Использование новых образовательных технологий в ДОУ
В настоящий момент в дошкольных образовательных учреждениях, к которым относятся детские сады компенсирующего типа, комбинированного типа, общего развивающего типа или присмотра и оздоровления, происходит постепенное обновление устоявшихся педагогических подходов. Детей начинают воспитывать и обучать в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС), используя для этого и преобразованный методический инструментарий, и практические инновационные технологии. Так какие же наработки качественно отличают современные методы, способы и приемы от того, что знала педагогическая и воспитательная школа ранее?
Приоритеты
Депутаты ГД РФ и чиновники из Министерства образования и науки, прямо или косвенно участвующие в разработке общефедеральных стандартов, закрепляют за воспитателем роль человека, способного раскрыть в ребенке многогранную индивидуальность. Это возможно только при комплексно-тематическом подходе к построению деятельности.
Формы обучения должны сменять друг друга с регулярной периодичностью, а воспитание – не прекращаться ни на минуту, даже если речь идет о режимных моментах (например, подготовке ко сну, приеме пищи, совершении гигиенических процедур и пр.). Именно такая концепция помогает добиться развития следующих навыков, которые Минобразования считает необходимыми для дальнейшей социализации дошкольника в обществе и формирования предпосылок к успешной учебе:
- социально-коммуникативные;
- познавательные;
- речевые;
- художественно-эстетические;
- физические.
Именно поэтому одним из наиболее важных понятий становится термин «амплификация» – в контексте ДОУ он означает максимально полное обогащение ребенка за счет проживания периода детства как самостоятельного, а не подготовительного этапа.
Посещение детского сада должно вылиться в обнаружение резервов, скрытых в каждом дошкольнике, и придание им рациональной направленности по принципу: «Учиться самому, а не учиться на объяснениях других». В этом педагогу и помогают новые образовательные технологии.
Развивающее обучение
В соответствии с этим методом сегодня выстраивается деятельность едва ли не всех дошкольных учреждений. Он представляет собой целую педагогическую систему, противопоставленную традиционному комплексу обучения и воспитания. Если в последнем дети обычно теряют тягу к приобретению новых знаний и исследованию окружающего мира, то в данном случае все приемы направлены именно на то, чтобы сохранить в них этот запал.
Создателями концепции стали теоретики советской психологии, работавшие в тандеме, – Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов. В 1960-70-х годах они разработали новую образовательную технологию, базирующуюся на том, чтобы заложить в детские головы умение не только рассуждать в контексте имеющихся фактов, но и выстраивать более обобщенные и абстрактные причинно-следственные связи.
Развивающее обучение в ДОУ, хотя и продолжающее прибегать к сравнению, анализу и вынесению заключений на основе эмпирических знаний (наглядных наблюдений и внешних образов), также ставит задачу по формированию фундаментальных содержательных теоретических выводов, которые затем можно будет вспомнить и применить самостоятельно.
Если говорить о формах использования этой новой образовательной технологии в ДОУ более конкретно, то она проявляется через:
- Позиционирование ребенка как полноценного субъекта деятельности на всех ее этапах. Он сам преимущественно осуществляет целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов, или рефлексию. Воспитателю отводится роль наставника, который следит за тем, чтобы поставленные познавательные задачи соответствовали возрасту и способностям дошкольника, а их формирование по итогу было достигнуто.
- Метод проблематизации, при котором дети становятся соучастниками полноценного научного поиска, выдвигая свои предположения и гипотезы.
- Коллективно-распределительную мыследеятельность. Малыши на начальной ступени учатся вести диалог с оппонентами, эффективно взаимодействовать с товарищами для реализации общей цели, излагать мнения, культурно отстаивать правильные пути решения, основываясь на пока еще элементарных аргументах и доказательствах. Этот прием позволяет работникам ДОУ выпускать ребят, умеющих вести межличностное общение и подвергать информацию критической оценке.
Развивающие игры Б. П. Никитина
Следующая новая педагогическая технология появилась в дошкольных образовательных учреждениях благодаря Борису Павловичу Никитину – советскому и российскому педагогу 20 века и одному из основоположников методики раннего развития.
Суть данного метода заключается в развитии детского потенциала посредством самых разных игр, ведь именно эта форма деятельности привлекает малышей больше остальных за счет наличия атмосферы свободного и радостного творчества и, напротив, отсутствия принуждения. Игровые технологии Никитина полностью соответствуют новым ФГОС, введенным в ДОУ, ведь здесь происходит формирование всех необходимых образовательных и воспитательных компетенций, а также осуществляется экспериментирование с различными материалами и ресурсами. Это может быть конструктор, кубики, карты, планы, вкладыши Монтессори, раскраски, машинки и пр.
В рамках ФГОС в ДОУ применяются следующие новые образовательные игровые технологии (по классификации С. Л. Новоселовой):
- спонтанные, требующие поддержки со стороны воспитателя, поощрения инициативы и обеспечения необходимого времени и пространства дошкольникам;
- экспериментаторские (с природными объектами, людьми, игрушками и даже компьютерными средствами);
- сюжетные самодеятельные (ролевые, режиссерские, театрализованные и пр.);
- обучающие (дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные);
- досуговые (забавы, развлечения, празднично-карнавальные);
- обрядовые (семейные, культовые, сезонные);
- тренинговые (сенсо-моторные, адаптивные).
Важно, чтобы по завершении игры группа во главе с педагогом провела анализ выполненных действий и достигнутых результатов.
Достаточно вспомнить ход учебно-игрового взаимодействия, обсудить смоделированную ситуацию и соотнести ее с реальной жизнью. Если все это будет делаться правильно, систематично и вкупе с дидактическими упражнениями, данная новая технология сделает образовательный процесс в ДОУ намного содержательнее.
ИКТ
Как воспитателям придать занятиям по математике яркость и эмоциональность, сделав их интересными для каждого ребенка?
Как привлечь внимание современных дошколят, в жизнь которых уже прочно вошло телевидение и даже Интернет?
Федеральный государственный стандарт учел и эти вопросы, а потому обязал ДОУ оснащать помещения необходимыми средствами для обучения и воспитания, о чем говорится в главе III пункте 3.3.4 официального документа. Здесь же сказано, что предметно-пространственная среда должна обязательно включать в себя техническое оснащение, под которым в том числе имеются в виду и новые информационно-коммуникационные технологии.
Благодаря современной компьютерной технике и мультимедийным устройствам, делающим возможным сопровождение материала насыщенными иллюстрациями, увлекательными видеозаписями и уникальными звуковыми файлами, познавательная деятельность начинает играть для ребят новыми красками. С помощью воспитателей, которые должны не только уметь обращаться с новыми информационными технологиями, но и знать распространяющиеся на них санитарные и пользовательские нормы, дошкольники в ДОУ:
- Выполняют интерактивные задания на «электронных досках».
- Создают коллективные презентации в «Power Point» и других специализированных программах.
- Развивают каналы восприятия (зрительный, слуховой, логический и пр.).
- Получают возможность оказываться в различных электронно-смоделированных ситуациях и средах (технология виртуальных путешествий, интегрированных занятий и пр.).
- Обучаются грамоте на базе новых программных комплексов по развитию связной речи. Обычно такая методическая продукция состоит из диска, на котором записан фонетический материал (например, неречевые, звукоподражательные и речевые звуки, раздел с обучением построению предложений и т.п.), и пособия для образовательного учреждения. Она также может включать в себя ресурсы для логопедических и коррекционных занятий.
Сохранение и укрепление здоровья
Однако там, где есть компьютер, взрослый не может забывать и о важности формирования принципов здорового образа жизни. Подобные новые технологии, охватывающие комплекс физкультурных мероприятий, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и закладывание основ валеологической культуры (такой, которая подразумевает самостоятельную заботу о собственном теле), носят название «здоровье сберегающих».
Сегодня в ДОУ продолжает применяться большое количество традиционных приемов и методов. Наработки советской педагогической школы действительно отличались эффективностью – большинство детей выходило из садов крепкими, активными и физически выносливыми. Однако позднее некоторые положения все же подверглись пересмотру, в результате чего сейчас воспитатели осуществляют следующие виды деятельности:
- медико-профилактический (организация медицинских осмотров, контроль состояния ребят, слежение за качеством организации питания, профилактика и предупреждение болезней, соблюдение санитарных и гигиенических норм и пр.);
- проведение подвижных игр и спортивных занятий, процедур закаливания, прогулок;
- просвещение родителей и детей (побуждение их к ведению здорового образа жизни, ознакомление с базисными принципами валеологии, расширение знаний о возрастных особенностях развития дошкольников).
Обычно педагоги прибегают к таким конкретным здоровье сберегающим практикам, как:
- физкультминутки;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- психогимнастика;
- ритмопластика;
- игротерапия;
- ароматерапия;
- песочная терапия и др.