Другие знания или необычные школы мира
Поколение Z – детей, родившихся после миллениума, характеризуют термином «цифровые люди». Их образ жизни и контакт с внешним миром посредством гаджетов, требует принципиально нового подхода в обучении, поскольку традиционная система уже признана малоэффективной. Неудивительно, что сегодня всё чаще появляются необычные школы, удивляющие как своей архитектурой, так и методиками преподавания. А может быть, это просто учебные заведения будущего?
Альтернативные школьные учреждения, независимо от того, в какой стране они находятся, имеют много общего. Это свободная планировка зданий с возможностью беспрепятственно перемещаться во время занятий. Применение «зелёных» технологий, передача информации с помощью приборов VR- и 3D-реальности, а также отказ от классической схемы уроков и домашних заданий.
Школы с необычной формой обучения
Вместо книг здесь используются планшеты, учителей заменяют индивидуальные наставники, а список школьных дисциплин подбирается по личным предпочтениям. Такой оригинальный подход – не прихоть экспериментаторов от образования, а попытка найти новые формы обучения, приемлемые для поколения Z.
Steve Jobs Schools, Амстердам
Это одно из 35 инновационных учебных заведений, которые были открыты в Нидерландах, начиная с 2013 года. Каждому ученику при поступлении выдаётся индивидуальный iРad, посредством которого он общается с преподавателями и одноклассниками, выполняет домашние задания, а также получает нужную информацию.
Уроков как таковых нет, как и закреплённых классов – школьники занимаются по индивидуальному графику, переходя из кабинета в кабинет для консультации с педагогами-наставниками. Не существует единых критериев оценки успеваемости, дети развиваются с приемлемой для них скоростью, без разделения на «передовиков» и отстающих.
Это интересно: Можно вообще осваивать школьную программу дистанционно, при необходимости обращаясь за помощью.
Раз в 1,5 месяца ученики, их родители и наставники собираются, чтобы обсудить программу персонального получения знаний и внести в неё коррективы. Основатель Steve Jobs Schools – IT-предприниматель Морис де Хонд отмечает, что в его заведениях изучаются все обязательные предметы, но таким образом, чтобы подготовить школьников к успешной жизни в мире цифровых технологий.
Школа будущего Microsoft, Филадельфия
Ещё один вариант глобальной компьютеризации обучения. Проект реализован в рамках государственной экспериментальной программы США и в дальнейшем число таких заведений будет расти. Всё программное обеспечение предоставлено компанией Microsoft.
В этом «компьютерном раю» совсем нет бумажных книг, а обычные меловые доски заменены интерактивными. Даже индивидуальные шкафчики учащихся запираются не ключом, а цифровым кодом.
Одна из самых необычных школ мира открылась в 2006 году и на начальных этапах существования не могла конкурировать со стандартными образовательными учреждениями. Уровень подготовки выпускников был низким – ни школьники, ни учителя не смогли сразу освоиться в непривычном IT-пространстве.
Но сейчас ученики показывают невероятно высокие результаты по математике и гуманитарным дисциплинам, а благодаря глубокому знанию основных программ Microsoft, они имеют все шансы сделать в будущем успешную карьеру. Уроки длятся с 9:00 до 16:00, что соответствует рабочему дню в среднестатистическом офисе.
Учебные места ежегодно разыгрываются в лотерею, и те, кто вытаскивает «проходной» билет, считают, что им невероятно повезло.
Vittra Telefonplan, Стокгольм
Заведение интересно не только своеобразной учебной программой, но и планировкой, где нет глухих стен и отдельных кабинетов. Архитектурное бюро Rosan Bosch по заказу образовательной системы Vittra разработало интерьеры и эксклюзивную мебель для уникального школьного здания, раскинувшегося на площади 1900 м².
Зоны учёбы, отдыха, спорта и развлечений плавно перетекают друг в друга и могут быть взаимозаменяемыми. Использованы непривычно яркие для учебных заведений цвета и декоративные формы, стимулирующие творческое мышление.
Школьников делят на пять групп в зависимости от способностей, предлагая наиболее подходящую для них методику обучения. Это «Водопой», «Костёр», «Пещера», «Лаборатория» и «Показательность». Каждая группа занимается по индивидуальной программе, позволяющей максимально раскрыть способности всех учеников.
Это интересно: Детей на уроках редко увидишь за столами, чаще они сидят или лежат на специальных диванчиках и даже на полу.
Для занятий используются ноутбуки, поэтому непривычные позы нисколько не мешают питомцам Vittra Telefonplan усваивать школьные знания.
Free School, Бруклин
Частное заведение следует принципам движения «За свободные школы», организованного американскими активистами в 1960-70х г.г. Поощряется полная самостоятельность детей во время учебного процесса. Нет экзаменов и обязательного тестирования, домашних заданий и оценок, все организационные вопросы решаются коллективно. Уроки посещаются исключительно по желанию, но можно выбрать и альтернативный путь, например, заняться многолетними исследованиями на дому.
Общеобразовательные предметы отсутствуют, как и профессиональные преподаватели. Обучение ведут в основном старшеклассники или волонтёры. В качестве дисциплин предлагаются семинары по философии, дегустация сыров, просмотр видеофильмов, игры с лего-конструктором, а также дискуссионные тренинги по психологии, астрологии, дзен-буддизму и ведению бизнеса.
В школе учатся дети от 4 до 18 лет, разделённые на два потока.
Основатель заведения Алан Бергер считает, что предложенная им программа позволяет ученикам осознать свои индивидуальные потребности, найти место в мире и стать счастливыми.
Quest to Learn, Нью-Йорк
В отличие от бруклинского альтернативного заведения, здесь полностью следуют традиционной учебной программе. Только сделали из неё увлекательный квест, разгадывая который дети незаметно для себя овладевают необходимыми знаниями. Покровителем образовательного учреждения с креативным подходом стал Билл Гейтс, известный как инициатор тотальной школьной реформы.
Оценки заменены очками и баллами, которые начисляются за грамотное прохождение игры. По мнению разработчиков концепции Quest to Learn, сейчас важнее всего научить детей взаимодействию, быстрому реагированию на нестандартные ситуации и умению применять полученные знания в реальной жизни.
Центр образования №2030, Москва
Российский аналог «Школы будущего Microsoft» , созданный при поддержке Курчатовского института, тоже активно использует в своём арсенале высокие технологии. Центр не только полностью компьютеризирован, но и задействует альтернативные источник энергии – солнечные батареи и ветряные мельницы.
На входе вместо дежурной учеников встречают автоматы, пройти сквозь которые можно по специальным электронным пропускам. Сообщения о том, что ребёнок вошёл или вышел из школьного здания сразу поступают на телефон родителей. В коридорах действует интерактивная навигация и указатели.
А вот программа самой необычной школы Москвы не отличается оригинальностью, если не считать углублённого изучения астрономии, которое начинается уже с начальных классов. Ученики постарше на уроках изготавливают роботов для аналитической работы на других планетах. Многие из этих устройств вполне дееспособны и в дальнейшем имеют все шансы поучаствовать в реальных космических исследованиях.
«Зелёная» школа, Бали
Учиться любить природу и заботиться о ней лучше всего на одном из самых популярных островов Индонезии. Здесь располагается масштабный школьный комплекс, признанный самым «зелёным» учебным заведением в мире. Для его строительства использовались только экологически чистые материалы: бамбук и натуральная глина. Электроэнергию комплекс получает от альтернативных источников, а питание учащихся обеспечивает собственная овощная плантация, сад и ферма, где трудятся старшеклассники.
Двери «зелёной» страны знаний открыты как для местных школьников, так и для иностранцев. Всего здесь учится около 400 человек.
Программа заведения нацелена на раскрытие творческого потенциала детей, приближение их к природе, обучение любви к труду на благо себе и будущим поколениям.
Глобальные цели достигаются на первый взгляд несложными действиями:
- ежедневной работой на школьном огороде и в подсобном хозяйстве;
- развитием способностей в сфере искусства – рисованием, пением, лепкой, игрой в школьном театре;
- неформальной атмосферой занятий, которые часто проводятся на отрытом воздухе;
- включением в школьную программу йоги и медитации;
- проведением исследовательских работ, нацеленных на изучение окружающей среды.
Девиз самого «зелёного» учебного заведения планеты: «Любить учиться и воспринимать жизнь, как праздник».
Необычные школы, существование которых вызывает шок
Кому-то создаются оптимальные условия для интеллектуального развития, а кто-то каждый день преодолевает множество препятствий, чтобы получить столь необходимые знания. Крутые горные тропы, разливы рек, мороз и пурга – даже эти экстремальные условия не останавливают тех, кто действительно хочет учиться.
Опасная тропа знаний в провинции Сычуань
Маленькие жители деревушки Гулу в южном Китае вынуждены ходить в школу, расположенную на вершине горы по очень узкой, местами разрушенной тропинке среди скал. В сельских провинциях Поднебесной подобные ситуации не редкость. Ежедневно школьники из глубинки рискуют жизнью, чтобы попасть на уроки и вернуться домой.
Путь от селения Гулу к месту, где расположено школьное здание, занимает 5 часов. Можно ехать на осле, но от этого дорога не становится менее экстремальной, ведь её ширина составляет 40 см, а затем она круто обрывается в пропасть.
Железнодорожная платформа вместо класса
Дети из малообеспеченных семей в Индии редко получают возможность учиться. Школьный педагог и основатель благотворительного детского фонда из штата Орисса – Индерджит Кхурана решила исправить эту несправедливость. Начиная с 1985 года, она постоянно организует передвижные классы на железнодорожных платформах. Именно здесь часто собираются предприимчивые индийцы школьного возраста, чтобы выпрашивать деньги у сходящих с поезда пассажиров.
Теперь вместо сбора подаяний, подростки учатся чтению, письму и счёту, что значительно увеличивает шансы получить в будущем достойную работу и выбраться из нищеты. Согласно статистике, через «железнодорожные» классы уже прошло около 4000 человек. Социальный фонд Кхураны дополнительно обеспечивает школьников бесплатной едой и лекарствами.
За знаниями вплавь, Бангладеш
Среди самых необычных школ обязательно следует упомянуть плавучие учебные заведения-лодки. Ими изобилует небольшое южно-азиатское государство Бангладеш. Лодки – самый популярный вид транспорта в этой стране, из-за сильных муссонных дождей дважды в год подвергающейся массовым наводнениям.
Чтобы разрушительная стихия не мешала учебному процессу, некоммерческая организация Shidhulai Swanirvar Sangstha построила специальные лодки-классы, которые утром забирают школьников прямо из дома, а по окончании уроков отвозят обратно. Иногда дети и сами добираются до места учёбы на крохотных судёнышках, что сопряжено с немалым риском.
Плавучие заведения оснащены всем необходимым:
- ноутбуками;
- канцелярскими принадлежностями;
- небольшой библиотекой.
Они получают электричество от солнечной батареи и подключены к высокоскоростному Интернету.
Всего лодок-классов около 100. С момента их появления в 2002 году, свыше 70 000 бангладешских подростков смогли получить ранее недоступное им образование.
Лютый холод – знаниям не помеха
До 2006 года дети кочевников-оленеводов в Якутии, чтобы учиться были вынуждены надолго покидать родной дом и семью. Всё изменилось с появлением передвижных классов, которые сопровождают оленеводческие общины в их пути по тундре.
Кочевые школы необычны для России, но с каждым годом на Крайнем Севере их становится всё больше. В небольших палатках собирается по несколько детей, но это не мешает учебному процессу идти своим чередом. Домашние задания и контрольные школьники получают и отправляют на проверку через Интернет. По мнению экспертов, уровень знаний детей якутских оленеводов не уступает их сверстникам из российских мегаполисов.