «Финита ля комедия» — известный фразеологизм, дословно переводящаяся с итальянского «комедия окончена». Несмотря на то, что грамматически фраза звучит несколько иначе («La commedia e finita»), именно такой вариант закрепился в нашем словарном обиходе. Существует несколько версий происхождения этого выражения, самую логичную из которых связывают с оперой Руджеро Леонкавалло «Паяцы».

No comments

Некоторые факты о театральном прошлом и настоящем вызывают настоящий шок, но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

  • О кровожадности древнеримской публики всем давно известно. Чего только стоят гладиаторские бои, сравнимые по своей жестокости, разве что, с ухищрениями средневековой инквизиции. Публика, жаждала крови и зрелищ, поэтому часто на сцене актеров заменяли приговоренными к казни преступниками, которых «безмятежно» убивали прямо во время представления.
  • Основатель Театра насилия Венсаль Макень представляет свою версию «Идиота», где от достоевского героя осталось только имя и общая сюжетная канва. Спектакль, длящийся 3 часа, вызывает неоднозначные ощущения. Смесь гротеска, греческой комедии и гранжа пугает своей агрессией и звенящей душевной пустотой. Сцена буквально заливается грязью, причем как в переносном, так и самом прямом смысле слова. В ход идут слюни, кровь, чай вперемешку с другими жидкостями природного (и не только) происхождения. Смельчаки, досидевшие в зале до конца, выходят «в мир» полностью опустошенными и сбитыми с толку. На любителя — так можно охарактеризовать работу странного и, наверняка, не психически нестабильного французского режиссера.

Театр насилия Венсаль Макень

  • Японская философия по зубам не каждому смертному, но приблизиться к ее пониманию можно с помощью театра Но. Зародившись еще в 14 веке, изначально он был рассчитан на аристократичную публику. Даже сегодня, присутствуя на театральных представлениях, зрителя не покидает чувство избранности от приобщения к высокому искусству. Маски и кимоно, в которых выступают актеры, традиционно передаются из поколения в поколение. Возраст некоторых вещей может составлять несколько сотен лет. Спектакль играется под аккомпанемент барабанов и флейт главное действующее лицо повествует о жизни буддийских монахов, самураев, простых смертных и богов. Миниатюры «обрамляются» рафинированными национальными танцами, где каждое движение имеет свой глубокий смысл.

Это тоже интересно

Знаете ли вы, что:

  • Театральный веер использовался не только по своему прямому назначению, но и часто служил в качестве помощника как зрителям, так и актерам. Для первых на веера наносились отрывки из пьес или программы предстоящий спектаклей, а вторые нередко записывали на них текст, чтобы не забыть во время выступления.
  • Что делать, если спектакль явно не блещет актерскими талантами, но поддерживать зрительский интерес нужно в обязательном порядке? Очень просто — обеспечить в зале присутствие специально обученной «массовки», которая искупает в овациях незадавшееся представление. Именно так поступали еще во времена Нерона, считавшего себя великим артистом. Практика приглашать аплодирующих наемников была распространена и в Европе. В 19 веке их услугами пользовались многие театры, до тех пор, пока так называемые клакеры не стали требовать вознаграждение за свой «труд».
  • В средние века женские роли не блистали разнообразием, да и к самим актрисам отношение было неуважительное. Женщина могла рассчитывать только на роль служанки или рабыни, что само собой говорило о ее положении в тогдашнем обществе. Театральные костюмы и декорации также недвусмысленно давали понять о существующем положении вещей.

Говорить о театре можно вечно, но как гласит одна известная пословица — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

 


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.