Современные информационные технологии в логистике

Логистика, представляющая собой грамотное и рациональное управление различными ресурсами для максимального снижения затрат и времени на доставку материалов и продукции, является неотъемлемой частью человеческой жизни.

Современные информационные технологии в логистике

Логисты помогают организовать процессы транспортировки того или иного товара по самым оптимальным условиям из всех имеющихся. Поэтому неудивительно, что в эту сферу постоянно внедряются новые технологии, большая часть которых относится к типу информационных (т.е. связанных с методами поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации). Так о чем же конкретно идет речь?

WMS

Данная информационная технология, разработанная логистической компанией «EME», имеет следующее полное название – Warehouse Management System. Она объединяет под собой все автоматизированные комплексы и системы, которые направлены на контролирование складских помещений. Сегодня просто доставить какой-либо ресурс на склад и учесть его в товарной ведомости уже недостаточно. Нужно всегда иметь полные сведение об этом продукте, знать, когда он был привезен и где размещен, отслеживать срок годности или эксплуатации, управлять запасами, получая своевременную информацию о недостаточности тех или иных единиц и необходимости их пополнения. Если представить, что в маленьких помещениях площадью 500 кв. м. такое еще можно делать самостоятельно (хотя и здесь влияние человеческого фактора при налаживании товарного потока и возможность возникновения ошибки значительно увеличиваются), на гигантских складах площадью в 30000 кв. м. подобное оказывается уже просто неосуществимым.

Warehouse Management System

Именно поэтому информационная технология WMS начала применяться в логистике столь активно: она действительно позволяет оптимизировать все вспомогательные процессы. Например, приемка грузов вместе с этим комплексом, в рамках которого можно проводить автоматическую идентификацию (по штриховому кодированию, радиометкам и пр.), становится куда менее затратной в плане времени – всего 50 минут против 2 с половиной часов изначально!

Кроме того, WMS позволяет сделать последовательной и отлаженной работу каждого из сотрудников. Для этого в интерфейсе также имеются необходимые панели и разделы. Благодаря оперативному планированию удается не только грамотно распределить задания как таковые, но и выстроить последовательность действий для эффективной разгрузки поступивших партий. В информационной логистической технологии WMS используются следующие ключевые составляющие компоненты:

  1. Клиентский софт, доступный на радиотерминалах (мобильных автоматизированных рабочих местах, или АРМ).
  2. Мобильные АРМ для участников непосредственного рабочего процесса (тележки со встроенными высокоточными весами, модули для распределения продукции и т.д.).
  3. Стационарные АРМ для фасовщиков, контролирующих лиц, операторов.
  4. Сервер с основными приложениями, обеспечивающими бесперебойное функционирование.
  5. Сервер, на котором хранится база данных.

Электронный обмен данными

Следующей информационной технологией, применяемой в логистике для быстрой и качественной транспортировки грузов, является EDI, или Electronic Data Interchange, что переводится на русский язык как «электронный обмен данными». Здесь все базируется на автоматизации процесса создания, отправки и получения различных документов, а также на их связи с активными приложениями и программным обеспечением. Традиционные способы пересылки информации демонстрируют большое количество недостатков. Цикл подтверждения заказа оказывается слишком долгим, внесение изменений сопряжено с трудностями, а использование телефона, по которому обычно происходит согласование, уточнение и корректировка деталей, в результате оборачивается высокой стоимостью счетов.

Электронный обмен данными Electronic Data Interchange

Этим информационно-технологическим изобретением логистика обязана сотруднику военно-оборонного комплекса США, сержанту армии Эду Гилберту. Именно он в 1948 году решил качественно преобразовать процесс оформления бумаг, сопровождавших поставки гуманитарной помощи от Соединенных штатов гражданам Берлина. Мужчина создал систему коротких сообщений, которые обеспечили возможность передачи основной сути документов по телефону или телеграфу. В итоге дело пошло значительно быстрее и проще, ведь целью было не вечное копание в ведомостях и накладных, а реальная поддержка реальных людей. В 80-х годах предыдущего столетия подобная технология стала массово внедряться в производства, причем процесс особенно подстегнуло развитие Интернета. Разумеется, разработкой заинтересовались и представители логистики: перевозчики, таможенники, оптовики и владельцы складских помещений.

В России Electronic Data Interchange только начинает приобретать популярность. Например, в 2000 году она была применена впервые для того, чтобы наладить стабильную связь между 2 важными организациями – Государственным таможенным комитетом и Министерством путей сообщения. Сегодня все больше крупных и мелких компаний, в т.ч. логистических, отдают свое предпочтение EDI, которая может функционировать на самых разных платформах: клиент-серверах, персональных компьютерах, высокопроизводительных универсальных ЭВМ. В Российской Федерации известность Electronic Data Interchange возрастает потому, что распространение приобретают 2 незаменимых компонента подобной системы: это электронный документ и электронная подпись.

Electronic Data Interchange в России

Несмотря на то, что построение и интегрирование комплексов электронного документооборота требует значительного вложения средств, все же подобный шаг стоит того. EDI обеспечивают:

  • Гарантированность своевременной доставки, ведь оповещения и уведомления являются автоматическими. Работа каждого сотрудника – звена системы – выполняется в соответствии с цифровыми бумагами и планами, а потому перевозки не задерживаются и не срываются.
  • Экономию. Число служащих, задействованных в транспортировке, сокращается на целых 70%, а расходные материалы – на все 80%, ведь большинство манипуляций осуществляется в сетевом формате.
  • Конфиденциальность данных. Пусть информация и хранится в Интернете, она защищается специальными протоколами и ключами шифрования в соответствии со стандартами AS1 и AS
  • Достоверность. Никто из рядовых участников транспортной операции не имеет возможности изменения документов, а потому не может, например, дописать к контрольной сумме лишний ноль, чтобы тем самым нажиться на ничего не подозревающем клиенте.

CALS

Еще одной современной информационной технологией в логистике является CALS, или Continuous Acquisition and Lifecycle Support. Ее основная суть скрывается в названии – здесь во главе угла встает изделие, которое поддерживается, отслеживается и контролируется на всех этапах своего жизненного цикла (ЖЦ). Обычно подобный метод применяется по отношению к наукоемким и высокоточным товарам, производство которых сопряжено со сложными передовыми методами.

Транспортно-логистические компании связаны с информационной технологией CALS самым непосредственным образом, ведь именно они организуют перевозки, доставку изделий от производителя к потребителю или их хранение на складах до того момента, пока не объявится заинтересованный заказчик. Поэтому важной задачей является как улучшение процессов создания самих единиц, так и повышение эффективности во взаимодействии между поставщиком и его клиентом.

Continuous Acquisition and Lifecycle Support

Для этого используются самые разнообразные методы, например, введение междисциплинарных рабочих групп, организуемых по принципу интеграции. Благодаря вовлечению в общее дело представителей сразу нескольких профессий производится продукт, аналогичный тому, который создал бы ряд коллективов разных специализаций. Если в первом случае группа условно состоит из 10-15 человек, которые путем активного взаимодействия выпускают изделие за час, то во втором оно переходит от одних мастеров к другим, а потому оказывается готовым значительно позже.

Важный факт! Подобная модернизация сказывается на всей стоимости товара: в результате этапы его ЖЦ, такие как ремонтный, эксплуатационный и, конечно, логистический, становятся куда дешевле, а, следовательно, и выгоднее для потребителя.

На минимизацию затрат направлен и целый логистический комплекс по совершенствованию бизнес-процессов (Business Processes Reengineering), который предусматривает хранение полных и всесторонних безбумажных данных об изделии, стандартизацию описания, создание единой интегрированной информационной среды (ЕИП).


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.