Традиции Новосибирской области

Традиции и культура Новосибирской области складывались веками. Во многом сегодня их определяет историческое прошлое этого края, начиная с заселения территории ненцами, появлением здесь тюрков, прежде всего кипчаков, Золотой Орды, русских. А затем и представителей всех национальностей СССР.

Традиции Новосибирской области

И все же основу обычаев Западной Сибири, где и расположена эта область, составляет наследие трех коренных народов региона: сибирских татар, орских чатов и телеутов.

Развитие территории Новосибирской области

Когда-то территория Западной Сибири была землей самодийцев, основным занятием которых было рыболовство, охота, скотоводство и оленеводство. Возможно, они бы и стали коренным населением этого региона в наши дни, но еще в 1 тысячелетии до нашей эры произошли события, которые считаются переломным моментом для будущей Новосибирской области.

Сибирское ханство, карта

Племена хунну, потерпев поражение от Китая и лишившись своих земель, вынуждены были осваивать новые территории, вытесняя ненцев из Западной Сибири к северу.

В XIII веке началось формирование нового для этой земли этноса – сибирских татар. Из-за миграции с Алтая и из Казахстана тюрков образовалось Сибирское ханство. В течение последующих двух столетий шла активная ассимиляция тюрков, хантов, кипчаков, калмыков.

После падения Золотой Орды сибирские татары устоялись как отдельная народность и четко разграничивали себя с другими татарскими ответвлениями.

Сибирские татары, рисунок

Вторым крупным коренным народом Новосибирского края, культура которого повлияла на формирование традиций этого региона, считаются орские чаты. От ханства в подчинение к томским воеводам они отошли еще в XVI веке.

Самыми же древними здесь считаются телеуты. Обычаи и традиции этого коренного народа Новосибирской области восходят к культурам тюрков, селькупов и енисейских динлинов.

Телеуты, старая фотография

Пожалуй, именно они более всего сохранили устои жизни своих предков. Женщины даже в повседневной жизни носят национальные костюмы. Телеуты берегут  свой язык, они одновременно верят в языческих богов и Христа, а за помощью идут к шаману.

Сибирские татары

Этот этнос считается основным для Новосибирской области. Традиции народа, несмотря на ассимиляцию его представителей со многими другими нациями, остаются неизменными уже несколько веков.

Верования

Большинство людей исповедуют ислам, некоторые считают себя христианами, при этом все татары Новосибирска придерживаются своей народной традиции тангрианства. Вера в высших божеств Тангри и Кудая сильны даже в наши дни.

Первый – покровитель неба, самое главное божество. Вера в него характерна для всех тюркских народов, и корни тангрианства уходят во времена племен хунну. Тангри ассоциируют с мужским началом, которое распоряжается судьбой человека.

Сегодня обряды тангрианства в Новосибирской области сохранились только как часть традиций ежегодных народных праздников. Помня, что молились верховному божеству всегда на открытых площадках, выбирая места у подножия гор, весной, когда только начинают распускаться на деревьях почки, во многих районах отгораживают большие поляны и устраивают всеобщее гуляние.

Раньше время и место праздника указывал шаман. Были даже определенные священные места у водоемов, у подножия гор, у стационарных священных коновязей или столбов. На выбранной поляне выкладывали очаги и возжигали священный огонь: делали это по сторонам света.

Сибирские татары в национальной одежде

Обязательным для праздника был ритуал жертвоприношения: для Тангри приводили баранов, овец, лошадей, брали с собой различную молочную пищу, зерно и муку. Приношение жертвы сводилось к разжиганию вокруг нее костров с можжевельником и кропление ее молочной водкой, молоком и кровью приведенных животных. Собравшиеся при этом молились Тангри, возводя руки к небу и совершая земные поклоны.

Сибирские татары, населяющие Новосибирскую область, почитали не только верховное божество, но и духов леса, гор, воды, огня. У этого народа сохранилась традиция  делать идолов в честь добрых защитников.

Например, весной с березы срезают маленький кусок коры и изготавливают из нее небольшую куколку. Это своеобразный оберег для защиты жилища и даже целого поселения от злых духов. Куколку надо спрятать в специальном священном месте, подальше от посторонних глаз.

У татар города Барабинска сохранилась интересная традиция делать обереги от мести умерших. Это так называемая кукла-курчак, которую надо положить в небольшую плетеную корзинку и оставить возле места захоронения. Для этого народа характерно возведение целых амбарчиков, в которых селятся зоо- и антропоморфные духи.

Праздники

Сибирские татары до сих пор активно отмечают свои национальные праздники, календарь которых привязан к циклу сельскохозяйственных работ. Новый год у них наступает в день весеннего равноденствия 22 марта и называется Эмел.

Именно в Новосибирской области сохранилась интересная традиция, связанная с этим праздником. Она отображает мировоззрение татарского народа в целом: чтобы духи-хозяева мест были благосклонны к людям в будущем сельскохозяйственном году, им надо принести жертву, которую называют садака. Покровителям обычно готовили яйца, хлеб, молочные продукты и монетки.

Сибирские татары, 19 век

Сегодня праздник Эмел несколько изменился, и садака представляет собой шуточный обряд: молодежь собирается большой компанией и идет по дворам. У ворот надо прокричать: «Садака». Это призыв к хозяйке, которая должна выйти во двор и начать разбрасывать по специально расчищенной площадке различные угощения.

Не меньше внимания в татарский Новый год уделяют лошадям. Чтобы весь сезон был удачным, устраивают скачки, и каждый хозяин выбирает для них самое лучшее животное.

В сельской местности сохранился интересный ритуал угощения птиц кашей. Для него специально готовят варево из пшеницы и в назначенный день все люди идут со своей кашей на поле на совместную трапезу. Часть угощения раскладывают в небольшие мисочки или разбрасывают по земле, зазывая птиц.

Дети в Новосибирске любят традицию Дня ледохода. Для праздника делают много бумажных куколок и пускают их по воде, надеясь, что с этими тотемами уйдут все несчастья и болезни. Мужчины и мальчики в этот день должны бросить в реку монетку на удачу.

Чаты

Чаты – еще один коренной народ Новосибирского края, который считают ответвлением сибирских татар. В прошлом этот этнос занимал значительные территории, но со временем ассимилировался, и сегодня его представители живут лишь в отдельных районах этого региона. Народность вобрала в себя гены хантов, кипчаков и кимаков.

Общие устои жизни чатов сходны с татарскими: это касается, прежде всего, верований. Они так же делают тотемы для защиты своих жилищ, верят в Тангри, прибегают к помощи шаманов. Языческие устои веры в некоторых жизненных моментах до сих пор преобладают над мусульманскими и христианскими.

Чаты уважают духов природы. Даже дети знают, что в тайге обитает Урман, которого можно заметить по черному облачению и вороному коню. Незыблемым остается культ домовых: это маленькие старички (реже девушка с золотистыми волосами), которые защищают жилище. По вере чатов, домовые иногда вселяются в кошек: к этому животному здесь особое отношение.

Усадьба чатского татарина

Сегодня, чтобы узнать о жизни чатов, надо отправиться в деревню Юрт-Оры. Именно здесь сосредоточено больше всего представителей этого этноса в Новосибирской области, хотя их всего около 100 человек.

Усилиями местных жителей для сохранения уникальных традиций и культуры чатов здесь построили «Усадьбу чатского татарина». Она представляет собой классическое подворье предков этого этноса.

В центре стоит изба из бревен, внутри воссоздано убранство дома: лавки-нары, поверх которых постелены паласы; маленькие низкие столики для трапезы. Сохранен и обязательный атрибут – сундук.

Изба в деревне Юрт-Оры

До сих пор здесь сохранился и привычный для чатов уклад жизни. Люди здесь ходят на охоту и рыбалку, разводят лошадей и скот, занимаются собирательством. Из поколения в поколение передается мастерство выделки шкур: когда-то чаты были мастерами в изготовлении одежды из кожи птиц.

Телеуты

Телеутов считают наследниками хуннов, пришедших из Китая. Это самый интересный коренной народ Новосибирской области, в традициях которого тесно переплетена культура русских, тюрков и алтайцев, смешены верования бурханизма, шаманизма, мусульманства и православия.

Телеуты в национальной одежде

Телеуты могут одновременно праздновать Троицу и Сомо, а также есть огромные пельмени с кониной или бараниной, и такого блюда не найдешь больше нигде.

Как и у других коренных этносов Новосибирского края, у телеутов до сих пор сильно идолопоклонство. В каждом доме есть коллекция семейных тотемов: это небольшие деревянные фигурки, которые хранятся в специальном священном ящике кайырчак.

Примечательно, что лица идолам доверяют вырезать только шаману, чтобы тот вселил в куклу особую защитную энергию.

Если у татар и чатов верховным божеством считается Тангри, то у телеутов это Бай Ульген, или мать всего сущего. По традиции предков, мир здесь делят на пять сфер.

  • Обитель людей и духов земного пути.
  • Cам земной путь, или кольцо-прослойка между реальной землей и миром шаманов.
  • Земля истины, в которую имеют доступ только «просвещенные».
  • Нижний мир злых духов.
  • Верхний мир богов-творцов.

После прихода в край русских языческие верования постепенно переплелись с христианскими традициями.

Телеутский праздник

Показательным в этом плане считается совместное празднование Троицы и Сомо. Раньше в этот день в березовой роще собирались все жители поселения. Во главе с шаманом там совершалось единое моление, после чего каждая семья брала себе по деревцу и несла к своему дому.

Это были так называемые идолы Сомо, к которым для защиты привязывали красные и белые ленты. Сегодня в полной мере праздник не отмечают, но традиция ставить у дома березки сохраняется.

Новосибирская область – уникальный край, в котором наряду с обычной современной жизнью сохраняются традиции, по которым жили предки коренных этносов этого региона.

Ассимиляция с другими народностями не смогла полностью искоренить их жизненные устои, благодаря чему у историков и этнографов появляется возможность не только окунуться в прошлое, но и возродить многие самобытные обычаи и обряды.


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.