Факты о поездах
В свое время появление поездов стало настоящим переворотом не только в транспортном деле, но и вообще в жизни человечества. Сегодня они являются более, чем привычным видом транспорта, ведь ежегодно ними пользуются около 1,3 млрд. жителей планеты. За всю историю существования накопилось множество интересных фактов о поездах, часть из которых представлена в этой подборке.
Проигрыш лошади
В конце августа 1830 г. американец Питер Купер организовал (США) соревнования между составом на конной тяге и паровозом собственного изобретения под названием Tom Thumb (в переводе «Мальчик-с-пальчик»), которые последний проиграл. Показательную гонку решили провести на участке пути между городками Райлиз Таверн и Балтимор.
В начале испытания паровоз легко обогнал лошадь и разогнался до 29 км/ч, но неполадки в работе котла и обрыв приводного ремня стали причиной поражения: лошадь достигла финиша первой. Несмотря на такую неудачу, людей впечатлила мощь паровоза и в скором будущем составы с паровозами вытеснили вагоны на конной тяге.
Появление часовых поясов
Далеко не всем известен такой интересный факт, что именно поездам люди обязаны появлению часовых поясов. До XIX в. такое явление как деление на часовые пояса отсутствовало в принципе. В связи с отсутствием скоростного транспорта такой необходимости просто не было. Для определения времени в каждом регионе ориентировались по солнцу. Повсеместное распространение железнодорожного сообщения в Великобритании побудило компании унифицировать время, чтобы составлять расписание движения и избегать столкновений на маршрутах.
Именно по инициативе железнодорожников было принято решение о едином часом поясе по Гринвичу, который должен действовать на территории всей страны. Переход официально утвердили 1 декабря 1847 г.
Со временем систему часовых поясов стали использовать в США и Канаде, а затем она распространилась по всему миру.
Невозможное возможно
В октябре 1913 года в американском штате Огайо случилось невероятное событие – поезд столкнулся с пароходом. В одноименном озере поднялся уровень воды, которая почти на 1 м затопила железнодорожные рельсы. Но машинист принял решение продолжать движение даже в таких экстремальных условиях, только использовал для этой цели паровоз с высоко расположенной топкой.
Примерно на середине залитой дороги в состав врезался нос парохода озерной компании, который двигался по озеру с обычной скоростью. Правда, остается загадкой, почему судно плыло по участку, который на всех картах обозначается как суша. Благодаря тому, что состав шел достаточно медленно, данный инцидент обошелся без жертв.
Рынок на рельсах
В Таиланде недалеко от Бангкока есть рынок Меклонг. На фоне множества других его отличает тот факт, что непосредственно через него ежедневно проходит поезд. Незадолго до его приближения включается громкая сирена, после звука которой продавцы спешно убирают раскладки с товаром с железнодорожных рельс и сворачивают служащие защитой от солнца навесы с железнодорожные рельс. Сами тайцы называют рынок Talad Rom Hoop, что означает «Рынок сворачивающихся зонтов». Уже спустя несколько минут они возвращают все на место и спокойно продолжают свой рабочий день.
Невероятные скорости
Первый паровоз, построенный Ричардом Тревитиком в 1801 г., развивал скорость до 8 км/ч, а с годами скорость передвижения только увеличивалась. Перед Олимпийскими играми 1964 года в Токио японцы запустили первый состав Синкансэн, который разгонялся до 209 км/ч. Высокоскоростное железнодорожное сообщение развивается во многих странах мира, но современный рекорд снова остается за японцами. В 2015 году поезд на магнитной подушке во время испытаний разогнался до 603 км/ч. Правда, промышленную эксплуатацию таких составов планируется запустить только к 2027 году.
Среди привычных рельсовых видов рекордсменом считается французский TGV с показателем скорости 574,8 км/ч. Максимальный же показатель скорости на рельсовых путях составляет 9851 км/ч. Такой рекорд был зафиксирован в американском штате Нью-Мексико, когда в целях эксперимента на одну из платформ установили ракетный двигатель.
Остановки по требованию
На Аляске от городка Талкитны до ущелья «Ураган» курсирует поезд Hurrican Turn. Интересным его делает тот факт, что на маршруте длиной около 93 км нет привычных пассажирам запланированных остановок. Hurrican Turn останавливается только по требованию. Чтобы попасть на него, будущему пассажиру достаточно подать машинисту условный сигнал – помахать белым платком. Таких остановок может быть неограниченное количество.
Hurrican Turn ходит первый четверг каждого месяца, а также с четверга по воскресенье в период с мая по сентябрь. Сегодня его обычно используют туристы: кто-то хочет добраться до желаемого места Аляски, а кто-то предпочитает проехать полный маршрут, чтобы полюбоваться пейзажами из окна вагонов.
Самые дорогие билеты
Проезд на «Suite Shiki-Shima» обойдется каждому желающему от 3000 до 10000 долларов. Он представляет собой туристический поезд с включенными в стоимость экскурсиями, который курсирует между Токио и островом Хоккайдо.
Состав сформирован из 10 вагонов, рассчитанных на 34 пассажира. Пассажирам созданы максимально удобные условия для путешествий: здесь есть настоящие ванны, вагон-ресторан, а также вагоны с панорамными окнами и стеклянным потолком.
За 4-дневное путешествие пассажиры могут увидеть и посетить интересные исторические и курортные достопримечательности Японии. Первая поездка состоялась в мае 2017 года, а билеты на рейс были выкуплены на год вперед.
Безопасный транспорт
Специалисты считают, что передвижение по железной дороге в 45 раз безопаснее, чем поездка на автомобиле. Но, даже несмотря на такую безопасность, существуют определенные рекомендации, где лучше ехать.
Во-первых, желательно выбирать вагоны, находящиеся ближе к центру состава, поскольку в случае аварии они получают меньше повреждения по сравнению с головной или хвостовой частью. Во-вторых, следует выбирать места, которые находятся против движения состава.
Японская точность
Железнодорожный транспорт, курсирующий по территории Японии, отличается невероятной «пунктуальностью» и опоздание даже на 1 минуту случается очень редко. Таких результатов японцам удалось достичь благодаря ответственному подходу к отбору и обучению машинистов.
Но самой главной мотивацией для них остается система высоких штрафов за нарушение графика следования поезда. Если же такой редкий факт случается, пассажиры не только получают извинения на станции по громкой связи, но и официальный документ, в котором указываются причины такого события. Документ можно предъявить своему работодателю, если необходимо будет объяснить причины опоздания на работу.
Крупнейшее ограбление в истории
Крупнейшее ограбление железнодорожного состава было организовано на территории Великобритании 8 августа 1963 г. Переодевшись в форму железнодорожников 15 преступников остановили почтовый состав с вагоном Royal Mail благодаря ложному сигналу семафора. Машинист получил удар по голове и, пока приходил в себя, преступники отсоединили часть вагонов и заставили затем машиниста оттащить их к месту встречи с остальными членами банды – мосту Бридего-Бридж. Всего они перетащили в грузовик 120 мешков с денежными купюрами, где было около 2 млн. 663 тыс. фунтов стерлингов (что в пересчете на сегодня эквивалентно почти 46 000 000 фунтов).
Несколько дней грабители провели на ближайшей ферме, где оставили множество отпечатков, благодаря которым полицейские смогли установить их личности.
Чуть позже удалось арестовать 12 членов банды, которые в общей сложности получили 307 лет лишения свободы.
Морская болезнь
В 1973 г. японские инженеры разработали поезд с наклоняющимися при поворотах вагонами. Идея изобретения – легко проходить повороты путей без снижения скорости. Но при этом авторы забыли об одной детали: «укачивании» или так называемой морской болезни, которая возникала у многих пассажиров, поэтому им пришлось дополнительно позаботиться об устранении недостатка «качающихся» вагонов.
В современных составах машинисты получили возможность контролировать уровень наклона вагонов до 1°. Теперь пассажирам не только не грозит «морская болезнь», они часто просто не замечают никаких изменений положения во время движения.
В XXI в. такие технологии используются не только в Японии, но еще 14 странах мира.
Высокогорные маршруты
В Китае есть поезд, курсирующий на высоте около 4000 м над уровнем моря. Здесь построена самая высокогорная железная дорога в мире – Цинхай-Тибетская. В отдельных точках маршрута общей протяженностью 1956 км состав поднимается на высоту до 5000 м. Экстремальные высоты требуют использования специальных вагонов: они полностью герметизированы, а возле сидений расположены пульты подачи кислорода и разъемы для подключения индивидуальных кислородных масок.
Всего на маршруте оборудовано 45 станций, 38 из которых работают без обслуживающего персонала. Но на большинстве из них двери просто не открываются, ведь за окнами очень низкое атмосферное давление, которое чревато для неподготовленного человека серьезными нарушениями здоровья. Кстати, до строительства Цинхай-Тибетской дороги рекордсменом считалась перуанская, которая проложена в горных районах на высоте до 3 км.
Железнодорожные рекорды
Напоследок предлагаем еще интересных фактов про поезда, связанных с разнообразными рекордами в этой сфере:
- Самый длинный товарный состав был создан в 2001 г. в Австралии. Здесь для перевозки 82,2 тысячи тонн железной руды была сформирована колонна из 682 вагонов общей длиной 7350 м.
- Самым длинным в СССР считается эшелон из 439 вагонов, который курсировал между Экибастузом и Уралом. В 1986 г. он перевозил 42000 т угля.
- Самую длительную поездку по железной дороге без пересадок можно совершить на поезде «Москва-Пхеньян». Маршрут имеет протяженность более 10 309 км, а этот факт даже занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
- Самый массовый паровоз – советский паровоз серии Э, который изготавливали в период 1912-1956 г. г. на 30 заводах, расположенных в 6 странах мира. По приблизительным подсчетам всего было создано минимум 10 800 паровозов серии Э.
- Самой протяженной железной дорогой остается Транссибирская магистраль протяженностью 9438 км, соединяющая Москву с Находкой. На преодоление полного маршрута фирменному поезду «Россия» необходимо 8 дней 4 часа и 25 минут.