Традиции флота
Моряков в течение плавания сопровождают особые неписаные правила, которые принято неукоснительно соблюдать. Причиной возникновения некоторых таких традиций стали многолетние наблюдения за явлениями природы, причиной других ― различные поверья и легенды.
Крещение корабля или «Шампанское для Посейдона»
Первые упоминания о традиции «крещения корабля» можно найти в египетских рукописях времен фараонов. Перед спуском судна со стапелей на воду его официально нарекают именем, причём смену названия судна моряки считают плохим знаком. Чтобы задобрить владыку морей Посейдона, о форштевень корабля разбивают бутылку шампанского. Жители полинезийских островов в древности с этой целью приносили в жертву своих пленников, считая, что их богам нужно не вино, а кровь.
Горлышко от разбитой бутылки хранится в кают-компании. Поскольку считается плохим знаком, если бутылка не разобьется, перед «крещением» судна нередко проводят тренировки: привязывают бутылку на веревку, и исполнитель (обычно «крестная мать») раз за разом пытается попасть ею в предмет, изображающий корабельный форштевень.
Посвящение в моряки
Моряки называют этот известный во всем мире ритуал «Церемонией пересечения линии». По старой традиции морского флота все члены экипажа, впервые пересекающие экватор, проходят обряд инициации в моряки. Это действо представляет собой театрализованное представление с Нептуном, русалками и морскими чертями (Нептуна и свиту играют старые члены экипажа). Под стук импровизированных барабанов они измазывают новичков мазутом, обливают морской водой и заставляют ее пить. Далее «посвященный в моряки» новичок получает «документ» о прохождении экватора с печатью «канцелярии Нептуна» и автографом капитана корабля.
Такая традиция появилась во времена плавания парусных судов. Нередко, долго ожидая у экватора попутного ветра (а в этой зоне часто бывает штиль), моряки придумали такое веселое развлечение для экипажа.
Правосторонняя «ориентация» и дискриминация женщин
Почти на всех флотах правая сторона признается как почетная. Эта традиция возникла потому, что крайняя южная точка Южной Америки ― мыс Горн, разделяющий архипелаг Огненная Земля и американский континент Магелланов пролив, впервые были пройдены правым бортом к берегу, в направлении с востока на запад.
В силу этого же соблюдаются и другие морские обычаи:
- ступать на палубу корабля нужно правой ногой,
- на берегу младший по званию идет с левой стороны от старшего,
- идя с дамой, следует быть слева от нее.
- при отплытии судна чихание на его левом борту предсказывает кораблекрушение, на правом — удачное плавание.
Не признают преимуществ правой стороны только португальцы, у них почетной считается левая сторона. Причина та же, географическая: уроженец этой страны Васко да Гама, открывший путь из Атлантического океана в Индийский, обогнул мыс Доброй Надежды у южного берега Африки, перемещаясь к берегу левым бортом.
Со времен начала мореплавания существует поверье, что женщина в море приносит несчастье, поэтому много веков в состав экипажа женщин включать запрещалось. Происхождение такого обычая, возможно, объясняется тем, что моряки считали свои корабли живыми существами, и давали им обычно женские имена. Обнаружив на своем борту «соперницу», судно могло испытывать ревность и перестать подчиняться капитану.
Однако современные традиции российского флота это поверье нивелировали: женщины учатся в колледжах морского и речного флота, морских академиях, и занимают на кораблях должности морского биолога, климатолога, океанографа и даже штурмана. В истории российского флота был случай, когда весь экипаж судна состоял из женщин. В 1942 году этот переоборудованный под военный корабль тральщик, оснащенный пулеметами и глубинными бомбами, успешно воевал под Сталинградом.
Приметы, связанные с погодой
Моряки говорят, что погоду нельзя хвалить: стоит сказать, что она хорошая, вскоре можно ждать шторма. Но в основном приметы, связанные с метеорологией, базируются на выводах наблюдений за направлением и силой ветра, высоте волн, прозрачности воздуха, вида облаков и других атмосферных явлений. С давних времен мореплаватели пользуются такими признаками для ближайшего прогноза погоды.
Среди наиболее известных метеорологических примет:
- Если после дождя подул ветер ― он будет усиливаться и ветреная погода сохранится надолго.
- Если дождь пошел после ветра ― скоро наступит штиль.
- Прозрачный воздух, обеспечивающий прекрасную видимость и полный штиль, которые наблюдаются при восходе солнца, предвещают скорое ухудшение погоды ― дождь, снег, сильный ветер.
- Осадки и сильный холодный ветер можно ожидать в ближайшие 10-20 часов, если на небе наблюдаются быстро перемещающиеся перистые облака.
- Предупреждением об ухудшении погоды в течении суток служит круглый прозрачный ореол вокруг Луны. Это оптическое явление (гало) связано с образованием в атмосфере мельчайших кристалликов льда, отражающих лучи света.
Необычные флотские традиции
Во флоте существуют традиции и обычаи, основанные на религиозных поверьях, или появившиеся в результате совпадения каких-либо действий, совершенных членами экипажа, и происшедшей впоследствии на корабле катастрофы или несчастья.
Например, в Англии старались не выходить в море в пятницу, поскольку это день распятия Христа. Чтобы доказать абсурдность такого поверья, английское правительство в конце XVIII века приказало построить корабль, назвав его «Пятница», спустив со штапелей и отправив в первое плавание в пятый день недели. Однако по иронии судьбы, это судно вместе с экипажем пропало без вести. В России несчастливыми днями считались понедельник и 13-е число. Нелюбовь к первому дню недели и «чертовой дюжине» сохранилась у русских моряков и до наших дней.
Есть у моряков и совсем странные суеверия, необъяснимые с точки зрения логики:
- Черный кот на корабле приносит удачу.
- Татуировка с изображением свиньи служит амулетом, предохраняющим моряка от гибели.
- Чтобы задобрить духов моря, нужно поместить в переборки какие-нибудь ценные предметы, В шторм в качестве жертвоприношения европейские моряки выливали в море бутылку вина, китайские ― запускали бумажные кораблики, а индонезийские раздевались догола, чтобы смутить женщину-бурю.
- Чтобы призвать ветер, нужно «почесать» мачту, поскребывая ее руками или шваброй.
Воинские традиции флота
Особое место в жизни военных моряков занимают боевые традиции флота. Закрепленные в строевых уставах, традиционные торжественные церемонии демонстрируют высокую дисциплинированность, почтение к военно-морскому флагу, верность принятой присяге и клятве Отечеству.
К воинским флотским традициям, которые представляют собой передающийся из поколения в поколение духовный кодекс и неукоснительно выполняются на кораблях российских военно-морских сил, относятся:
- утренняя церемония подъема корабельного флага;
- вынос боевого знамени на торжественное построение;
- ритуал принятия новобранцами воинской присяги;
- ритуал прощания с погибшими военнослужащими — членами экипажа.