Что такое технология проблемного обучения
В 1894 году в Чикаго открылась экспериментальная школа, в которой вместо привычного учебного плана использовалось трудовое и игровое обучение. Школьники изучали чтение, письмо, арифметику, руководствуясь спонтанными инстинктами. В качестве инструментов для удовлетворения названных инстинктов педагоги предлагали детям картины, слово, конструкторы, практическую деятельность. Основал необычную школу американский психолог Дьюи – впоследствии его идеи успешно использовались при проблемной технологии обучения в США и СССР.
В 1923 году в Советском Союзе система классных уроков не использовалась как отжившая себя. Ее заменили более эффективная лабораторно-бригадная работа и комплексные проекты по методу Дьюи. Они просуществовали до 1932 года, после чего были объявлены прожектерством и забыты почти на 70 лет.
Сегодня интерес к методу возрождается. Что предполагает технология проблемного образования, какие у нее преимущества перед традиционным подходом?
Традиции или новации?
Технология проблемного обучения – такой подход к урокам, который основан на создании сложных ситуаций и самостоятельном поиске учащимися эффективных решений.
Что она дает? Получение профессиональных знаний и навыков через творческий процесс, стимулирование мыслительных процессов. Традиционный подход этого не обеспечивает, так как дошкольники и школьники получают готовые знания от педагога, подкрепленные примерами, результатами исследований, графической и другой информацией, упрощающей запоминание материала.
Схема классического урока проста. Преподаватель транслирует знания аудитории – аудитория их воспринимает, осмысливает, запоминает. Чтобы упростить запоминание, учитель стремится интересно и увлекательно подать новый материал.
При проблемной технологии обучаемые не получают знаний в чистом виде – педагог ставит перед ними задачу, стремится заинтересовать учащихся и побудить их к поиску эффективного ответа.
Особенность проблемного обучения в том, что оно относится к группе интерактивных технологий и предполагает вовлечение школьника в процесс, его переход из разряда слушателя в разряд участников. Деятельность учащегося приобретает направленный характер.
Какой подход эффективнее? Однозначного ответа нет, но психологи рекомендуют преподавателям комбинировать традиционный и проблемный варианты.
Исследования, проведенные учеными в разных странах, показывают, что комбинированный подход позволяет активизировать произвольную и непроизвольную память, ускоряет запоминание материала.
Как создать соответствующую ситуацию?
Проблемная технология предполагает создание преподавателем соответствующих ситуаций.
Признаками такой ситуации считаются:
- Возможность неоднозначного способа решения поставленной задачи.
- Содержание известных и неизвестных элементов.
- Условия, побуждающие к открытию неизвестных элементов.
- Ограниченные исходные данные.
Приведем несколько примеров.
Учитель биологии задает вопрос школьникам: «Почему комнатные растения зеленые и цветут в морозы, когда живое в природе засыпает?»
Вопрос на уроке географии: «Тысячи рек впадают в моря. Почему тогда вода в море не выходит из берегов и не затапливает сушу?»
Для создания подобных ситуаций могут использоваться разные приемы, но схема всегда одинакова.
Этапы, из которых состоит технология проблемного обучения
- Преподаватель ставит перед группой задачу с одним или несколькими неизвестными. Условия должны быть сформулированы так, чтобы побудить группу к поиску этого неизвестного.
- Учащиеся осмысливают проблему, выдвигают гипотезы, проверяют их, используя ранее полученные знания.
- При поиске решения школьники выявляют противоречия и истоки проблемы.
- На следующем этапе возникает потребность в разрешении противоречия и выборе оптимального решения.
- Заключительный шаг – самооценка и рефлексия.
Схема от первого до последнего этапа построена на взаимодействии и сотворчестве участников группы. Решая поставленную перед ними задачу, они вспомнят и используют те опыт и знания, которые кажутся давно забытыми.
Какие методы используются в технологии проблемного обучения?
Есть 5 базовых методов познавательного обучения:
- Эвристический (его часто называют частично-поисковым). При таком подходе преподаватель самостоятельно формулирует проблему и вовлекает аудиторию в обсуждение, задавая наводящие вопросы. Преподаватель помогает учащимся в поиске решения. Недостаток в том, что ученики самостоятельны в творческо-мыслительной деятельности лишь частично, зато техника подходит для начальных классов.
- Проблемное изложение сходно с эвристическим вариантом в том, что главная роль остается за преподавателем, а существенная разница в том, что учащимся отводится роль наблюдателей. Педагог сам формулирует проблему, находит противоречия, ищет решение и обосновывает его правильность. Такой подход используется при изучении сложных тем, чтобы показать на конкретном примере ход и логику размышлений.
- Репродуктивный метод строится на примерах. Через них учитель объясняет, как искать противоречия, ответы на вопросы, какими данными пользоваться.
- Программированные задания – каждое из них включает несколько отдельных кадров. Каждый кадр – это часть пройденного ранее или нового материала. Она формулируется в вопросах, заданиях, упражнениях.
- Исследовательский способ считается самым сложным, потому что участие педагога в процессе ограничивается озвучиванием неоднозначной ситуации. Вся дальнейшая цепочка – от поиска противоречий до версий и их обоснования – самостоятельная работа учеников.
Главная сложность любого из перечисленных методов – создание правильной проблемной ситуации, доступной для конкретной возрастной аудитории. Чем она необычнее, тем больший интерес у школьников она вызывает. Важно, чтобы решение находилось в рамках их знаний.