Лазерные технологии
Лазерная техника и лазерные технологии – неотъемлемая часть научно-технического прогресса, инновационного производства, определяющего будущее большинства промышленных отраслей и сфер жизнедеятельности. Для передовых новых идей нужны молодые и инициативные специалисты, способные их реализовать.
Сферы применения лазеров
Лазерные технологии применяются повсеместно:
- в малотравматичной хирургии;
- экспериментальных исследований в химии, физике, биологии;
- обработке материалов;
- термоядерном синтезе;
- информационных технологиях;
- системах экомониторинга;
- авиационной и космической промышленности;
- средствах телекоммуникаций;
- цифровой связи;
- военной сфере;
- бытовой радиоэлектронике.
Программы подготовки
Подготовка по специальности «Лазерная техника и лазерные технологии» осуществляется в ВУЗах России (код 12.03.05) на базе полного среднего образования (11 классов).
Формы обучения: очная, очно-заочная и заочная.
Длительность подготовки по программам бакалавриата:
- на дневном отделении – 4 года;
- на очно-заочном и заочном отделениях – 5 лет.
Курс обучения в магистратуре рассчитан на 2 года.
Абитуриенты сдают вступительные экзамены по следующим предметам:
- математике (профильная дисциплина);
- русскому языку;
- физике/химии/информатике (на выбор учебного заведения);
- иностранному языку (не везде, по усмотрению университета).
Профильная подготовка по специальности ориентирована на доскональное изучение лазерных устройств и их компонентов, физических процессов, протекающих в них, современных технологий и сфер их применения.
Профильные дисциплины
Программа подготовки составлена так, чтобы студенты получили максимум теоретических знаний по профессии и смогли закрепить их на практике.
В перечне профильных дисциплин:
- основы квантовой электроники;
- оптическая электроника;
- когерентная и нелинейная оптика;
- основы голографии;
- сборка и юстировка лазерных устройств;
- прикладная оптика;
- инженерная и компьютерная графика;
- материаловедение и технология материалов;
- системы автоматизированного проектирования;
- основы нанотехнологий;
- оптическая обработка информации;
- программирование;
- техника физического эксперимента;
- метрология;
- другие предметы.
В процессе обучения студенты начинают самостоятельно разрабатывать электронику, системы разного предназначения, программное обеспечение, с помощью которого можно моделировать дальнейшую работу электронных лазерных устройств.
Учебную и производственную практику будущие специалисты проходят в учреждениях, деятельность которых непосредственно связана с оптико-электронными устройствами, центрах лазерных технологий, профильных НИИ или в университетских лабораториях, оборудованных всем необходимым для этого.
Чему научат?
Дипломированные специалисты по окончании ВУЗа смогут:
- С нуля проектировать инновационные системы с лазерами в основе, управлять уже действующими комплексами, контролировать процесс.
- Исследовать системы, применяющиеся в науке, медицине и разных промышленных сферах, модернизировать их при необходимости.
- Создавать оптическое и электронное оборудование для разных сфер деятельности.
- Собирать отдельные узлы и компоненты для действующих или проектируемых технологических линий.
- Настраивать, регулировать, ремонтировать медицинские и промышленные лазеры, устройства на их основе в лабораториях и естественной среде применения.
- Разрабатывать проектную документацию с чертежами на компьютерах.
- Проверять соответствие отдельных элементов и приборов в целом установленным техническим стандартам.
- Тестировать, как взаимодействует излучение лазера с разными веществами.
- Описывать ход и результаты проводимых экспериментов и проектов, разрабатываемых на их основе.
- Составлять технические задания для проектировщиков отдельных устройств, которые в дальнейшем будут интегрированы в общую систему.
- Разрабатывать, внедрять и контролировать выполнение принципов и норм безопасности при взаимодействии с лазерами.
Кем работать?
Студенты ВУЗовских факультетов «Лазерные технологии» получают базовую инженерную подготовку. Полученные теоретические и практические знания позволяют им в дальнейшем выбрать узкое направление и сосредоточиться на нем.
Несколько профессий, где могут реализовать свой потенциал дипломированные специалисты:
- инженер-проектировщик лазерной техники;
- инженер-конструктор;
- оптический техник;
- оператор лазерных систем;
- технолог;
- наладчик;
- научный сотрудник НИИ;
- радиофизик.
Начинающие специалисты часто устраиваются наладчиками или технологами, помощниками в научные лаборатории, набираются практического опыта и двигаются дальше в карьере.
Опытные инженеры востребованы в медицине и других сферах, непосредственно связанных с проектированием, внедрением и обслуживанием сложных приборов и установок на основе лазеров.
Немалая часть выпускников видит себя в науке. Они трудоустраиваются в НИИ, частные исследовательские центры, остаются на кафедрах университетов.
Оплата труда зависит от должности, опыта и направления работы. Наладчик без стажа получает 20-25 тысяч рублей. Инженер-конструктор или проектировщик – 40-80 тысяч (в Москве зарплата выше). Научные центры за рубежом предлагают перспективным сотрудникам оплату в 5-7 раз выше.
Есть так называемые «профессии будущего» — наиболее востребованные, с более высокой оплатой.
Профессии будущего
Эксперты рынка труда называют эти направления наиболее перспективными: спрос на специалистов постоянно растет, в них заинтересованы как российские, так и зарубежные работодатели.
Инженер по лазерной технике и лазерным технологиям
Исследование, проектирование, создание и внедрение технологий – основная задача специалиста. Должностные обязанности также включают контроль за работой приборов, своевременное обслуживание и инженерное сопровождение.
Архитектор медоборудования
Архитекторы придумывают и проектируют инновационное медицинское оборудование, контролируют весь производственный цикл, начиная с изготовления деталей и сборки прибора и заканчивая его пуском/наладкой, вводом в эксплуатацию.
Архитекторам мало базовой инженерной подготовки – они должны знать основы медицины, свободно ориентироваться в медицинских материалах и специфике отрасли. При создании новых приборов и оборудования важны эргономические характеристики, практичность, дизайн, безопасность. Так что эстетический вкус будет преимуществом.
Инженер оптико-электронных приборов
В его должностные обязанности входит разработка оптики и оптической электроники, подготовка к производству приборов и систем, контроль на всех стадиях производства.
Инженер должен знать базовые элементы оптотехники, ориентироваться в материалах для их комплектации, отслеживать тенденции и потребности рынка, придумывать и реализовывать современные приборы, отвечающие им.
Исследователь-фотоник
Фотоники исследуют световое излучение в оптических элементах и сферы его возможного применения. Деятельность специфическая, но спектр ее применения широкий: полупроводниковые соединения и лазеры, высокоскоростная электроника, физика, волоконная оптика и другие.
Вузы
Специалистов готовят следующие ВУЗы:
- МГТУ им. Баумана (Москва);
- МИФИ (Москва);
- КАИ им. Туполева (Казань);
- Новосибирский ГТУ;
- Московский авиационный институт;
- МИРЭА (Москва);
- Балтийский «Военмех» им. Устинова (Санкт-Петербург);
- Томский госуниверситет;
- Пензенский госуниверситет;
- Самарский НИУ им. академика Королева;
- Владимирский госуниверситет;
- Уральский университет им. Ельцина.
Здравствуйте! хочу добавить что по данной специальности так же готовят в Ижевском Государственном Университете имени Михаила Тимофеевича Калашникова, Удмуртская республика, город Ижевск.