Новые технологии для инвалидов

 

Инвалидизация – фактор, который осложняет жизнь человека со всех точек зрения: становится сложнее не только самостоятельно обслуживать себя в быту, но и позволить себе обычную социальную жизнь. Не составляет исключения и финансовая сфера, поскольку человеку с ограниченными возможностями тяжело получить образование и найти подходящую работу. С развитием информационных технологий наметился некоторый прогресс в этих вопросах, появились принципиально новые подходы и методы социальной адаптации, реабилитации, предоставления услуг и способов реализации себя на профессиональном поприще для инвалидов.

Новые подходы и методы социальной адаптации инвалидов

Применение инновационных технологий позволяет частично или полностью восстановить утраченные функции, вызванные врождённой или приобретённой инвалидностью, делает возможным извлечение из информационного вакуума, в котором он пребывал по причине ограниченных возможностей, и возвращение такого человека к активному общению в социальной среде.

Получение образования

Развитие информационных технологий стало причиной огромного прогресса в вопросе образования для детей-инвалидов и взрослых людей с инвалидностью.

Если раньше вопрос образования ребёнка школьного возраста ложился исключительно на плечи родителей или опекунов, или сводился к формату специализированных интернатов, то сейчас он перешёл на новый уровень. Благодаря интернету такие школьники могут ежедневно получать знания посредством уроков и материалов, направляемых ему социальным работником, который обучает этого ученика. Кроме того, учитель может контролировать усваивание материала благодаря опросам и тестированию в режиме реального времени, проводимых в онлайн-формате.

Интернет в образовательном процессе детей-инвалидов

В сфере высшего образования для инвалидов применяется такой же метод. В развитых странах запущены различные государственные программы, которые делают возможным обучение в ВУЗах для людей с ограниченными возможностями в дистанционном режиме. Это идеально подходит тем, кто не способен полноценно двигаться или нормально добираться к месту обучения.

В лекционных аудиториях установлены веб-камеры, благодаря которым студент получает эффект присутствия на занятиях. В некоторых ведущих университетах мира налажена обратная связь, то есть ученик, оставаясь дома или в медучреждении, может наравне с остальными студентами участвовать в обсуждениях или задавать добавочные вопросы преподавателю, что уравнивает его в возможностях с остальной группой.

Современные университеты, институты и академии практикуют создание автоматизированных рабочих мест, которые подключены к локальной сети ВУЗа. С такого рабочего места студент с ограниченными возможностями может работать с центральной базой данных. Он не только видит результаты своей деятельности, но и получает доступ к материалам и учебным пособиям для нужного семестра, сдаёт контрольные и экзамены, общается с другими учениками и участвует в виртуальных олимпиадах или семинарах.

Автоматизированные рабочие места для студентов-инвалидов

Технология дистанционного образования для инвалидов только набирает обороты, но она уже показала свою эффективность для получения достойного места в обществе и дальнейшей реализации в выбранной профессии или научной деятельности.

Социальная интеграция

Важная форма социальной реабилитации инвалидов – конкурс. С появлением дистанционных технологий в нём могут принимать участие лица с любыми нарушениями. Это помогает им повысить самооценку и осознать, что в обществе существует ячейка, которую могут занять люди с нарушениями здоровья.

Подобные онлайн-конкурсы помогают овладеть принципами самопрезентации, развить самостоятельность в выражении мыслей, почувствовать свою значимость и способность повлиять на результат. Кроме того, подобные онлайн-мероприятия прекрасно демонстрируют, что людей с подобными проблемами больше, чем кажется.  Нередко после подобных конкурсов участники устанавливают дружественные отношения, а самые решительные переводят их в реальный формат.

Конкурсы как форма социальной реабилитации инвалидов

К этой же сфере относят дистанционное участие в спортивных мероприятиях, таких как игра в шахматы, шашки, покер и прочее. Чаще всего проводятся отдельные состязания для лиц с ограниченными способностями, но специалисты по социальной интеграции настаивают на том, что самыми эффективными для психологической реабилитации являются открытые чемпионаты, в которых вместе участвуют здоровые люди и те, кто имеют статус инвалида.

Социальная терапия проводится по ещё одному направлению – творческая деятельность. Она может проявляться в виде музыкальной, сценической, изобразительной и прочих видах группового или индивидуального творчества. Это обеспечивает прямое или косвенное вливание в социум через занятия в группе или демонстрацию интереса посторонних людей к результатам творчества инвалида, развивает или компенсирует скрытые способности и приносит удовлетворение результатом. Творчество прекрасно регулирует внутренний диссонанс между окружающей реальностью и личными ограничениями этой категории людей.

Адаптационные программы и технологии

Развитие информационных технологий позволило воплотить в жизнь многие проекты по предоставлению услуг и обеспечению нормальной жизнедеятельности инвалидов. Среди них можно найти такие, которые направлены на слабовидящих и незрячих, парализованных, на немых и глухих детей и взрослых. Они позволяют облегчать быт, ориентирование в пространстве дома или улицы, расширить кругозор и ознакомиться с литературным или художественным наследием.

Сервис «Не теряйся!»

Этот сервис позволяет в режиме реального времени отслеживать местоположение инвалида и контролировать показатели его здоровья. Программа облегчает жизнь не только самого человека с ограниченными возможностями, но и его близких.

Онлайн-сервис состоит из аппаратной и цифровой части. На руку или на ногу нужно надевать смарт-гаджет со встроенным маячком, который снабжён функцией контроля снятия. То есть, человек, который имеет доступ к программе (наблюдатель), сразу же получит оповещение о том, что смарт-браслет больше не находится на человеке.

Адаптационные программы и технологии

Ещё один полезный девайс – кнопка «SOS», при нажатии на которую на компьютер или смартфон наблюдателя будет послан сигнал опасности. Внезапное изменение пульса тоже активирует сигнал «SOS». Это позволит быстро отреагировать в случае резкого ухудшения состояния и предоставить необходимую помощь. На дисплее гаджета с программой можно увидеть все медучреждения и клиники, находящиеся рядом с инвалидом.

 

При помощи мобильного приложения, которое устанавливается на компьютер, планшет или смартфон наблюдателя, можно контролировать перемещение человека с высокой точностью (до 30 м в радиусе нахождения) и получать уведомление о выходе из геозоны. Размер этой зоны задаётся в произвольном порядке в зависимости от индивидуальных потребностей. Если на браслете села батарея, то он пошлёт об этом оповещение с напоминанием о необходимости подзарядки.

При потере браслет издаёт три типа сигнала: звуковой, световой и вибрационный, что позволяет обнаружить его глухим или слепым людям.

Аудио-тактильный планшет

Это устройство поможет слабовидящим или слепым получить представление о том, что раньше было доступно только для зрячих. С таким планшетом ограниченные в зрении люди смогут воспринимать информацию, передаваемую в схемах, картах или других изображениях.

Аудио-тактильный планшет

Тактильный слой представляет собой рельеф, на котором объёмно нанесено изображение. Слепой может осязательно познавать его, а в это время от прикосновения активируется аудио, передаваемое на динамик, и голос рассказывает информацию об исследуемом объекте. Эта технология взята на вооружение в образовании учеников с проблемами зрения и для адаптации куртин и других художественных произведений.

uSEEband

Браслет uSEEband представляет собой технологию, которой смогут воспользоваться немые или люди с проблемами речи. В прибор вмонтированы датчики, способные преобразовывать динамику движений руки. Гаджет в виде браслета помещается на запястный сустав и считывает движения, которые производятся кистью и пальцами. Эти движения соответствуют буквам дактильного алфавита, используемого немыми.

Браслет uSEEband

По сети информация передаётся на гаджет с установленным приложением, и специальный сервис формирует написанный или озвученный текст. Устройство может работать на одном заряде батареи 12 часов. Данное приспособление планируется доработать и модифицировать, чтобы иметь возможность интерпретировать не только буквы, но и жесты, используемые немыми для общения, что увеличить скорость общения.

АСАТ

АСАТ — система, которая делает возможным общение тех, кто утратили способность разговаривать и не обладает достаточной двигательной активностью для дактильного жестового общения.

АСАТ даёт возможность вводить слова посредством предиктивного ввода, наподобие того, как это происходит в режиме Т9. Но данная программа работает более точно и со временем адаптируется под определённого пользователя, которому принадлежит гаджет. Кроме предиктивного есть побуквенный режим, который подходит для редких слов, имён и личных названий, вводимых впервые. Все эти слова можно добавлять к предиктивному словарю, что постоянно ускоряет время набора фраз и предложений.

Браслет uSEEband для людей с проблемами слуха и речи

После того, как фраза сформирована, она озвучивается. Синтезатор речи позволяет выбирать звук голоса из перечня предложенных, они варьируют для мужчин, женщин и детей. Предлагаются даже варианты с определённым акцентом. АСАТ позволяет набирать текст на одном языке, а воспроизводить его на другом, что облегчает пребывание инвалидов в заграничных поездках или общение с иностранцами.

Эта система используется и для классического выхода в интернет, что расширяет диапазон действий для людей с ограниченной двигательной активностью: они могут заказывать отдельные услуги, покупать товары или узнавать актуальную информацию.

Умный экзоскелет

Бразильские учёные представили технологию, которая произведёт фурор в сфере реабилитации парализованных людей и их адаптации в обществе. Речь идёт об использовании нейронного экзоскелета. Благодаря встроенным датчикам, приспособление считывает сигналы, идущие по нервным путям, которые генерирует мозг для приведения мышц в движение. Эти импульсы трансформируются в кинетическую силу, и люди, ранее прикованные к инвалидному креслу, могут выполнять самостоятельные шаги. Пока что бегать, используя экзоскелет, не получается, но парализованные из статичного состояния могут продвинуться к самостоятельной ходьбе.

Умный экзоскелет

Ещё один позитивный момент заключается в том, что при помощи экзоскелета реабилитация становится прогрессивной даже в тех случаях, когда все остальные методы не приносят позитивной динамики. Мозг и нервные ткани заново учатся передавать нейронные сигналы и приобретают утраченные навыки.

Экзоскелет стал ступенькой на пути к самостоятельности тех инвалидов, которые полностью утратили способность к движению, и большой надеждой тысяч людей для возвращения в социум. Реабилитационные центры уже взяли в оборот эту методику, и она показывает прекрасные результаты.

В связи с тем, что продолжительность жизни постоянно увеличивается, а количество травмирующих факторов не снижается, инвалидов становится всё больше. Социальная защита начинается с того, чтобы позволить человеку с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценным членом общества, который может получить достойное образование и обеспечить необходимый уровень доходов себе и своей семье. Именно для этого любое государство должно активно разрабатывать и внедрять информационные технологии социальной работы с данной категорией людей.

 

 


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.