Традиции народа коми

Северные племена коми-пермяков максимально сохранили свои традиции и обычаи, и в этом им помогла отдаленность места проживания от общей цивилизации. Они до сих пор живут общинами и придерживаются принципа единства с природой. Этот народ смог сформировать собственные ремесла, которые удивляют всю Россию.

Традиции коми

Кто такие коми

Коми – обобщенное название народа, проживающего в северных лесах России. Первые упоминания о нем датируются  I тысячелетием до н.э. Прямыми этническими предками этой народности считаются удмурты и пермяки. По мере освоения северных лесов коми ассимилировались с коренными жителями, что оказало влияние на формирование традиций и обычаев. Ареал обитания в разное время называли Зырянский край, Пермь Вычегодская, а сегодня этот народ проживает в Автономных Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, а также непосредственно в Республике Коми.

Девушки коми

Выделяют несколько этнографических групп: вымичи, печорцы, сысольцы, удорцы, зыряны, зюздинцы, кольские ижемцы, собственно ижемцы, пермяки, язвинцы. Их не рассматривают самостоятельно, так как традиции коми-края имеют схожие черты. Особое влияние на них оказали славянские племена. Кроме культурных традиций общим для всех этнографических групп считается язык, который официально называют коми-зырянским. Он относится к финно-угорской ветви уральской семьи. В зависимости от региона проживания носителей выделяют 10 диалектов, но их понимание не вызывает трудностей у всех групп.

Для письменности здесь избрали кириллицу, хотя в XIV веке была попытка создания собственного алфавита на основе пасов (рунических знаков, которые использовали на этой территории в дохристианские времена), кириллицы и греческих букв. Это было древнепермское письмо, образец которого сохранился лишь на иконе Зырянская Троица.

Икона Зырянская Троица

У пермяцкого народа коми до XVII века была традиция использовать собственную азбуку анбур, которая за пределами Московской Руси считалась тайнописью.

Ремесла

По традиции народ коми занимается рыболовством. В давние времена это было единственным средством пропитания в северном крае. Наилучший улов был товаром — за ним ходили в походы, организовывали артели, ставили сети и запоры. На продажу рыбу солили, малосолили, что в те времена считалось деликатесом, вялили и сушили. Скотоводство было популярным лишь вначале, археологи до сих пор находят останки коров и овец. Этот промысел не был определяющим экономики древних коми и существовал лишь для удовлетворения собственных потребностей. Молочный скот был на втором плане, чаще всего выпасали оленей.

Оленеводство коми

Тем не менее, скотоводство оставило след в языке в виде специфических терминов, сходных с понятиями древнеиранских наречий.

Быт, культура и традиции коми-пермяков тесно связаны с деревообработкой. Северные мастера научились работать со всеми породами дерева, максимально используя все части растений. Это было ремеслом мужчин, которые не только ставили деревянные постройки, но и полностью занимались внутренним убранством. Коми стали настоящими мастерами в украшении посуды, используя резьбу и роспись. До наших дней в традиции народов этого края использование в быту больших деревянных чаш в виде птицы, а также ковшей из капа, которые делают в форме хвоста птицы.

Резьба по дереву

Северный народ вынужден был освоить замшеделие, или выделку из кожи, а также валяние шерсти. В XIX веке коми даже сдали делать обувь из оленьих шкур на продажу. Чтобы придать изделиям оригинальный вид, женщины украшали их вышивкой. В качестве товара предлагали и ткани ручной работы: их ткали на станке дӧра кыан, дополняли сложными узорами из красных нитей, контрастирующих с белым фоном. Узор был не только декоративным элементом. Коми считали, что именно он оживляет вещь и оберегает от злых духов.

Семья

По традиции предков коми-пермяки Пермского края в семейном укладе придерживаются патриархата. За обеспечение семьи отвечает мужчина, а женщина в доме – главная хозяйка. Как и у марийцев, у этого народа очень ценится работоспособность женщины. При выборе пары мужчины обращают внимание на то, насколько избранница может вести домашние дела.

Ремесла коми

Особое внимание в семье уделяется беременной женщине и рождению ребенка. Последнее народ коми воспринимает как связь с потусторонним миром, поэтому после родов здесь по традиции стараются проводить специальные обряды, которые «не дают малышу потеряться». А до этого женщине следует правильно родить. Во времена, когда основное население жило в деревнях, роды принимали повитухи. Они были как современные акушерки и полностью сопровождали период вынашивания и появления малыша на свет.

Почувствовав схватки, будущая мама должна была затопить баню — парная или хлев считались лучшими местами для родов. Суеверные коми здесь же держали роженицу и ее ребенка до того дня, как у малыша отпадет пуповина. Это время считалось «нечистым», а пуповина символизировала связь с потусторонним миром. В эти дни к ним могла заходить повитуха: она следила за новорожденным, правила ему головку, делала массаж для гибкости суставов. Ребенка ни на минуту не оставляли одного, чтобы «его не подменила нечистая сила».

Свадьба

У народа Республики Коми сложились интересные свадебные традиции. В прошлом создание семьи представляло собой последовательность обрядов, которые длились 2-3 недели. Интересно, что молодые люди могли связать себя узами брака в любое время года. Исключением был только пост. При этом по традиции сельское население гуляло свадьбы в основном зимой или поздней осенью, когда был закончен рабочий сезон — такое заключение сделали историки, изучив метрические церковные книги.

Полный свадебный цикл включал сватовство, рукобитье, девичник, венчанье в церкви, праздник в доме невесты и пир после венчания в доме жениха, укладывание молодых спать, послесвадебное испытание молодых, посещение молодыми родителей невесты.

Сватали девушку родители и крестные парня. Это мог быть как «слепой» выбор невесты, когда молодые не знали друг друга, так и сватовство по соглашению, когда парень и девушка заранее выражали свою симпатию друг другу. Ходаки не всегда возвращались с успехом — если семья будущей невесты была против, то на ворота вывешивали рваный лапоть.

При благоприятном исходе через время устраивали рукобитие. В дом к невесте приезжал жених со своими родственниками и привозил подарки и угощения. В этот день обе стороны подтверждали свое согласие на брак. Обычно все переговоры проводили за хорошим обедом. Обязательно оговаривали размер приданого. Рукобитие в редких случаях происходило уже после того, как девушка переходила жить в семью своего избранника. Чтобы не нарушить обычай и получить благословление родителей с обеих сторон, молодые уже без сватов отправлялись к родителям девушки и оглашали им свое намерение заключить брак.

Сватовство коми

Девичник устраивали накануне свадьбы в доме невесты. Это был вечер, когда девушка прощалась с родительским домом. Приглашали друзей и жениха, но он приезжал на праздник последним и привозил с собой подарки. Перед сном девушка отправлялась в баню со своей крестной или близкой подругой. Там она мылась мылом, которое ей подарил парень. После этого по обычаю коми-пермяцкого народа невесте заплетали косы.

Непосредственно в день свадьбы жених с друзьями и родственниками приезжал в дом к молодой и через различные конкурсы выкупал себе девушку. Далее праздничный кортеж отправлялся в церковь на церемонию венчания. Руководил всей процессией знахарь. Он следил за правильностью исполнения обрядов и оберегал молодых от злых сил.

После заключения брака все отправлялись в дом к жениху. Молодых встречали хлебом-солью и обсыпали зерном. Свадьбы у коми обычно были шумными, но новобрачные не всегда досиживали до конца торжества. В середине вечера их отправляли спать на холодную половину дома, при этом давали с собой угощения. Свадьба обычно длилась два дня. Во второй из них невесте устраивали шуточные испытания, а также породнившиеся семьи обменивались подарками. Завершался обряд бракосочетания визитом молодых к родителям невесты.

Свадьба коми

Вплоть до начала XX века у коми-пермяков была интересная традиция заключать брак через похищение девушки. Оно могло быть по договоренности или же насильственным. В первом случае причиной похищения могло быть близкое родство жениха и невесты, а также нежелание родителей девушки отдавать свою дочь замуж. Для парня это была возможность не только построить жизнь со своей избранницей, но и избежать затрат на проведение церемонии.

Религия

Коми исповедуют православие: обращение в эту веру произошло еще в XIV веке во времена епископа Стефана, который проводил богослужения на языке коренного народа. До этого коми были язычниками, причем отголоски давних верований сохранились у них и сегодня. Отдельные поселения остаются староверами — это общины на территории Нижней и Средней Печоры.

Православие, на самом деле, здесь очень особенное. Оно до сих пор пронизано тотемизмом. Например, все иконы, которые хранятся в доме, – это сильный оберег. Когда образ выцветает или теряет внешний вид, хозяин жилища непременно вносит в дом новую икону исключительно со «старым» святым, иначе «новый бог» может причинить дому зло. Иногда в ответ на недоброе люди ставят образы вниз головой, как бы наказывая святого за то, что он не покровительствует домочадцам.

Православие в Коми

Пермяки верят больше в душе — в здешних храмах всегда немноголюдно. Они строго относятся к поверьям и приметам. Например, у этого народа сильна вера в духа леса, который всячески заманивает к себе людей. Леший может превращаться в различное животное, путать тропы, забирать себе женщин. По традиции в Республике Коми в лес ходят в одежде навыворот, чтобы спугнуть нечистую силу.

В каждом доме живет суседка, или домовой. Он всячески помогает хозяевам — убирает, моет посуду, просеивает муку, но только если люди к нему хорошо относятся. Если же прогоняют и зло говорят о нем, то суседка может прятать предметы, спутывать женщинам волосы или пугать скот. Есть также духи у бани: чуд-пиан, баня чуд, баня бес. Они строго следят за чистотой и наказывают хозяев за нарушение банного этикета. Предстают перед людьми в виде мохнатого зверя. Чтобы такой дух не схватил человека, из бани всегда следует выходить спиной вперед или по оклику знакомого.

У суеверных коми-пермяков сохраняется традиция знахарства.

Знахари народа коми

У них есть знахари и колдуны. Первые помогают в делах: заговаривают ружья на хорошую охоту, выбирают лучшие места для строительства дома, участвуют в свадьбах. Колдуны же несут зло. Они водятся с нечистой силой, причем иногда сами того не желая, приносят вред своим же близким. Если колдун долго сидит без дела и никому не передает свое мастерство, бесы начинают одолевать его изнутри.

В Республике Коми  сохранилось немало давних традиций и обычаев, которые показывают, насколько интересно и самобытно жили люди, населявшие северные леса нашей страны. Этот народ успешно ассимилировался с другими народностями, переняв их культуру, но при этом удачно соединил новую веру и знания с накопленным опытом своих предков.


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.