Технология создания 3D-полов
Полы в жилых домах обычно покрывают плиткой, линолеумом или паркетом, а для эксклюзивности делают мозаичные вставки и украшают коврами. Всё это очень дорого, стильно и… скучно. Другое дело, когда с порога под ногами разверзается бездна с бурлящим водопадом, выплывают из морских глубин резвые дельфины или стелется буйными травами цветущий луг. Создать подобные иллюзии вполне возможно, благодаря инновационной технологии заливки 3D-полов.
Трёхмерные покрытия придутся по душе не только ценителям необычных визуальных эффектов, но и домашним мастерам. Ведь полы с объёмным рисунком вполне можно сделать своими руками, имея базовые знания и необходимые материалы.
Небольшой экскурс в историю
Первый пол-обманку придумал ещё библейский царь Соломон, правивший в X в. до н. э. Пригласив в гости легендарную царицу Савскую, которая славилась красотой лица, но почему-то никогда не снимала длинных, полностью скрывающих тело юбок, иудейский правитель решил подшутить над ней. Он заменил обычный пол в тронном зале хрустальной плитой, под которой оборудовал гигантский аквариум. Создавалась полная иллюзия, что посреди помещения располагается бассейн или скорее декоративный пруд, наполненный рыбами и диковинными водорослями.
Именитая гостья, не заметив подвоха, побоялась замочить платье и подняла подол, впервые открыв поклонникам свои ноги, форма которых была далека от идеала. Так царица Савская утратила титул непревзойдённой красавицы, а израильский царь создал прообраз 3D-пола, правда по совершенной иной технологии, чем современные аналоги.
Сегодня появилась возможность воплощать ещё более совершенные и не столь затратные иллюзии. Идею напольных картин-обманок дизайнеры позаимствовали у итальянских художников-граффити. А те, в свою очередь, у своего американского коллеги – Курта Веннера, разработавшего в 80-х годах прошлого века уникальные приёмы объёмного рисунка на асфальте.
Традиция создавать изображения на тротуарах зародилась в Средневековой Европе. Веннер, долгое время работавший в Италии, многому научился у её продолжателей – местных уличных художников «маддонари». Но те лишь мастерски копировали на асфальте художественные шедевры прошлого, в то время как американцу хотелось чего-то принципиально нового и оригинального. Путём проб и ошибок он научился создавать не просто плоские картины, а особые анаморфозные изображения, которые при взгляде с определённой точки вдруг становятся трёхмерными.
Искусство, названное 3D-street painting получило широкое распространение во всём мире. Постепенно объёмные изображения, рождающие иллюзию реальности, «шагнули» с городских улиц в интерьеры зданий, сначала общественных, а затем и жилых.
Что собой представляют наливные 3D-полы
Покрытия с трёхмерным эффектом, используемые внутри дома кардинально отличаются от уличной графики. Они представляют собой многослойную конструкцию из самозастывающих полимеров – подобие «сэндвича», внутри которого находится рисунок, создающий ощущение уходящего вглубь пространства.
Наливными полы назвали, поскольку материалы для них имеют жидкую консистенцию.
Качественное покрытие состоит из 5 слоёв:
- грунтовка;
- шпатлёвка (наносится только на проблемные поверхности: при неровностях, трещинах, отклонениях от горизонтального уровня и т.д.);
- база;
- декоративный элемент;
- финишная защита + запечатывающий лак.
Первые 3 слоя являются вспомогательными и нужны для создания идеально ровного основания. При малейших дефектах, добиться полной оптической иллюзии не получится.
Для декоративного слоя чаще всего берут готовые 3D-изображения, выполненные методом фотопечати на виниловом баннерном полотне. Очень красиво смотрятся «живые» картины, нарисованные профессиональным художником, но они будут стоить на порядок дороже. Иногда в качестве декора используют натуральные материалы: песок, засушенные растения, гальку, ракушки, создавая из них красивые композиции. Подойдут также стеклянные шарики, монетки и другие некрупные интересные предметы.
Прозрачный «финиш» из эпоксидной смолы и полиуретана не только защищает декоративные элементы, но и «работает» как линза, усиливая эффект выпуклости. Чем толще этот слой, тем сильнее ощущение объёмности картинки или инсталляции.
Как и любая новинка, трёхмерные покрытия вызывают пристальный интерес, за которым следует непреодолимое желание разнообразить ими свой интерьер. Но при всей привлекательности и неординарности дизайна, решение лучше принимать не на волне эмоций, а взвесив все «за» и «против». Поскольку – и это первое «но», любоваться бросающимися из-под ванной акулами или подгрызающими диван доисторическими ящерами придётся долго. Наливные конструкции служат не менее 20 лет и очень сложно демонтируются.
Однако сначала о достоинствах.
Преимущества декоративного 3D-покрытия
Креатив – это хорошо, но пол должен быть функциональным и комфортным в эксплуатации. Нескользким, тёплым, приятным тактильно, не поддающимся износу. Наливные 3D-полы соответствуют всем этим требованиям. Есть у них и другие плюсы:
- Устойчивость к механическим воздействиям, агрессивным моющим средствам, высокой влажности и перепадам температур.
- Долговечность. Качественный наливной пол может прослужить до 40 лет.
- Гигиеничность и простота в уходе. Покрытие бесшовное, не накапливает пыль, а для удаления загрязнений, даже сложных, достаточно мытья обычной водой. Краски, сок овощей и другие пигментированные жидкости не «въедаются» в полимер. Для «нейтрализации» царапин применяется специальная полироль.
- Пол имеет отличные гидроизоляционные свойства.
- Все используемые материалы экологичны и не имеют запаха.
- При помощи 3D-изображений визуально увеличиваются небольшие помещения.
Наливные покрытия рекомендуется сочетать с системой тёплых полов, особенно если в доме есть маленькие дети или просто хочется повышенного комфорта. Полимеры выдерживают температуру до 80ºС без растрескивания и деформации.
Недостатки
Главное достоинство полов-обманок в ярком, впечатляющем дизайне. Но здесь есть и обратная сторона – слишком «активные» картинки быстро приедаются, более того, они могут создавать психологический дискомфорт. Так преимущество легко переходит в недостаток. Чтобы этого не произошло, 3D-рисунки нужно выбирать с особенной тщательностью, избегая:
- выраженной динамики, например, шторма на море, водопада, двигающихся на зрителя или, наоборот, падающих объектов;
- изображений агрессивных животных, фантастических чудовищ, бездонной пропасти, которые подсознательно вызывают страх и чувство опасности;
- излишней пестроты, преобладания красных оттенков;
- немасштабных узоров или фотографий предметов – скажем, огромные фрукты, «скачущие» по полу маленькой кухни, скорее напугают, чем вызовут аппетит.
Лучшим вариантом будет спокойная вода, изображения морского дна, ручья или лесной опушки, выполненные в тёплых природных тонах.
Следующий «минус» кроется в самой технологии изготовления наливных 3D-полов. Она требует послойной заливки материала с суточной выдержкой. Вместе с обработкой и полировкой, на покрытие у мастеров уходит до 7 дней.
Сверхсовременный дизайн пола с объёмным эффектом не подходит для интерьеров классического стиля. Да и сам материал плохо сочетается с лепниной, пышным текстилем или позолоченной мебелью. Хотя если вместо отпечатанных на принтере фотографий использовать ручную роспись, получится гармоничный ансамбль.
Трёхмерные покрытия сравнимы по цене с плиткой из натурального мрамора или паркетом из ценных пород древесины. И это тоже следует отнести к минусам креативной конструкции.
Особенности монтажа 3D-полов
Работы ведутся в несколько этапов и от качества каждого из них зависит конечный результат. Основные опасности, подстерегающие мастера – отслоение и вздутие покрытия. Чтобы этого не произошло, нужно обеспечить полную герметичность бетонного основания, иначе жидкий полимер может лечь неравномерно, что приведёт к появлению дефектов.
Подготовка
Начинается процесс с обработки плиты перекрытия. Бетон хорошо просушивают, чтобы коэффициент влажности составлял не более 4%. Далее основание нужно отшлифовать, убрать трещины, сколы и неровности, заделать стыки и уложить по периметру специальную демпферную ленту, предупреждающую деформации от высоких температур. Ещё одно важное действие – избавиться от пятен жира, если таковые имеются, иначе они со временем могут проступить сквозь все слои, испортив внешний вид пола.
В завершение бетон очищают промышленным пылесосом. Очень важно, чтобы на поверхности не осталось фрагментов стройматериала и другого мусора.
Теперь черёд грунтовки. Её задача – улучшить адгезию между бетонным основанием и последующими слоями из полимера. Сохнет раствор до 24 часов.
Заливка базы под 3D-рисунок
Этот слой делается из жидкой двухкомпонентной полимерной массы. Все составляющие смешивают при помощи строительного миксера для достижения максимальной однородности. Раствор выливают на черновой пол и распределяют по нему с помощью ракеля. При этом необходимо использовать краскоступы – специальную обувь на шипах, защищающую ноги от промокания.
Специальным игольчатым валиком из покрытия удаляют пузырьки воздуха. Для полной полимеризации нанесённого раствора также потребуются сутки.
Цвет базы подбирают, ориентируясь на декоративный слой. Они должны гармонировать друг с другом.
Нанесение декоративного слоя
Изготовление картинки с объёмным эффектом, лучше доверить специалистам, даже когда остальные компоненты 3D-пола делаются своими руками. Художник будет наносить изображение акриловыми красками непосредственно на базу. Баннер с фотопечатью или виниловую самоклеющуюся плёнку с плоттерной порезкой изготовят в типографии. Важно, чтобы:
- рисунок не блестел, для чего его наносят на матовый сатин;
- разрешение картинки составляло не менее 1440 dpi.
Желательно выбрать размер декоративного полотна, немного превышающий площадь пола. Лишнее всегда можно убрать, а вот незаметно добавить фрагменты, которых не хватило, не получится.
Закреплённую на базовом основании картинку тщательно разравнивают, удаляя воздух.
Для инсталляции сначала наливают тонкий слой полимера и «проходятся» по нему игольчатым валиком. Затем укладывают декор, помня, что жидкая смесь схватывается через 40 минут. Спустя 48 часов полностью застывшую композицию повторно заливают полимерной массой и вновь оставляют для высыхания. Далее можно наносить защитный прозрачный «топ».
Финишное покрытие
Здесь последовательность операций та же, что и при нанесении базы: смешиваем компоненты, заливаем нижний слой полимерной жидкостью, распределяем её по всей площади помещения, удаляем воздух. Нужно внимательно следить, чтобы в смесь не попал строительный мусор, иначе его крупинки испортят внешний вид готового пола. Оптимальная толщина покрытия составляет 7 мм, но такой слой должны наносить только строители-профессионалы особым инструментом. Для домашних мастеров достаточно 3 мм, иначе могут возникнуть проблемы.
Полная полимеризация «финиша» наступает через 72 часа, но уже сутки спустя, по нему можно ходить без обуви. В завершение на «топ» наносят слой лака, который предохранит покрытие от царапин – настоящего бича полимеров.
Чтобы лучше понять технологию создания 3D-пола своими руками, необходимо посмотреть видео от высококвалифицированных специалистов с подробным описанием процесса.