Новые технологии в логистике
Внедрение новых технологий в транспортной логистике обеспечило этой отрасли эффективное развитие и прибыльность. Сегодня мировой логистический рынок оценивается в сумму, превышающую 4 трлн. долларов, и составляет 10% ВВП планеты. Отрасль не стоит на месте, некоторыми инновациями перевозчики и ритейлеры уже активно пользуются, внедрение других перспективных технологий – не за горами.
БЛА
Доставка с использованием беспилотных летательных аппаратов (БЛА) станет массовой через 7-10 лет. По результатам исследования, проведенного агентством бизнес-аналитики EFT, треть производителей и продавцов заинтересованы в том, чтобы логистические центры использовали дроны.
Массовое использование БЛА решит следующие проблемы:
- Обеспечит доставку заказов в городских условиях от точки продажи до адресной доставки.
- Упростит доставку в сельские районы, где отсутствует транспортная и другая инфраструктура.
- Позволит клиентам отслеживать дрон с грузом в режиме онлайн.
Компания Amazon одной из первых оценила выгоды использования БЛА и лоббирует такой способ доставки в США и за пределами государства. Разрешение на тестирование беспилотников в Великобритании бренд уже получил.
Авиавывоз
Использование «Боингов» – еще одна новая технология Amazon в складской и транспортной логистике. Крупнейший мировой ритейлер взял в лизинг 20 грузовых «Боинг-767», чтобы обеспечить бесперебойную доставку заказов на дальние расстояния.
Договоры лизинга, заключенные в 2016 году, рассчитаны на 5-7 лет. Такой шаг в совокупности с автоматизацией складской работы и клиентского сервиса позволил компании существенно повысить качество обслуживания и сократить сроки поставок товаров в праздничные и выходные дни.
Грузчики-роботы
Автоматизация затрагивает и складскую работу. В крупных логистических центрах Америки грузчиков заменяют роботизированные системы. Только на складах Amazon в погрузочно-разгрузочных работах задействовано 30 тысяч роботов.
Электронные грузчики обслуживают 90 крупных центров распределения товаров, обеспечивают комплектацию заказа, его упаковку и хранение.
Их внедрение снизило операционные расходы интернет-гиганта на 20%. В абсолютных цифрах экономия превысил 22 млн. долларов на каждый склад.
Сенсорная логистика
FedEx и DHL инвестируют средства в новые технологии сенсорной складской логистики. Инновация позволяет контролировать всю цепочку поставок с наблюдением в режиме реального времени.
До ее внедрения ответственные сотрудники могли отследить перемещение грузов от склада загрузки до склада выгрузки. Сенсорная логистика обеспечивает контроль за соблюдением температурного режима, маркировкой заказов и соблюдением других критериев до того, как груз покинет складское помещение.
Компания DHL использует сенсорные датчики со встроенными датчиками температуры и метками RFID. Наличие датчиков и меток информирует грузоотправителей и грузополучателей о соблюдении температурных режимов во время транспортировки. При нарушениях система оповещает клиентов компании предупредительным сигналом.
Склад «по требованию»
Интерес к схеме использования складов «по требованию» увеличивается пропорционально уменьшению количества свободных помещений. Новый подход к решению проблемы предложили разработчики электронной системы FLEXE.
Каждый посетитель, зарегистрировавшийся на веб-сайте FLEXE, получает доступ к базе вакантных складов. Владельцы и операторы складских помещений здесь же размещают объявления о простаивающих площадях.
Эксперты считают, что в перспективе интернет-сервис сможет усовершенствовать логистические услуги, сделать их более гибкими. Проект пока работает в Северной Америке, но его создатели планируют выход на европейский рынок.
Преимущество использования системы – возможность выбора и экономия места. Пользователь может подыскать одно помещение для временного хранения сезонных товаров, второе – для основной группы, а третье – для возвратов.
3D печать
По оценкам AEB International, специализирующейся на разработках IT-решений для логистики и торговли, в каждом третьем изделии есть элементы 3D-печати. В течение 3-4 лет этот показатель может вырасти до 80%.
3D-печать станет тем революционным прорывом, который выведет логистику на принципиально новый уровень, а именно:
- Децентрализация производства позволит перенести изготовление продукции в регионы и максимально приблизить ее к рынкам сбыта, удовлетворить потребности клиентов.
- Отпадает необходимость в доставке, так как продукция производится в регионе потенциального покупателя.
- Появляется мощный стимул для развития региональных рынок и промышленных филиалов.
- Нет необходимости в изготовлении большого объема запчастей и их хранении – при первом обращении потребителя интересующую деталь можно напечатать на принтере. Для этого необходимо сохранить ее макет в электронном виде.
С повсеместным внедрением 3D-печати транспортным компаниям вынужденно придется переориентировать услуги на транспортировку уникальных изделий, изготовленных по индивидуальному заказу.