Удивительный Новый год
Новый 2019 год пройдет под знаком Земляного Кабана (или Желтой Земляной Свиньи). Как гласит китайский календарь, это символическое животное сделает год продуктивным, особенно если сам человек отличается трудолюбием и усердием. Что же интересного еще скрывает в себе Новый год, его история и традиции празднования в разных странах мира?..
Петра творенье
До прихода к власти первого Императора Всероссийского Петра I Алексеевича, прозванного «Великим», Новый год в стране праздновался 1 сентября.
Славяне издревле вели счет лет от Сотворения мира, т.е. от 5508 года до нашей эры, причем это была не просто формальная дата прошлого. Ее, основываясь на библейских утверждениях («У Господа 1 день, как 1000 лет, и 1000 лет, как один день» и др.), высчитали еще византийцы, у которых русский народ и перенял календарь. Константинопольские патриархи начинали вести отсчет нового церковного года именно с 1 сентября, что впоследствии, после решения Московского Собора в 1492 году, стали делать и все славяне.
Как отмечал сам Петр, побывавший в Европе, сербы, болгары, молдаване и многие другие народы жили в согласии и вели общее летоисчисление от Рождества Христова, а не от Сотворения мира. Государь, жаждавший интеграции России в Европейское сообщество, 20 декабря 1699 года издал особый указ № 1736. Он повелел перенести дату празднования с 1 сентября на 1 января, тем самым переиначив всю календарную систему.
Так 7208 год от Сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова.
Через 12 дней русский народ встретил праздник абсолютно по-новому. В своем указе Петр, «в знак доброго начинания», также повелел украшать жилища, веселиться, наряжаться, поздравлять друг друга, стрелять в небо, зажигать смоляные бочки и учинять другие радостные «потехи». Именно Петр I стал правителем, подарившим России современные новогодние традиции.
В лесу родилась елочка
Об одном из главных новогодних атрибутов, красавице-елке, в России не знали вплоть до наступления 1817 года. До этого люди нехотя украшали свои дома ветками и шишками, как и завещал Петр I, но почти никогда не рубили елей и не устанавливали их в своих домах.
Все изменилось после того, как Всероссийский Император Николай I Павлович взял в супруги принцессу Шарлотту родом из Пруссии (территория современной Германии). Иностранка сначала уговорила двор создавать букеты из еловых веток для украшения новогодних столов, а затем и вовсе добилась того, что в 1819 году государь установил в Аничковом дворце внушительную новогоднюю елку. В 1825 году украшенное хвойное дерево впервые было представлено публике в Петербурге. На ветках красовались фрукты и конфеты, т.к. игрушек еще не существовало.
С того момента городское общество стало одержимо, – состоятельные семьи начали искать лучшие экземпляры деревьев, выписывать из Европы дорогие украшения, проводить детские утренники и раздавать ребятам подарки именно рядом с елками. Деревенское население все еще продолжало относиться к этим традициям равнодушно.
Однако на этом история новогодней елки не закончилась, – в 1915 году император Николай II организовал комитет, проводивший мероприятия по борьбе с германским засильем. Накануне Нового года немецкие пленные, содержавшиеся в одной из саратовских больниц, решили устроить празднество вокруг украшенного дерева. Николай, отечественная пресса и Священный Синод не смогли смириться с такой наглостью, а потому назвали традицию «вражеской» и отменили ее.
Но и это – еще не самое интересное. Сразу после революции елку вернули (ее очень любил идейный вдохновитель большевиков В.И. Ленин), а затем, с ужесточением политического режима в стране, снова запретили!
Уже в 1926 году ель начали рассматривать именно как рождественский, а, следовательно, и антисоветский атрибут. Несмотря на то, что в 1935 году Сталин смягчил этот запрет и дал согласие на проведение хорошей елки для детей, ни простое население, ни чиновники не отправились на базары сразу же. И все же обычай постепенно вернулся в жизнь народа, правда, с некоторыми изменениями – золотую Вифлеемскую звезду заменила символичная красная, а в качестве украшений начали использоваться отражавшие эпоху статуэтки пионеров, десантников, собак-санитаров. Со сменой повестки дня менялись и игрушки – это были трактора, початки кукурузы, хоккеисты, космонавты, спутники и пр. Возник знакомый россиянину сегодня образ Деда Мороза, которого в 1950-х годах начала сопровождать Снегурочка.
Подробнее о краснощеком дедушке
Несмотря на то, что канонический образ Деда Мороза с соответствующими атрибутами (длинной бородой, красной шубой, посохом, санями и пр.) сформировался только в советское время, прообраз этого персонажа существовал в российской культуре издревле. Дед Мороз был создан на основе историй о славянском божестве, которое повелевало зимой и холодом.
Это старинное божество имело мало общего с современным Дедушкой. Оно представлялось древним славянам как маленький старик с длинной седой бородой, который скачет по просторам и вызывает своим бегом трескучие морозы.
Отсюда возникли и прозвища морозного духа – «Трескунец», «Студенец». Божество было неразрывно связано с поминальной культурой, ведь его кликали точно так же, как и души умерших предков, и угощали аналогичной едой – кутьей и блинами. Этими угощениями Мороза задабривали и просили не приходить в теплые сезоны, чтобы не погубить урожай.
Современный же образ Деда Мороза как справедливого и доброго дарителя сложился благодаря писателю В.Ф. Одоевскому и его сказке «Мороз Иванович». Здесь Дедушка уже имел много черт, которые закрепились за ним впоследствии: он был сед, с его волос сыпался иней, он одаривал за хорошую работу, но не наказывал за плохую, а лишь поучал, наставлял.
Все остальные особенности Дед Мороз в неизменном или частично трансформированном, переосмысленном виде перенял у Николая Угодника, который выступал «рождественским дедом» для западных детей.
Привычный и узнаваемый образ сложился уже к началу XX века, а окончательно оформился к концу 1930-х годов.
Как празднуют австрийцы
Удивительно громкий Новый год устраивают жители Австрии – здесь поют песни, танцуют, пускают фейерверки, зажигают бенгальские огни и делают много других шумных вещей. Австрийцы верят, что веселье, сопровождаемое грохочущими звуками, отгоняет нечистую силу, печали и беды.
Есть в Австрии и другая интересная особенность, – с 31 декабря по 1 января на улицах можно встретить переодетых людей, напоминающих чертов или демонов из древних сказаний. Все это – костюмы, символизирующие мифическую Перхтен (Перхта). Перхтен имела злую натуру. Например, на Святки она ходила по домам и спрашивала, насколько хорошими и трудолюбивыми были дети семейства в уходящем году. Если ребенок отличался усердием, на следующее утро он мог обнаружить в ведре или ботинке серебряную монету. Незавидной была участь ленивых детей, – согласно фольклорным преданиям, Перхтен вскрывала им животы и наполняла тела соломой и камнями. Австрийскую Перхтен можно сравнить со славянской Бабой-ягой.
Однако австрийцы вовсе не прочь вырядиться в страшное создание. Они также вооружаются колокольчиками, чей звон возвещает окружающих об уходе старого года.
1 января в Австрии считается официальным выходным, в который принято делать друг другу небольшие подарки. Когда-то в этот день можно было очиститься от былых прегрешений, однако сегодня он утратил свое мистическое значение. И все же некоторые продолжают древнюю традицию, а именно – дарят родственникам и друзьям сувениры в виде трубочистов или поросят, символизирующих душевное обновление, перерождение.
Африканские традиции
Следующий интересный факт гласит, что жители африканского континента начали справлять Новый год одними из первых на всей Земле. Эта традиция зародилась еще в Древнем Египте, однако тогда она имела мало общего с современностью. Праздник был приурочен не к определенному дню или месяцу, а к самому важному событию, которое могло произойти как в середине июля, так и в конце сентября, – речь идет про разлитие Нила. Когда река наполнялась и выходила из берегов, на небе также восходила священная для египтян звезда Сириус.
Люди радовались, откладывали в сторону работу и наполняли сосуды речной водой, которая временно превращалась в целительный и чудодейственный эликсир. Заранее откормленных быков и птиц приносили в жертву богам. Не только богатые, но даже бедные египтяне старались сшить себе новые наряды по случаю знаменательного события. Родственники и знакомые приходили друг к другу в гости, вместе поминали предков и молились богам. После того, как вода бурно прибывала с юга, на нее спускали лодку, куда водружали статую Амона-Ра, его супруги Мут и сына Хону. «Идолы» находились в плавании месяц, после чего их под пение, танцы и всеобщее веселье относили обратно в храм.
Сегодня ни в Египте, ни в других африканских странах не следуют этим древним традициям, т.к. после западной экспансии культура всего континента переняла много европейских обычаев. Например, Новый год в Танзании, Кении, ЮАР и многих других государствах также справляют 1 января. Исключение составляют только те регионы, которые живут по своим собственным календарям и опираются на сезоны дождей, на начало и окончание сельскохозяйственных работ, на древние предания.
Африканские мужчины, отправлявшиеся на заработки в другие страны, обязательно воссоединяются с семьей перед Новым годом. На столы выставляются местные деликатесы, а также домашнее пиво. Хмельной напиток подается прямо в ведрах, так что любой желающий может взять кружку подходящего размера и зачерпнуть столько, сколько ему нужно! Шампанское, которое здесь стоит дорого, у местных жителей не в почете.
Примечателен тот факт, что африканцы тоже украшают новогодние деревья, вот только в их случае это не хвойные елки, а тропические пальмы и древовидные можжевельники. Африканцы уверены, что чем больше игрушек будет на дереве, тем больше счастья и радости они обретут в следующие 365 дней.
Это интересно! Жители Южной Африки имеют и другое негласное правило – купаться в зимнюю ночь или, как минимум, мыть руки в открытой воде. Считается, что так с человека смываются грехи, и он начинает жизнь с чистого листа.
А что же у космонавтов
Оказывается, Новый год празднуют даже за пределами Земли – на международных космических станциях. Самое интересное заключается в том, что космонавты имеют возможность справить торжество целых 16 раз – по одному разу на 16 из 24 часовых поясов. Для этого вполне хватает высокой скорости МКС. Вот только у самих астролетчиков не принято настолько затягивать празднование.
Космонавты не имеют возможности насладиться оливье или шампанским, ведь эти продукты на станцию не доставляют. Однако оставаться без вкусной еды им не приходится, – невесомый «праздничный стол» составляют припасаемые заранее консервы, творог с орехами, какао, морепродукты, свежие овощи и фрукты, сладкие десерты.
На борту МКС имеется даже искусственная елка, которая хранится в грузовом отсеке и достается только во 2 половине декабря. Из-за отсутствия гравитации космонавты могут перевернуть ее и нарядить вверх тормашками! В качестве украшений выступают обычные пластиковые игрушки, мишура, бумажные поделки. Главное условие – это легкость и безопасность предметов.
Т.к. на станции совместно работают космонавты из разных стран, они делятся друг с другом традициями и культурным опытом. Например, испытатель ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина» Олег Артемьев рассказал, что однажды подарки было решено разложить в рождественские носки, популярные в США и Западной Европе.
Если торжество совпадает с единственным выходным днем, космонавты могут посмотреть праздничные фильмы. Любимая кинолента россиян – это «Ирония судьбы, или С легким паром». В целом традиция празднования Нового года устоялась на МКС совсем недавно – в 1986 году, когда появилась космическая станция «Мир».