Необычные корабли
Люди, живущие возле грузовых или пассажирских портов, нередко по окраске и строению могут узнать, какие корабли пожаловали на пристань. Настоящие моряки и морские волки по внешнему виду могут определить не только то, к какой категории принадлежит судно, но и из какой страны оно приплыло и какую функцию выполняет. Для большинства населения все корабельные судна выглядят похожими друг на друга, но некоторые из них представляют собой необыкновенное зрелище, способное поразить даже далёких от судоходства граждан.
Есть среди кораблей и такие, которые уникальны своей судьбой. У каждого судна — своя необычная история и свой характер, поэтому моряки считают их живыми существами, имеющими душу.
Самый большой
Когда речь заходит о больших кораблях, на ум сразу приходит печально известный «Титаник». С тех пор прошло более ста лет, и в современном мире размеры «Титаника» уже давно никого не впечатляют. Прежним осталось одно: до сих пор настолько гигантские судна не нужны ни в одной области мореходства, кроме туристического бизнеса.
Самым большим на данный момент является круизный лайнер «Oasis of the Seas». Его размеры действительно необычные: в длину палуба достигает 360 м, а ширина составляет 72 м. Впервые на воду лайнер был спущен осенью 2009 года и до сих пор удерживает пальму первенства в рейтинге самых больших плавсредств. Это и не удивительно, поскольку компания-производитель потратила на постройку «Oasis of the Seas» 1,24 млрд долларов. На такое крупное финансовое вложение ещё долго не решится ни одна компания. Содержание такого великана обходится очень дорого: за короткую стоянку в порту приходится платить около 230 тыс. долларов, да и не каждый порт готов принять этого исполина по техническим причинам.
«Oasis of the Seas» называют плавучим городом. Он рассчитан на одновременное пребывание на борту 8470 человек, 2160 из которых являются членами экипажа, ведь для обслуживания такого монстра необходимо много рабочих рук. Более 6 тыс. пассажиров могут наслаждаться отдыхом на его палубах.
Инфраструктура лайнера включает несколько развлекательных центров, четыре бассейна с суммарным литражом в 23 тыс. л воды, огромный парк, в котором часто звучит живая музыка, 10 SPA-центров, салоны красоты и много прочего. Этот плавучий остров очень зелёный: на нём высажено более 10 тыс. растений, есть даже крупные экзотические деревья. С каждым своим заходом в новый порт «Oasis of the Seas» вызывает восторг и массу удивления у местного населения, которое приходит на причал полюбоваться необычным гигантом.
С ног на голову
Одним из самых необычных кораблей в мире по праву считается океанографическая платформа Флип. Идея о создании настолько нестандартного судна родилась в Калифорнийском университете при лаборатории океанографии и исследования морей. Интересная мысль пришла в головы учёным Фишеру и Списсу, которым необходимо было устойчивое и тихое судно для подробного изучения распространения звуковых волн в глубинах морских вод.
Необычная конструкция представляет собой палубу в 108 м длиной, под которой имеется большое количество узких отсеков, способных наполнятся водой. Когда Флип наполнен воздухом, он сохраняет естественное горизонтальное положение, но при необходимости в резервуары набирают воду, оставляя воздух только в верхней части, за счёт чего бакен переворачивается, погружая большую часть под воду, и превращается в гигантский поплавок, плавающий на поверхности морской глади.
Реализация такого плана требовала внушительной суммы, но правительство поддержало идею, и в 1962 году корабль был впервые спущен на воду. Для того, чтобы сохранять тишину и бесшумность – основные условия успешного исследования звуковых волн в воде, Флип не оснащён двигателем. Самостоятельно перемещаться это необычное судно он не может, поэтому в нормальном горизонтальном положении буксируется к месту исследований, где всего за 28 минут погружает большую часть под воду. В таком состоянии бакен может находится столько времени, сколько необходимо учёным для работы. Он очень устойчив, ему не страшны бури и штормы.
Уже во время первого раза, когда Флип был спущен на воду, стало понятно, насколько удачной была такая идея. Благодаря этому нестандартному океанографическому судну удалось получить массу знаний о перемещении воды в океане, возникновении и распространении штормовых и сейсмических волн и т.д. За время эксплуатации благодаря данным, полученным на Флипе, проведено огромное количество открытий и исследований.
Грузовик
У каждого корабля – своё назначение. Кто-то построен для того, чтобы люди могли путешествовать по тёплым морям, а кому-то уготована судьба настоящей рабочей лошадки. Dockwise Vanguard, несомненно, принадлежит ко второй категории. Функция этого тяжеловеса – транспортировка больших и малых грузов. Его производителем стала компания Dockwise Shipping, заказавшая проект в группе компаний Hyundai.
Сами производители назвали своё творение грузовиком для кораблей, поскольку по грузоподъёмности с Dockwise Vanguard не сравнится больше ни один морской гигант во всём мире. На воду он был спущен в феврале 2013 года. Тогда тоннаж перевозимого груза составил 56 тыс. тонн, что является только половиной от того, сколько способен перевозить данный тяжеловес. Экипаж составляет команду из 60 человек, которые профессионально управляются с управлением и обслуживанием Dockwise Vanguard.
Чтобы погрузить на борт другие корабли или тяжёлый груз, применяют необычную технологию: специальные отсеки заполняют водой, и борт погружается в воду на 9,5 м глубже стандартной осадки. Затем на него размещают перевозимый груз. Даже при полной загрузке Dockwise Vanguard способен плыть со скоростью 14,4 морских узлов, что является очень хорошим результатом для тяжеловесного плавсредства.
С помощью Dockwise Vanguard на родину был доставлен лайнер «Коста Конкордия», потерпевший крушение в акватории у берегов Тосканы в 2012 году. «Коста Конкордия» в несколько раз превышал параметры «Титаника», но разделил его печальную участь. Справиться с буксировкой такого гиганта смог только настоящий тяжеловес, которым и является Dockwise Vanguard.
Корабль-ножницы
Самые интересные изобретения происходят на стыке наук. Ещё раз это известное правило подтвердили немецкие конструкторы, спроектировавшие необычный корабль для очистки морских вод от нефти под названием Bottsand (Тип 738). В основе разработки положены исследования, направленные на борьбу с экологическими проблемами по загрязнению океана нефтяными пятнами, которые становятся с каждым годом всё актуальнее.
До места экологической катастрофы Bottsand следует как любой обычный корабль, но достигнув своей цели проходит необычную трансформацию: его борт разделяется на две равные половины, которые представляют собой стороны треугольника с углом 65°. Конструкция действительно напоминает лезвия ножниц. Двигаясь на пятно, внутрь такого «треугольника» попадает загрязнённая вода, которая специальной системой закачивается в специальный внутренний отсек. В отсеке может уместиться 790 м3 морской воды, которые проходят многокомпонентную очистку, отфильтровывая нефть и выпуская чистую воду назад в море.
Производительность фильтрации составляет 140 м3, то есть за сутки очищается уже 3360 м3. При постоянной работе такие необычные «очистители» смогут значительно уменьшить вред, нанесённый природе. Главное ограничение заключается в том, что толщина нефтяного покрова не должна превышать 2 мм, но большинство нефтяных пятен соответствуют этому параметру. Для предотвращения масштабного экологического бедствия было предложено использовать Bottsand в Мексиканском заливе после известной катастрофы.
Великая «Айова»
Многие люди любят любые военные корабли называть линкорами, не подозревая, что последним линкором с великой историей стал головной корабль «Айова», спущенный на воду в 1942 году. Он был сконструирован и построен для того, чтобы сопровождать большие авианосцы, активно использующиеся в ходе Второй Мировой войны.
В 1943 году «Айова» был допущен до военных действий и с тех пор по наши дни сохраняет титул самого скоростного, мощного и огромного линкора, задействованного в ходе военных действий. Он дважды выводился из состава боевых суден и дважды возвращался назад. Это происходило в 1951 и 1984 году. Кроме участия в боевых действиях «Айова» перевозила президента Рузвельта на Тегеранскую конференцию союзников в 1943 году, после чего доставила его назад.
За свою историю линкор получил 11 наград: девять боевых звёзд за успехи в ходе Второй Мировой войны, и две – за действия во время войны в Корее.
Но судьба этого необычного боевого корабля имеет не только героические страницы. В 1989 году на борту произошло внезапное срабатывание заряда главного калибра, вследствие чего погибло 47 моряков. «Зачистка» на борту произошла слишком быстро: башни сразу же перекрасили, а все обломки убрали с борта, поэтому причина осталась невыясненной. Была выдвинута версия о том, что один из моряков умеренно поджёг заряд для самоубийства, но командование быстро отказалось от этой версии.
После этого инцидента в 1990 году линкор «Айова» был выведен из состава боевых суден. В 2012 году он превращён в корабль-музей, который ежегодно едут посетить тысячи туристов со всего мира. В трюмах и отсеках всё осталось в том же виде, в котором было при действии «Айовы», и все посетители говорят, что испытывают необычный трепет, находясь на экскурсии на этом корабле-музее.
Камуфляж
В начале прошлого века модным течением в художественном искусстве стал кубизм. Его родоначальники – Пикассо и Бракк – даже представить не могли, что необычное веяние подхватит кораблестроение, а конкретнее – военно-морская отрасль. Военные инженеры в 1915 году решили, что однородная окраска выделяет корабль на общем фоне, поэтому были выпущены суда с камуфляжной окраской в стиле кубизма.
На данный момент подтверждений тому, что камуфляжная окраска действительно пригождается для маскировки в военно-морских действиях, нет, но идея нашла отклик и применение в другой отрасли. Европейские производители решили, что такой ход будет прекрасным механизмом для завлечения туристов на экскурсионные и круизные лайнеры. В 1996 году в Финляндии был построен уникальный корабль «Аида», который должен был обеспечить пассажирам клубный отдых в круизе. Чтобы подчеркнуть развлекательную направленность, на боковых поверхностях борта был выполнен красочный рисунок. Его автором стал немец Феликс Бюттнер, изобразивший задорную волну в форме змейки с весёлыми глазами и стрелками.
Туристы по достоинству оценили такое новшество, поэтому отдых на «Аиде» пользуется большим успехом. В своих круизах лайнер посещал и Россию. С 2001 года он был переименован в «AIDAcara». Такая «весёлая» версия круизного лайнера была настолько успешной, что через несколько лет после первой версии компания запустила целую линейку подобных судов с рисунками на борту. Волна теперь стала ещё длиннее, а радость туристов – сильнее.