Современные технологии в дошкольном образовании
Выбор методик преподавания и технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста является решающим вопросом для достижения хорошего уровня развития. Поскольку внутренняя мотивация до 6-7 лет проявляется крайне слабо и имеет очень ограниченные временные рамки, именно на воспитателя в полной мере возлагается подбор и трансформирование любого предложенного метода. Этот человек должен своевременно узнавать о новых наработках и инновациях, а также уметь правильно оценить отклик каждого воспитанника на предложенную технологию и выбрать наиболее подходящую. На вооружении должно быть несколько альтернативных вариантов, которые подходят среднестатистическому воспитаннику или, наоборот, ориентированы на детей с редким типом личности и особыми потребностями.
Главные требования
К современным педагогическим технологиям относят совокупность психологических и педагогических установок, которые подразумевают особый набор и сочетание способов, приёмов воспитания и обучающих средств. Они выступают в роли основного инструмента воспитательного и педагогического процесса, который помогает овладевать новыми знаниями и вырабатывать навыки.
Методики, применяемые в дошкольных учреждениях, должны соответствовать принятому в 2009 году Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОСу), который определяет основные требования и направления подготовки разных объектов образования, в том числе – дошкольников. Методики разрабатываются согласно нормативно-правовому регулированию и обозначают минимальный уровень подготовки выпускников разного возраста.
Эта мера необходима для того, чтобы впоследствии дети могли продолжать обучение в общеобразовательных школах и не отставали по уровню знаний от своих сверстников.
Таким образом ФГОС, как механизм регулирования стандартов, даёт следующие результаты:
- формирование общего образовательного пространства;
- соблюдение единой линию дошкольной и школьной программы;
- этическое и нравственное воспитание.
Все современные программы дошкольного образования соответствуют этим требованиям.
Ещё одна черта, присущая новым подходам, применяемым в детских садах и аналогичных заведениях, касается того, что постепенно расширяется вовлеченность в процесс не только воспитанников, но и сотрудников сада, а главное – родителей. Это приводит к тому, что в сознании воспитанника процесс не ограничивается садом, а становится повсеместным.
Основной набор современных технологий
Все программы дошкольного образования ставят целью не только приобретение знаний и навыков, но и расширение кругозора. В последние десятилетия акцент смещается с коллективного на индивидуальное развитие личности и формирование человека, который сможет взаимодействовать с обществом на основе реализации своих сильных сторон и лучших качеств.
Главные критерии современных педагогических технологий:
- Концептуальность. Методика должна иметь базу в виде философского, дидактического, психологического или социально-педагогического обоснования, подтверждённого исследованиями и практикой.
- Системность. Это означает, что образовательная технология должна быть целостной, логичной и последовательно связывающей отдельные части.
- Управляемость. В процессе должна быть возможность прогнозирования результатов и варьирования методов.
- Эффективность. Затраты должны быть наиболее результативными и эффективными в заданных условиях.
- Воспроизводимость. Технология должна быть доступной воспитателю с любым стажем вне зависимости от возраста и личных характеристик. Её повторное применение не должно вызывать проблем.
Здоровьесберегающие
Совокупность этих методик не только позволяет сформировать необходимые для сохранения и жизни знания, но и внушить необходимость и естественность здорового образа жизни. Для этого задействуются все аспекты воздействия на обучающегося, начиная от психологического и заканчивая информационным уровнем.
Современное воспитание детей невозможно без применения здоровьесберегающих программ. Это не только нецелесообразно, но и не рекомендуется Министерством образования и науки. Перечень здоровьесберегающих технологий обширен. На какой методике следует остановиться, решают, исходя из таких параметров:
- к какому типу относится дошкольное учреждение;
- сколько времени проводят в нём дети;
- опыт и профессионализм педагога;
- группа здоровья дошкольников.
Все программы подобного типа классифицируются по таким направлениям:
- Методико-профилактические. Направлены, в первую очередь, на сохранение и преумножение здоровья. Их реализация совершается при участии медицинского персонала и подразумевает мониторинг здоровья детей, контроль питания, выполнение санитарных норм содержания помещений и т.д.
- Физкультурно-оздоровительные. Призваны развивать и укреплять физические данные. К ним относят закаливание, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику и пр.
- Социально-психологические. Направлены на создание комфортной среды, в которой не страдает психика развивающегося члена общества. Создают позитивный психологический климат для общения со сверстниками и работниками дошкольного учреждения.
- Образовательные. Развитие нацеленности на здоровый образ жизни и создание потребности в систематических гигиенических мероприятиях.
- Обучающие. Под ними подразумевают занятия физкультурой, спортивные развлечения, активные игры, Дни спорта и пр.
Информационно-коммуникационные
В большинстве случаев окружающая среда, в которой развивается малыш, отличается от той, в которой развивались его родители и домочадцы. Отсюда вытекают требования и методы коммуникации, срабатывающие в семейном кругу, но совершенно неприемлемые в среде сверстников. К тому же информационно-коммуникационные методики служат первым звеном перед школьной системой, в которой они будут более углублёнными. Освоить их без соответствующей базы будет тяжело.
Дошкольникам важно видеть примеры использования современных обучающих технологий, таких как компьютер, медиа-проектор, планшет, интерактивная доска. Взрослые придают моменту ознакомления с такими вещами не большое значение, но детское внимание может на длительное время сосредоточиться на новом предмете в ущерб тому, что при помощи него пытаются донести.
Педагог, занимающийся с младшей возрастной группой, должен выполнить такие задачи:
- быть современным и своевременно осваивать новые технические приспособления и методики;
- стать проводником в высокотехнологичный мир;
- продемонстрировать самые доступные программы и убедить воспитанника, что он способен ими пользоваться;
- сформировать зачатки информационной культуры.
Эта технология требует не только подготовки преподавателя-воспитателя, но и материальных вложений со стороны учреждения, несущего функцию дошкольного образования.
Все программы, которые используются для компьютерного образования детей, должны отвечать таким требованиям:
- носить исследовательский характер;
- быть лёгкими для использования детьми без помощи взрослых;
- давать широкий перечень навыков;
- иметь тематику, соответствующую возрасту;
- быть динамичными.
Проектная деятельность
Такие программы приводят к обретению навыков социально-личностного общения, поскольку подразумевают включение дошкольников во взаимодействие друг с другом или с руководителями. Эти методики по мнению воспитателей дают глубокое понимание особенностей и возможностей воспитанников, проясняют состояние внутреннего мира ребёнка.
Учебные проекты разделяют на такие:
- Игровые – групповые занятия, которые оставляют большое поле деятельности для творчества (игра, танцы, театр, развлечения).
- Экскурсионные – проводятся за стенами привычной среды и обращают внимание на моменты окружающего мира и среды за пределами помещения, в котором проходит образовательный процесс. Развивают наблюдательность, критичность мышления и аналитику.
- Повествовательные – требующие оттачивания устной речи, пения, рисования или звуковой передачи (музыкальной) для выражения эмоций или впечатлений. Учат понимать свои состояния и настроения.
- Конструктивные – создаётся реальный продукт (скворечник, цветник и т.п.), который можно оценить. Дети могут участвовать в проекте не самостоятельно, а с помощью взрослых. Такие методики прекрасно работают в качестве домашних заданий. Также более ловких учеников можно попросить помочь своим друзьям, что наладит новые связи в процессе выполнения.
Исследовательская деятельность
При помощи этой современной технологии дошкольного образования преследуется цель привить детям зачатки исследовательского типа мышления. Чаще всего это требует организации и воплощения в жизнь экспериментальных практик.
Главные приёмы исследовательской деятельности:
- постановка и решение проблемных концепций;
- наблюдение;
- воссоздание моделей изучаемой ситуации или явления;
- эксперименты;
- заострение внимания на полученных результатах;
- ознакомление с природными образами и явлениями;
- образовательные игры на основе полученных данных.
Компоненты исследований в образовании дошкольников:
- эксперименты – изменение состояний различных веществ, перемещение воздуха и воды, свойства грунта или камней, свойства растений;
- примитивная классификация растений, зверей, зданий, транспорта, профессий;
- географические знания – стороны света, родная страна на карте, виды рельефа, природные зоны и животные, которые в них обитают;
- понятие о течении времени и истории – прошлое и настоящее, которое лучше всего «привязывать» к материальным объектам разных времён (пирамиды в Египте, время строительства местных достопримечательностей и пр.).
Личностно-ориентированные
Такие программы направлены на реализацию потенциалов, которыми от природы наделён дошкольник. В таких образовательных программах малыш должен предпринять попытки взаимодействовать со сверстниками, проявляя собственную активность и не боясь высказывать свои идеи. Проблемой на пути к этому чаще всего становится перенасыщенность графика и тотальный контроль со стороны родителей и педагогического состава.
Для реализации личностно-ориентированной технологии воспитатель должен выявить темпы развития каждого воспитанника и максимально его поддержать в рамках личностного прогресса. Изначально должна быть дана адекватная оценка развития дошкольника, которая повторно проверяется после каждого пройденного этапа личностно-ориентированного образования.
Портфолио
Портфолио в образовании самых маленьких членов общества – это досье, где отражён определённый маршрут развития воспитанника, все его ключевые моменты, достижения, положительные эмоции и нестандартные ситуации.
Портфолио выполняет одновременно несколько задач:
- оценка развития за определённый период;
- отслеживание спектра возможностей воспитанника;
- рейтинг навыков и умений.
Варианты портфолио преподаватель может видоизменять по своему усмотрению. В него входит информация о личных данных ребёнка, антропометрические характеристики, отзывы преподавателей и родителей, мечты и стремления воспитанника, полученные им грамоты и отличительные награды и т.д.
Сочетание программ и технологий
В образовании дошкольников самые большие результаты показывает комплексное использование и интегрирование в разных вариантах всех современных технологий и программ. Опытные преподаватели и воспитатели знают эту особенность, поэтому стараются максимально сочетать их в своей преподавательской деятельности.
Разные подходы совмещаются в одном типе заданий, что позволяет не только быстрее обрести знания и закрепит навыки, но и удерживать внимание воспитанника на протяжении необходимого времени, что обычно создаёт проблему в занятиях с дошкольниками.
Это направление считается самым перспективным во всём мире, поскольку неоднократно подтвердило свою эффективность практическими опытами. К тому же, при данном подходе риск «выпадения» отдельных воспитанников с индивидуальными требованиями из общего образовательного процесса сводится к минимуму.