Традиции Красноярского края

Традиции и обычаи Красноярского края – это симбиоз культур народов, населяющих эту землю. В этом удивительном уголке России от берегов Карского моря и до границы с Монголией уживаются долганы и нганасаны, чулымцы и кеты, эвенки и юги, ненцы и якуты, энцы и селькупы, а также хакасы. Каждый из народов сохранил культуру предков, поэтому путешествие по Красноярскому краю – это увлекательное погружение в самобытное прошлое.

Традиции Красноярского края

Кто живет в Красноярском крае

Народные традиции этой территории складывались веками. Сегодня здесь проживает 159 народностей. Большинство – русские, и связано это не только с заселением региона еще в XVII веке, но и с активным переселением народов во времена СССР. В XIX столетии здесь появились представители всех республик Союза. При этом Красноярский край остается лидером по численности коренных народов, традиции которых и сложили культуру этого уголка России.

Природа Красноярского края

Историки утверждают, что эта территория начала осваиваться еще 200 тыс. лет назад. Первые поселения появились на юге, а затем постепенно они распространились на север вдоль Енисея. Вначале сюда пришли монголоидные племена, а уже за ними потянулись тюрки, самодийцы, тунгусы, енисейцы. Сегодня выделяют 10 коренных этносов этого региона. Самым крупным из них считается народ долганы, который образовался из-за смешения северных якутов, эвенков и русских. Окончательно народность оформилась в конце XIX века, а до этого ее причисляли к саха.

Менее численными считаются нганасаны. Этнос возник в XVIII веке и образовался он от тунгусов и самодийцев. У этого народа Красноярского края сохранилась интересная традиция называть себя «ня», что в переводе значит «товарищ». Нганасаны занимают самую северную часть территории. Ближайшими родственниками их считаются энцы, в формировании которых большую роль сыграли ненцы. В отдельную народность их выделили в 80-х годах прошлого века. В переводе название этноса значит «человек».

Нганасаны

Остальные коренные народности считаются малочисленными. К ним относятся чулымцы, которые освоили земли по берегам реки Чулым. Сегодня этот этнос признан вымирающим, так как насчитывает он чуть более 350 человек. Как отдельный народ чулымцы сформировались в XV веке: считают, что это симбиоз тюрков, селькупов и кетов.

В X веке на территории современного Красноярского края появились собственно кеты, предками которых были эвенки, ханты и селькупы. По численности это довольно крупный коренной этнос, который представляют почти 900 человек. Кеты Красноярского края сохранили не только свои традиции, но и язык, а с 1980 года оформили право на собственную письменность.

Кеты Красноярского края

Коренной народ эвенки не ограничивается одним ареалом проживания. Больше всего его представителей, конечно, в Эвенкии, но также отдельные группы образовали поселения на Таймыре, в Туруханском и Енисейском районах. Они считаются потомками тунгусов, и сегодня численность этой народности составляет примерно 4 тыс. человек.

Северо-западную часть заселяют ненцы, которых еще называют самоедами. Численность этноса – около 3 тыс. человек. Они сохранили свой язык и фольклор. От самодийских племен образовались селькупы. Всего сегодня известно о 4 тыс. представителей этого народа, из которых 300 человек проживают именно в этом регионе.

Ненцы

Долганы

Традиции этого народа Красноярского края очень интересны, так как в них прослеживаются как отголоски давнего прошлого, так и черты смешения культур. Этнос считается коренным Таймыра, но в начале XIX века его представители большими группами переселились в Туруханский край, где и произошла ассимиляция с тунгусами и русскими. Всего в мире насчитывается около 8 тыс. долган.

Название народности произошло от эвенского рода и означает «средний». У нее есть ряд синонимов: долган называют еще «саха» или «тыа-кихи». Собственного языка у этой народности нет. Говор основан на смеси якутского и эвенкийского наречия и относится к тюркской группе. В 80-х годах прошлого века на нем вышло даже несколько книг местных авторов. Письменность приняли на основе русского алфавита.

Долганы

В традициях долган Красноярского края – сохранение отголосков древней религии. Предки их исповедовали пантеизм и анимизм. С приходом русских массово стало распространяться православие, но до сих пор христианство здесь сильно смешано с язычеством.

До крещения долганы верили, что мир состоит из трех уровней, в каждом из которых правят свои божества. Духов делили на три категории:

  • невидимые, которые окружали людей и вселялись в любые предметы. Их называли «иччи»;
  • покровительствующие человеку, которые звались «айыы»;
  • злые духи подземного мира, или «абаасы».

Посредниками между мирами были шаманы. Они делились по уровню овладения магическими ритуалами. Один из них совершал все земные церемонии, другой – лечил, а третий был проводником в подземный мир.

Шаманы Красноярского края

Основное занятие долган – охота. У каждого мужчины, отправляющегося за зверем, с собой обязательно должен был быть талисман. Это мог быть любой предмет, в который шаман вселял духа «иччи». Кроме оберегов привлечь внимание духов и выпросить у них удачной охоты и рыбалки можно было через ритуальный хороводный танец хэйро. В нем принимали участие мужчины и женщины, несмотря на то, что главенствующими у этого народа считаются представители сильного пола, и женщины не допускаются до большинства сфер жизни. В землю или лед вбивали шест «хорей», вокруг которого и совершали ритуал.

Ели долганы преимущественно оленье мясо. Сразу после охоты обязательно надо было вкусить сырые почки и печень, а также жареные мозги убитого животного. Употребляли в пищу и много рыбы — варили уху, заготавливали строганину, а вот летом ели ее в сыром виде.

Кетская кухня

В конце XIX века, когда этот народ окончательно перешел в Туруханский край, образовались небольшие поселения, которые называли «станки». Здесь жили семьи в межсезонье. Весной собирались кочевые группы, которые шли на строго отведенную им территорию (у каждой группы был свой участок). Осенью кочевники распадались на семьи, которые всю зиму охотились на пушного зверя и оленя. Первую добычу обязательно приносили в дом и делили ее между всем стойбищем.

В традициях долган Красноярского края особое место занимает принцип уважения природы. В фольклоре до сих пор сохранились приговоры-табу, связанные с запретом разрушать экосистему.

Кеты

Традиции кетов Красноярского края имеют свои уникальные черты. Это исконно сибирская народность, однако в генетическом коде ее представителей ученые нашли следы южноамериканских индейцев. Объясняют это легендой, что в суровые земли предки кетов попали с небес.

Интересно, что с заселением региона кеты смогли сохранить свои уникальные места обитания. Ранее они селились исключительно вдоль рек в самой северной части этого уголка России. Также кеты сохранили и свой язык — он входит в енисейскую языковую семью, которая фактически перестала существовать еще в XVIII веке. В XIX столетии большинство кетов перешли на доминирующий селькупский язык, но на сегодняшний день все же сохранилось два уникальных диалекта — сымский и имбатский. В постоянной речи их использует всего 1,5% представителей этого этноса.

Кеты

Кеты придерживаются патриархата. Это заключается не только в обеспечении мужчиной семьи всем необходимым, но и во всем укладе жизни. Только мужчины могут вести торговлю, участвовать в различных голосованиях. Наследство в семье всегда переходит к младшему сыну по мужской линии или братьям умершего. Женщины могут лишь вести домашнее хозяйство. У них нет прав участвовать в ритуалах, особенно в тех, которые связаны с охотой. Отправляясь на промысел, мужчина должен даже окуривать жилище, чтобы выгнать от туда дух женщины.

Кеты жили небольшими семьями, создавая родоплеменные общины. Старшему сыну обязательно «ставили» дом, девочки после замужества уходили жить к мужу, младшему сыну в семье доставалось все имущество родителей. Учитывая кочевой образ жизни, общины сильно не разрастались: в среднем это было по 8-10 чумов.

Народность кеты

Традиции кетов связаны с промыслами. Издавна мужчины этой народности считались искусными охотниками и рыболовами. Основные добычи приходились на лето: в это время заготавливали припасы на зиму, вялили, сушили, солили мясо. Разводили оленей, но больше не для еды, а как транспорт. На охоту чаще всего ходили на белку. Из крупного зверя ценность для кетов представляли дикие олени и лоси: из их шкур шили одежду.

Особое место занимала охота на медведя, хотя это животное и считалось сакральным. Предки современных кетов верили, что в хозяина леса переселяются духи умерших. Однако это не мешало охотиться на него: в лес отправлялись целыми общинами, а после удачной охоты устраивали большой праздник.

Свадебные традиции

Сохранились интересные свадебные традиции кетов Красноярского края. До сих пор решение о создании новой семьи принимают старшие родственники парня и девушки. Жених обязан давать за невесту выкуп: обычно это шкурки пушного зверя. Их привозят в большом котле, и если родные девушки переворачивают его, это означает отказ. Раньше свадебную церемонию проводил шаман, который связывал волосы молодых, а затем три раза обходил вокруг пары.

Чулымцы

Один из самых малочисленных народов Красноярского края, ближайшими родственниками которого считаются хакасы. Сегодня возрождение традиций этого этноса поддерживается на государственном уровне, так как коренных носителей культуры этой народности осталось около 350 человек.

В Красноярском крае предки чулымцев поселились еще в XII-XIII веке и постепенно продвигались вниз по реке Чулыма, ассимилируясь с кетами и селькупами. В отличие от других коренных народов этого уголка России, чулымцы Красноярского края, придерживаясь патриархата, признают равноправие мужчин и женщин. Эту интересную традицию они переняли у северных народов.

Чулымцы

Как и у других этносов этого региона, основным занятием общин была охота и рыбалка. Для спуска по реке делали лодки-обласки из мягких пород дерева. Сегодня, несмотря на использование современных плавательных средств,  эта традиция сохраняется, а на народных гуляниях устраивают даже соревнования по плаванию на обласках.

Из всех народностей этого региона именно чулымцы зарекомендовали себя прекрасными земледельцами и собирателями. Они выращивали просо, ячмень, пшеницу, овес, рожь. Из леса приносили ягоды, съедобные коренья, бересту. Было развито и фермерство — разводили коров и лошадей.

Традиции чулымцев мало изучены из-за отсутствия у этого этноса письменности. Известно, что ранее они исповедовали анимистический пантеизм. В XVIII веке произошло массовое крещение, но принятие православия так и не искоренило древние верования. До сих пор в жилищах чулымцев можно увидеть тотемы и идолы — чучела или фигурки птиц, шкурки пушных животных. С принятием христианства кардинально изменились свадебные и похоронные традиции. Создание семьи с XIX века происходит через обряды сватовства и венчания. Не вызывают удивления и похороны, хотя ранее это был исконно языческий обряд — в могилу усопшему клали все вещи, которыми он пользовался при жизни. Вместо гроба использовали подстилку из бересты. Тело клали на обожженную землю, а вокруг сооружали подобие саркофага из веток, который защищали земляным курганом.

Народы Красноярского края

Несмотря на разнообразие проживающих в Красноярском крае этносов, здесь сложилась уникальная культура. В центре ее традиции, связанные с древними верованиями и шаманизмом. Здесь даже сохранились уникальные календари: ненцы отсчитывают время аж по 10 разным календарям, а селькупы пользуются четырьмя, но это не мешает всем жить в единстве, ориентируясь на законы природы, от которых зависит ведение основных промыслов.


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.