Традиции Византии
Государство Византия существовало чуть больше тысячелетия. В 330 году на месте небольшого греческого селения Византий была возведена новая столица Римской империи ― Константинополь. После распада империи восточная ее часть получила название Византией, а сами жители страны называли себя ромеями. Культурные традиции Византии формировались разносторонне. Сохранив законы, религиозно-философские и социальные институты римской цивилизации, Византия приняла и много традиций, присущих народам, населявшим ее территории.
Национальный состав Византии в период ее становления был обширен, и кроме греков, включал евреев, армян, сирийцев, южных славян и т.д. Поэтому восточные традиции в Византии органично сосуществовали с традициями римско-греческими, в результате такого симбиоза была создана уникальная, самая развитая в Европе эпохи средневековья культура.
Особенности византийской архитектуры
Названный в честь императора Константинополь не без успеха соперничал с Римом, став одним из красивейших городов мира. Наряду со столицей, в Византии были построены крупные города с населением в несколько сотен тысяч человек: Александрия, Фессалоники, Антиохия, Кейсария, Равенна, Никея, Эдесса и другие. Они отличались великолепным дизайном строений и демонстративной помпезностью: огромные площади с колоннами и статуями, античные бани-термы, прочные и долговечные наземные и подземные водопроводы-акведуки.
Своеобразие византийской городской архитектуры состояло в соединении, казалось бы, не сочетаемых начал. Яркая, нарочитая роскошь традиционной восточной культуры, сохранившаяся в Византии, удивительным образом гармонировала с возвышенной духовностью, присущей древним греческим храмам и дворцам.
В античных религиозных традициях храм считался обителью Бога, вход в него был разрешен только священнослужителям, а все культовые мероприятия проводились снаружи, на специальных церемониальных площадках. Поэтому при строительстве античного храма основное внимание уделялось внешнему виду фасада. Для христиан храм служит местом, где проводятся мессы и возносятся молитвы, и при сравнительно скромном наружном убранстве внутреннее поражало пышностью и богатством.
Благодаря синтезу античных и заимствованных позже восточных влияний сложился особый, византийский стиль архитектуры и иконописи.
Для него характерны:
- огромные размеры площадей и сооружений;
- обилие колонн и скульптур;
- широкое применение мозаики для украшения помещений;
- храмы крестово-купольного типа (у древних римлян они возводились в виде базилик, зданий, состоящих из нескольких нефов, элементов прямоугольной формы и разной высоты);
- иконописным изображениям присущ символизм.
Влияние Византии на мировую культуру
Основной вклад в мировую культуру Византия внесла, прежде всего, становлением христианства, его ортодоксальной (православной) формы. Византийцы одним из первых приняли христианство. Православная вера была привнесена на Русь именно из Византии, и Русская церковь стала частью Константинопольского патриархата. Византия была средоточием многочисленных языческих и христианских традиций и церемоний, в Константинополе находились все главные религиозные святыни: терновый венец Христа, Животворящий крест и другие реликвии.
Многие религиозные немецкие, итальянские и русские традиции были заимствованы у Византии. Так, иконопочитание в православной церкви имеет византийские корни. Иконописцы создали зримый образ Бога, весь православный мир принял этот способ воплощения Всевышнего, и иконопись постепенно распространилась во всех странах. Сегодня икона служит сущностью православия, без нее это христианское вероучение немыслимо.
Из Византии к нам пришла традиция строительства каменных храмов с куполами, символизирующими небесный свод. Фрески и мозаика внутри храмов, античные скульптуры, украшающие здания ― все это византийское наследие. Свое мастерство и опыт византийские зодчие передавали русским мастерам, будучи вызванными в качестве наставников в Киев, Москву и Петербург.
Влияние византийского стиля, отличительной особенностью которого служат помпезность, вычурность и яркость дизайна, прослеживается в романском и готическом архитектурных направлениях, и даже в итальянском барокко. В 19-20 веках возникла также такая форма храмового зодчества, как русско-византийский стиль: в нем приземистые купола храмов располагаются на общем барабане, центральный купол намного выше остальных. Сегодня элементы византийского стиля нередко используются в интерьерах.