Hi-End акустика
В среде аудиофилов термин Hi-End имеет особое значение. Что это такое понятно не всем, потому что популярностью такая аудиотехника пользуется в очень узких кругах. Акустические системы High End относятся к элитному классу, но не имеют никакого отношения к сектору премиум.
Теоретически Hi-End акустика должна отличатся высочайшим качеством и максимальным соответствием естественному звучанию, но в большинстве случаев это далеко от истины. Конечно, звук играет немаловажную роль, но главный приоритет здесь отдается архитектуре и материалам аудиосистемы.
Отличительные особенности High End
Ведущей особенностью такой техники является элитарность, определяющая статус и подчеркивающая пристрастия и предпочтения владельца. Предназначение Hi-End системы неоднозначно и ее утилитарная функция как обычного проигрывателя вообще исключается. Hi-End проигрыватель скорей является неким ритуальным предметом, а прослушивание на нем музыки носит характер релакса или даже ритуала. Владельцы такой техники обычно особо тщательно выбирают, что послушать на Hi-End, причем важен не только стиль музыки, но и качество записи.
Внешний вид
Говоря об эстетике и внешнем виде Hi-End аппаратуры, сказать красивая – это ничего не сказать. Архитектура данного класса должна иметь свой индивидуальный характер, отражать определенную культуру, стиль или даже целую эпоху. Как правило, аудиосистемы класса Hi-End выполняются в ретростиле с особыми чертами, подчеркивающими какую-то деталь.
Нередко для оформления аппаратуры производители используют дорогостоящие материалы – ценные породы дерева, натуральную кожу и др.
Колонки, обычно встроенные, также могут иметь раритетные признаки, выражающиеся в использовании особого декора не имеющего функционального значения. Большое внимание отводится качеству сборки, которое просто обязано быть на высшем уровне.
Начинка Hi-End аудиосистем стала отдельным вопросом, ведь от нее будет зависеть звук, поэтому обычно применяется только качественное, но не всегда современное оборудование. Чаще внутри таких систем можно наблюдать гармоничный симбиоз современной высококачественной электроники и ламповых усилителей. При этом конструкция аппаратуры умышленно скрывает современные технологии, оставляя им лиши функциональную роль, но ярко подчеркивает детали прошлого.
Стоит вспомнить старый ламповый телевизор или магнитолу, как сквозь тыльную решетку просвечивали лампы триоды. Их мягкий приглушенный свет сегодня для многих аудиофилов приобрел особое значение. Это некая магия, которая наполняет пространство особым ностальгическим теплом и создает благоприятную атмосферу для восприятия «лампового звука».
Звук
Первый транзистор появился в конце 40-х гг. XX столетия. С его внедрением новые транзисторные усилители стали постепенно вытеснять ламповые. С тех самых пор среди меломанов зародился спор о качестве звука транзисторной и ламповой аппаратуры. Чуть позже, где-то в средине 50-х гг. появился термин «ламповый звук», который подразумевает теплое, уютное, душевное, ностальгическое и приятное слуху звучание. Когда же массовое производство вообще отказалось от ламповых аудиосистем в пользу транзисторных, появилось понятие аудиофил – человек, предъявляющий к качеству акустической техники особые требования.
На сегодня не существует объективных научно-подтвержденных доказательств, что ламповый звук качественней звука, воспроизводимого транзисторной и цифровой техникой. Если сравнивать что лучше Hi-Fi или Hi-End, то нужно учитывать, что технологии измеряются в совершенно разных понятиях. Hi-Fi аппаратура имеет четкие параметры указанные в цифрах – диапазон частот, допустимые искажения и др.
Системы класса Hi-End принципиально в цифрах не измеряются, а качество звучания определяется субъективными понятиями – теплое, полное, медное и т. п.
Справедливости ради стоит упомянуть эксперимент Р. Хэмма, который в 1972 году доказал, что ламповый усилитель в условиях неизбежных на практике перегрузок работает намного лучше в сравнении с транзисторным. Кроме того, создаваемые ламповой техникой искажения могут вызывать у слушателя положительный эффект. Например, по заметкам Хэмма, когда вторая гармоника отстаёт от основного тона на октаву, создается ощущение полноты звука.
Современные почитатели аудиотехники Hi-End убеждены, что для оценки звуковой аппаратуры прежде всего важно экспертное мнение музыкантов и слушателей, а звукоинженерный анализ на основе лабораторных тестов – это всего лишь холодные цифры не отражающие суть восприятия музыки человеком. Для того чтобы понять, что такое звук Hi-End, нужно просто его послушать.
Маркетинговая составляющая
Чем Hi-Fi отличается от Hi-End так это еще и ценой. Применение дорогих материалов резко повышает себестоимость техники, а ограниченность спроса исключает массовое производство. В результате перестраивать конвейер на выпуск аудиосистем элит-класса нерентабельно. Как правило, такая аппаратура собирается в большинстве процессов вручную, что еще больше повышает ее стоимость. До недавнего времени подобные акустические системы производились в основном кустарным способом по заказу или на продажу.
Сегодня технология Hi-End стала значимой частью маркетинговой политики именитых брендов. Подобное оборудование производится ограниченными тиражами, представляется на выставках и продается за баснословные деньги. Одной из таких компаний является Samsung. Недавно компания представила гибридный усилитель, в котором применила ламповый предусилитель и цифровой каскад на выходе. Вся начинка «упакована» в классический прямоугольный корпус из красного дерева, а сверху вмонтировано круглое окно, через которое светят лампы триоды.
По статистическому анализу, потенциальные покупатели – это состоятельные аудиофилы в возрасте 30-50 лет, а главной «кнопкой», на которую давят маркетологи, являются ностальгическое чувство и желание выразить свою индивидуальность.