Gel аккумуляторы: что это

 

От момента появления первых свинцовых аккумуляторов ученые пытались решить проблему: создать необслуживаемый химический источник тока, для которого будут не страшны полные разрядки. В котором не будет образовываться сульфат свинца, выводящий батарею из строя. Первые опыты по использованию густого электролита начались еще в начале прошлого века, а в 1910 году был запатентован первый промышленный образец необслуживаемого герметизированного АКБ со сгущенным электролитом. Сегодня технологию Gel используют в производстве ведущие производители аккумуляторов по всему миру.

Технология Gel в аккумуляторных батареях

Технология Gel в аккумуляторных батареях

Внутри химического источника тока есть анод и катод, сделанные из свинцового сплава, легированного сурьмой или кальцием, в виде решеток. Между ними залит электролит из смеси серной кислоты и дистиллированной воды. Традиционная схема: жидкий электролит, который разводят водой по мере ее испарения.

В аккумуляторах GEL-технологии раствор включает еще один ингредиент: загуститель, превращающий жидкость в желеобразную субстанцию. По мере работы батареи, электролит приобретает еще большую вязкость, потому что частицы загустителя связывают молекулы воды в трехмерную структуру.

Во время электролиза гелеобразной смеси образуется водород, который, если ему не дать выйти наружу из корпуса, может разорвать батарею. Поэтому внутри геля образуются микроканалы или каналы рекомбинации. Они помогают большей части газа вступить в реакцию рекомбинации, когда молекулы водорода вновь связываются с молекулами кислорода, образуя воду.

Рекомбинацию обеспечивает высокая вязкость электролита. Гель, в отличие от жидкости, достаточно долго удерживает свободные атомы, чтобы они могли вступить в обратную реакцию. Она начинается от анода, где скапливаются атомы кислорода, продвигается к катоду. Кроме этого, во время рекомбинации сульфат свинца, образовавшийся во время работы АКБ, вновь распадается на свинец и сульфатную группу, которая при соединении с атомами водорода вновь образует серную кислоту.

Аккумуляторы GEL

 

В новых АКБ клапанного типа с жидким содержимым, когда давление газа возрастает до определенных значений, клапан открывается, водород выбрасывается в атмосферу. А сульфат свинца оседает на пластинах, рано или поздно выводя аккумулятор из строя.

Плюсы тяговых гелевых аккумуляторов по технологии GEL

У нового поколения АКБ, использующих гелеобразную электролитную массу, есть ряд преимуществ перед собратьями с жидким наполнением:

  • они не требуют долива дистиллированной воды, сделаны полностью необслуживаемыми;
  • за счет большего запаса электролита имеют высокую теплоемкость, меньше подвержены эффекту терморазгона;
  • низкий уровень саморазряда: могут до двух лет храниться без подзарядки;
  • могут работать после нескольких внутренних замыканий;
  • имеют на 10 — 30% больший ресурс, чем AGM-батареи или намазные, заполненные жидкостью;
  • нет риска отравиться парами серной кислоты, водорода во время подзарядки в квартире, отсутствует риск образования гремучего газа;
  • выдерживают до 1000 циклов глубокой разрядки;
  • содержимое батареи не расслаивается;
  • корпус герметичен, теоретически может устанавливаться даже на бок;
  • пусковые токи выше в 1.5 — 2 раза, чем у AGM;
  • выпускаются с пятилетней гарантией, минимальным сроком службы в 7 лет.

Преимущества аккумуляторов GEL

Модели ведущих производителей служат до 15 — 20 лет.

Чем отличается технология AGM от GEL

Технология AGM – переходная от жидкостных АКБ к GEL-батареям. Внутри корпуса устанавливают электроды, смазанные свинцовой пастой, обернутые полимерным материалом, пропитанным электролитом. Катод и анод делают либо плоской, либо спиральной формы. На крышке делают клапан, через который сбрасывается избыточное давление газов внутри корпуса.

AGM-батареи необслуживаемые, работают стабильно 5 — 10 лет, до 850 циклов разрядки на 2/3, 210 циклов полной разрядки. Лучше, чем обычные жидкостные, переносят морозы: нормально работают до -50ºC. Пусковые токи 500 — 700 мАмпер.

Если сравнивать технологию AGM и Gel, то получается, что:

  • пусковой ток выше у гелевых: 700 — 1000 мАмпер;
  • срок службы больше у GEL в 2 — 3 раза;
  • цена ниже в 3 — 5 раз у AMG.

Использовать батареи GEL имеет смысл, если владелец авто может себе это позволить. На некоторые модели цена превышает 30 000 рублей. С другой стороны: гарантированный срок службы 7 — 10 лет стоит таких денег.

 


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.