Удивительная железная дорога
История современного железнодорожного транспорта началась в первых декадах XIX века, когда в Великобритании были изобретены первые функционирующие паровые локомотивы. К концу столетия уже появились электропоезда, а также городской рельсовый электротранспорт. На этот же период пришлось массовое сооружение основных железнодорожных магистралей мира, большинство из которых функционирует по сегодняшний день. Самые удивительные железные дороги мира также берут свое начало на стыке XIX и ХХ веков.
Через Мексиканский залив, США
Уникальная морская железная дорога была проложена в водах Мексиканского залива, соединяя Майами с самой южной точкой Соединенных Штатов – Ки-Уэстом. Движение по ней осуществлялось всего 23 года, начиная с 1912 года. Концепт был разработан Генри Флагером, который возглавлял крупнейшие корпорации, включая компанию «Рокфеллер». Флагера привлекала сама идея технической реализации такого, на первый взгляд, безумного проекта. Степень рентабельности отходила на второй план. Строительство началось в 1902 году. Через 6 лет была открыта пересадочная станция, откуда можно было уехать пароходом до Кубы. Затем на дорогу обрушилось 2 сильнейших урагана, нанесших немалый урон строительству. Были размыты насыпи, поломано оборудование, погибло более 100 рабочих.
Поскольку Ки-Уэст служил местом пересадки на пароходы, на острове были оборудованы бухты для захода океанских лайнеров, а также причалы соответствующих размеров. Остров, на котором находился Ки-Уэст, испытывал значительные проблемы с запасами питьевой воды. Поэтому дорога стала буквально источником чистой воды для местного населения, а также для обслуживания лайнеров. Каждый месяц поезда привозили почти 20 млн. литров воды. В сооружении дороги принимали участие 4000 человек, использовались новейшие на тот момент достижения техники, всего на строительство было потрачено около 30 млн. долларов. Окончание этапа строительства в начале 1912 года было ознаменовано поездкой Генри Флагера в своем персональном вагоне по всей длине полотна. Со временем это сооружение назвали 8-м чудом света, которое позволяло проехать от Нью-Йорка до Кубы, не выходя на улицу. Итого над водами залива было проложено 170 км. пути, которые были разрушены сильнейшим ураганом в 1935 году, а затем приливом смыло поезд спасателей вместе с людьми в нем. Компания-владелец была не в состоянии восстановить такое грандиозное сооружение, поэтому права на него передали штату Флорида за 640000 долларов. Это была эпоха зарождения массового перехода на автомобильный транспорт, поэтому было принято решение не восстанавливать полотно. В 1979 году остатки дороги внесли в список достопримечательностей Соединенных Штатов, и они по сей день привлекают туристов и рыбаков.
Самая короткая, Ватикан
Самое короткое железнодорожное полотно находится в одной из самых маленьких стран мира. Некоторое время назад эта дорога была собственностью Папы Римского и служила для его перемещений в Рим. Длиной чуть более километра, она проложена между собором Святого Петра и станцией в городской черте Рима. По пути следования поезд проходит мимо ряда туристических мест, поэтому сегодня дорога очень популярна среди простых граждан и открыта для всех желающих, однако, не является бесплатной.
Самая высокогорная в Европе, Швейцария
Была построена более 100 лет назад в Швейцарской провинции Берн. Проект сооружения горного железнодорожного полотна разрабатывался еще с середины XIX века. Все осложнялось отсутствием финансовой возможности, поскольку работы в сложной горной местности не могут быть дешевыми сами по себе. В начале 1895 года правительство разрешило строительство дороги, а также возведение электростанций для обеспечения ее функционирования. Строительство протекало очень медленно. В 1899 году была открыта 1-я станция, за которой должен был идти тоннель длиной 7 км. Для его прокладки в скалах применяли метод взрывания породы. Тоннель завершили только спустя полгода, а еще через 4 года открыли 2-ю станцию.
Теперь пассажиры могли созерцать захватывающие дух альпийские пейзажи. Спустя пару лет была построена 3-я станция на высоте 3000 м., с которой открывался незабываемая панорама ледников. Сложность работы в гористой местности наложила свой отпечаток на планируемый маршрут строительства, и конечную станцию оборудовали не на вершине горы, как задумывалось, а на перевале на высоте 3500 м. Это произошло в 1912 году. Сооружение, которое задумывалось для увеселительных поездок состоятельных граждан, и сейчас обходится пассажирам недешево. Но восхитительные горные пейзажи, открывающиеся из окна поезда, делают поездку по этой удивительной железной дороге поистине незабываемой.
Самая длинная, Россия
Длина Транссибирской магистрали немногим превышает 9000 км., соединяя столицу России с Дальневосточными регионами. Исторический отрезок, сооруженный в начале ХХ века, проложен между Челябинской областью и Владивостоком. Решение о начале строительства было принято в начале 1891 года царем Александром III. Предполагаемая стоимость проекта составляла 350 млн. рублей, однако, в итоге сооружение исторического отрезка вылилось в 1,5 млрд. рублей.
Первый поезд был пущен в конце 1901 года. Постоянное транспортное сообщение между Петербургом и Дальним Востоком было налажено только спустя 2 года, но и тогда через воды Байкала поезда переправляли на пароме. В 1905 году в состав Транссиба приняли Кругобайкальский участок, тем самым обеспечив непрерывное перемещение по рельсам на протяжении всего пути.
Самый невероятный виадук в мире, Швейцария
Виадук Ландвассер над одноименной рекой был сооружен к 1902 году как составной элемент Ретийской железной дороги в провинции Граубюнден. На мосту предусмотрена 1 колея длиной 135 м., он состоит из 6 арок по 20 м. каждая, возвышается на 65 м. над землей и внесен в список наследия ЮНЕСКО. Пропускная способность позволяет обслуживать более 50 составов в сутки.