Удивительные факты из авиации Второй мировой войны
Вторая мировая война стала своеобразной отправной точкой для развития военной авиации, как бы это печально не звучало. Каждая воевавшая сторона старалась предельно повысить свою боеспособность, вовлекая в военную сферу весь возможный научный и инженерно-строительный потенциал. Над созданием новых видов боевой техники трудились лучшие умы современности, усердно «корпя» в конструкторских бюро, исследовательских лабораториях и испытательных центрах. Прогресс в самолетостроении был настолько велик, что даже спустя десятилетия многие модели истребителей и бомбардировщиков не теряли соей актуальности и оставались в «духе» своего времени.
Самые нашумевшие авиационные проекты Второй мировой войны
В категории самых-самых обязательно стоит упомянуть следующих героев военной авиации:
- Messerschmitt Bf.109. Семейство знаменитых «мессеров», амбициозно рассекавших небо и принесших немало хлопот советским летчикам. В первые годы войны альтернатив немецким «пулям» практически не было, а истребители типа И-16 или ЛаГГ заметно уступали в техническом плане. Всего за период активных военных действий было выпущено почти 34тыс. этих адских машин, использовавшихся и в качестве бомбардировщиков, и истребителей, и перехватчиков, и самолетов-разведчиков. Только с появлением русских Як-8 стало возможным противостоять железным убийцам в равносильной степени.
- Boeing B-17 (Flying Fortess). «Летающая крепость» — такое название получил этот тяжелый и мощный бомбардировщик, на борту которого могло разместиться целых тринадцать 12,7 мм пулеметов. Самолет отличался завидной живучестью и был способным вернуться на полигон только с одним работающим двигателем их четырех установленных. Еще одно неоспоримое преимущество — наличие бомбового прицела Norden, разработанного на базе аналогового вычислителя. Если англичане осмеливались осаждать Третий Рейх только в ночью, то боинги не боялись крушить Германию и среди бела дня. Для большей эффективности атак использовалась так называемая шахматная тактика, когда самолеты летели в определенном порядке, прикрывая друг друга перекрестным огнем.
- Nord American Mustang P-51. Знаковый истребитель Второй мировой войны, сыгравший, пожалуй, основополагающую роль в военных действиях на Западном фронте. Из-за своих больших размеров и низкоманевренности эти относительно тихоходные, но грузные гиганты сначала несли весомые потери от юрких немецких «мессеров» и «фоккеров». Зато когда самолеты были технически доработаны и оснащены подвесными баками, равных мустангам в боевом воздушном пространстве не стало.
- Mitsubishi Raisen A6M. Японский палубный истребитель, признанный в свое время лучшим самолетом, способным пролетать без подзаправки 3100 км. Это качество делало его незаменимым участником в заокеанских рейдах, принесших немало побед. Только к 1943 году американцы смогли совладать с юрким и быстроходным японцем, разработав альтернативную модель военного истребителя.
- Ил-2. Легенда советской авиации и самый «конвейерный» боевой самолет в истории СССР. Его главная особенность — несущий бронекорпус в виде монолитной конструкции, заменявшей обшивку и каркас практически по всей длине фюзеляжа. Несмотря на то, что истребитель был довольно легкой добычей для наземных зенитных орудий, из-за работы на низкой высоте, он внес колоссальную лепту в борьбе с бронетанковой немецкой техникой.
На войне все средства хороши
Умение обмануть противника, усыпив его бдительность или переключив внимание в нужном для себя направлении — один из действенных методов тактической борьбы. Каких только приемов не использовалось со стороны немецких захватчиков и союзников в желании получить преимущество на поле боя. Некоторые их них впечатляют не только своей изощренностью, но и откровенной «простотой».
- Чтобы скрыть факт появления на своих истребителях радиолокационных станций, британцы пустили слух, что феноменально точная стрельба летчиков — результат употребления моркови. Как известно, овощ содержит в составе большой процент витамина А, который положительно влияет на зрение. Немцы безропотно «съели» придуманную байку и начали активно кормить своих ночных пилотов морковью, посадив их на специальную диету.
- Немецкий бомбардировщик Юнкерс Ю-87 был оснащен сиреной, которая начинала громко выть в процессе резкого снижения высоты. Она приводилась в движение потоком набегающего воздуха и служила своеобразным психологическим инструментом для устрашения противника. Кроме того, по тональности звука можно было определять скорость пикирования без использования измерительных приборов.
- Немецкие крылатые ракеты Фау-1 долго были болючей занозой для летчиков британской авиации, пока те не придумали оригинальный способ устранения вражеских нападок. Пилоты стали применять метод «coup de wing», принцип которого сводился к следующему. Летчик подлетал вплотную к ракете, подстраиваясь под крыло и быстрым маневром переворачивая ее в другую сторону. Потеряв ориентацию, Фау-1 резко летела вниз и взрывалась, не причиняя вреда самолету.
Это тоже интересно
Вот еще несколько удивительных фактов о военной авиации времен Второй мировой войны:
- Присоединившись в число союзников, американцы озадачились проблемой подготовки пилотов в Тихоокеанском регионе. Вести отработку взлетов и посадок в открытой «воде» было рискованно — ситуацией моли воспользоваться немецкие подлодки. В итоге летчиков передислоцировали в район Великих озер, где было переоборудовано два учебных парохода. За время войны подготовку прошло более 18 000 пилотов, однако не без потерь. В ходе учений из-за различного рода аварий пострадало около 300 самолетов, которые практически все так и остались похороненными в глубинах Великих озер.
- Военная авиация знает несколько случаев, когда истребители были сбиты паровозами. Невероятно, но такие факты зафиксированы в истории, и, пожалуй, самым невезучим можно назвать пилота, управлявшего мустангом Р-51D. Самолет атаковал подвижной состав в Германии, буквально нашпигованный баллистическими ракетами Фау-2. Нетрудно догадаться, что от бомбардировщика и, соответственно, самого пилота даже мокрого места не осталось.
- Советские военные инженеры активно занимались разработкой танкопланера — летательного аппарата, созданного на базе танка А-40. В процессе проводимых испытаний конструкция буксировалась самолетом ТБ-3 и могла подыматься до 40 м над землей. Планировалось, что после удаления троса планер должен был спускаться в искомую точку, отцеплять крылья и начинать полноценный бой. Проект не был завершен, главная причина остановки — отсутствие должного количества тяжеловесных буксировщиков, использование которых предполагалось для решения других стратегических задач.
- Пилотам-союзникам, летавшим над странами Океании и другими территориями, где проживали первобытные племена, рекомендовалось брать с собой веревочку. Необычный совет объяснялся очень просто. Предполагалось, что этот нехитрый «инструмент» может оказать помощь в быстром налаживании контакта с местным населением. Достав веревочку из кармана, летчики проделывали с ней простые манипуляции, делая разнообразные фигуры и, тем самым, привлекая внимание и вызывая дружескую симпатию у аборигенов.
Тема военной авиации остается актуальной и в наши дни, причем не только в разрезе современных технологий, но изучения исторических фактов, оставшихся недоизученными со времен Второй мировой.