Традиции марийцев
Традиции и обычаи народов Республики Марий Эл формировались еще во времена финно-угорской общности в III-II тыс. до н.э. Об этом свидетельствуют фольклорные и литературные записи космогонических мифов, которые считаются самобытным наследием древних марийцев. Представители данного этноса сохранили верования предков: они уверены, что все земляне – это существа инопланетной природы.
История марийцев
На территории современной России, точнее — в Волго-Вятском районе, предки марийцев (или черемисов) появились 1500 лет назад. Жизнь их складывалась нелегко: испытывая агрессивное давление тюркских и славянских народов, древние мари вынуждены были продвигаться с юга и запада на восток, где они вытесняли пермян и частично ассимилировались с ними.
Существует также версия о том, что предки этого народа были выходцами из Ирана. В ее пользу говорят исследования филологов — в молитвенных текстах, которые до сих пор используются при проведении религиозных ритуалов, сохранились индоиранские слова.
Территорию современной Марий Эл (между Ветлугой и Вяткой) этот народ занял еще в VII-VIII веках. Именно в это время сформировалась основа культурных традиций марийцев, влияние на которую оказали тюрки и финно-угорцы. На протяжении последующих столетий происходила активная ассимиляция черемисов с восточными славянами, волжскими булгарами, хазарами и татаро-монголами. Уже в то время выделялось 4 группы марийцев, для каждой из которых были характерны свои традиции и обычаи:
- горные, которые обитали на южных и частично северных берегах Волги. Их культура формировалась в тесном контакте с чувашами и русскими;
- луговые, образовавшие костяк этого народа. С давних времен и по сегодняшний день проживают в Волго-Вятском междуречье;
- восточные, которые считались переселенцами в Приуралье и Башкортостане;
- северо-западные, освоившие территорию современной Кировской области. Это ответвление марийцев сформировало свои уникальные традиции.
Язык
Наиболее многочисленной сегодня считается объединенная группа лугово-восточных черемисов, имеющая свой язык. Его относят к малой финно-пермской группе угорских языков, как и наречия удмуртов, коми, саамов, мордовцев. Он сформировался на базе финно-угорских и тюркских диалектов, когда черемисы активно заселяли территорию Поволжья. Письменность же у этого народа появилась поздно, лишь в XVIII столетии: в основу алфавита легла кириллица. Этот факт обосновывает отсутствие письменных свидетельств о жизни, традициях и обычаях марийского края.
Сегодня выделяют несколько диалектов и говоров:
- луговой, на котором говорят на луговом берегу Волги и на Урале;
- горномарийский, характерный для правого берега, а также западной части Марий Эл;
- северо-западный, которым пользуются черемисы в Нижегородской и Кировской областях.
Одежда
Традиции народа марийцев прослеживаются в его национальном костюме. Повседневная одежда обязательно включала в себя рубаху — у мужчин она была по типу туники и не доходила до колен, а у женщин удлиненной. Сильная половина под низ надевала просторные штаны. Верхней одеждой считался кафтан. Повседневной обувью были лыковые лапти. Богатые черемисы по праздникам могли обувать туфли из коровьей или овечьей кожи. В холодное время на ноги надевали шерстяные или холщовые онучи.
Для пошива использовали беленые ткани. Одежду украшали орнаментами и узорами алого, черного, бордового оттенков. Поволжские марийцы предпочитали темно-синий цвет. В вышивке обязательно использовали мотивы-обереги. Декоративными элементами женских нарядов считались нагрудник, пояс и передник, которые также расшивали орнаментами. Вышивка зависела от статуса человека и его семейного положения.
Для нательной одежды брали лен, а верхнюю шили из сукна. Рубахи были просторными, чтобы под них можно было надеть штаны (так ходили мужчины и женщины). Кафтаны шили в зависимости от сезона: зимний вариант мог быть ниже колен, а летний до талии или до линии бедер.
Летним головным убором у мужчин была шляпа, зимним – меховая шапка. Позже, ассимилируясь с русскими, марийцы стали носить фуражки. У женщин головные уборы были для замужних дам и для девушек. Первые надевали шали и платки, а вторые – небольшие повязки, украшенные бусинами и монетами. Среди головных уборов мариек была такия – шапка полусферической конусообразной или каркасной формы, поверх которой обязательно надевался цветной платок.
Марийские семейные традиции
У этого народа закрепился патриархальный образ жизни, хотя женщина никогда и не была строго ограничена в правах. Лишь в некоторых поселениях долгое время сохранялся принцип левирата и сорората, предполагавший притеснение женской половины, но это были отдельные случаи.
На плечи мужчины ложились все общественные вопросы и доход семьи. Супруга считалась хранительницей очага. У мари очень ценились такие женские качества как смиренность и хозяйственность. Женщина была помощником для мужчины. Это один из немногих народов, который приветствовал разницу в возрасте между мужем и женой: здесь вполне привычно, когда супруга на 5-7 старше своего мужа.
Роль женщины была неоценима. После свадьбы девушки приходили в дом к мужу, где в тесном кругу уживалось много людей. Под одной крышей соседствовало несколько поколений, и семьи в каждом из них были большими. Именно поэтому высоко ценилась хозяйственность каждой новой женщины.
В доме за порядком следила старшая из женщин (бабушка или прабабушка мужа). Она раздавала поручения невесткам. В семьях всегда было много детей, ведь это считалось благословлением семьи с небес. Называли ребенка по имени того, кто первым войдет в дом после его рождения. Если пол не совпадал, то право имянаречения переходило к матери. Воспитанием занимались все женщины в доме.
У марийского народа сложились интересные традиции, связанные со свадьбой. Пары у мари формировались, как правило, не по обоюдному согласию молодых, а по решению родителей. Когда парню исполнялось 14-15 лет, его отец отправлялся на смотрины в дом приглянувшейся девушки. В этот день родители согласовывали время сватовства. В назначенный час к будущей невесте уже ехал парень вместе со сватами. Отец девушки ставил на стол круглый хлеб и блюдце с маслом. От этого каравая отламывали кусочек, макали его в масло и передавали по цепочке жених – невеста – отец – невеста – жених, при этом каждый немного откусывал от него. Пройденный круг считался подтверждением намерений всех за столом. Окончательное слово было за матерью девушки — жених должен был дать ей монетку в знак «платы за молоко».
По марийским обычаям семья парня выплачивала выкуп за невесту. Его передавали отцу девушки в день пунчал, или сговора. В это время устраивали встречу жениха, невесты, сватов, ее родителей и все знакомых. Парень весь вечер должен был расхваливать свою суженную и ее родственников.
По народной традиции марийцы готовили на свадьбу особые наряды. Жениха одевали в белоснежную расшитую рубаху, широкие брюки и шляпу с загнутыми полями, украшенную петушиным пером. Платье невесты обязательно было длинным, его подол дополняли россыпью монеток. Сверху девушка надевала белый и зеленый кафтан, а также вышитый передник. Из украшений в свадебный наряд входили роскошные мониста.
Распорядителем на свадьбе был тамада. Жених приезжал в дом к невесте на свадебном поезде. Там его встречали хлебом-солью, а всех родственников одаривали подарками. После небольшого застолья руки молодых связывали полотенцем, и так они отправлялись уже в дом к парню для заключения брака.
В традициях народов марийского края – шумная свадьба. Тамада обычно устраивал различные конкурсы и танцы: чем активнее молодые, чем больше они танцевали, тем больше было уважение к новой семье у окружающих. На столе по обычаю всегда стоял большой каравай, центр которого украшали творожным пирогом с монетками «на счастье». Из традиционных угощений гостям подавали жареного петуха, вареные яйца, молоко и квас. Невеста к праздничному столу обязательно должна была печь блины.
Кроме свадьбы в марийской культуре сохранились и традиции разводов, хотя сегодня они уже не так выражены. Предки этого народа жили общинами, в которых главенствовали старейшины. Если муж с женой хотели развестись, им надо было получить разрешение не менее шести выборных представителей общины. Разводы были очень редкими и считались позором для всех родственников. Разводящихся ставили в центре площади спинами друг к другу и связывали веревкой до тех пор, пока выборные представители не огласят свое решение. Женщине обрезали волосы: это было знаком, что она больше не замужем.
Религия
Марийская культура настолько самобытна, что у этого народа есть собственная официально зарегистрированная религия. Ее устоев придерживаются всего 6% представителей данного этноса, а вот ритуалы соблюдают почти все черемисы. Марийцев называют последними язычниками Европы. И это не зря: до сих пор они верят, что предки мари произошли с другой планеты. Из созвездия Гнезда на Землю прилетела уточка и снесла два яйца, из которых вылупились братья Добро и Зло.
В основе религии – природа. Верховное божество – Ош Поро Кугу Юмо, а далее боги делятся по стихиям: огня, воды и леса. Самые почитаемые:
- богиня рождения Илыш Шочын Ава;
- бог морей Мер Юмо;
- покровительница земли Мланде Ава;
- бог судьбы Пурышо;
- смерть Азырен;
- злые духи – Керемета и Вувета.
Все ритуалы проводятся в рощах кусото. На сегодняшний день сохранилось 300 таких мест по всей республике.
Интересная традиция марийцев – осенний праздник, на который со всего края съезжаются черемисы, чтобы совершить всемарийское моление. Рощу каждый год определяет жрец Карт. Люди приносят с собой уток или гусей – это пурлык, или жертвоприношение. Подходит птица для моления или нет, определяет все тот же жрец. Он просит у нее прощение и окуривает дымом в знак освящения и уважения духу огня.
Моления в роще начинаются только под ритмичные удары Карта в бубен. Звуками отгоняют злых духов от деревьев, которые, по традиции народов марийского края, считаются проводниками к космосу. После всеобщих молений устраивают трапезу — в больших котлах варят принесенных уток и гусей, рядом пекут блины и пресный хлеб. Остатки еды забирают с собой или сжигают.
В Марий Эл сохранилась интересная традиция изгнания злых духов. Обряд проводят в ночь на 6 мая в основном в деревнях. Его значение – очищение и защита пастбищ от нечестии. Сначала все жители деревни собираются вокруг большого костра и прыгают через огонь. Затем зажигают лучины, с шумом и колокольным звоном обходят все дворы. «Очистителей» обязательно встречают угощениями — хлебом, картофелем и яйцами. По завершении круга все вновь собираются у кострища и начинают готовить общий обед, часть которого, как дар земле, обязательно закапывают. Обряд длится всю ночь.
Черемисы – уникальный народ. Его считают самым древним на территории современной России. Это подтверждают исследования ДНК. Несмотря на многовековую историю и тесное проживание с другими народностями, марийцы смогли сохранить свои традиции и религию.