Современные технологии в дошкольном образовании

 

Выбор методик преподавания и технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста является решающим вопросом для достижения хорошего уровня развития. Поскольку внутренняя мотивация до 6-7 лет проявляется крайне слабо и имеет очень ограниченные временные рамки, именно на воспитателя в полной мере возлагается подбор и трансформирование любого предложенного метода. Этот человек должен своевременно узнавать о новых наработках и инновациях, а также уметь правильно оценить отклик каждого воспитанника на предложенную технологию и выбрать наиболее подходящую. На вооружении должно быть несколько альтернативных вариантов, которые подходят среднестатистическому воспитаннику или, наоборот, ориентированы на детей с редким типом личности и особыми потребностями.

Современные технологии в дошкольном образовании

 Главные требования

К современным педагогическим технологиям относят совокупность психологических и педагогических установок, которые подразумевают особый набор и сочетание способов, приёмов воспитания и обучающих средств. Они выступают в роли основного инструмента воспитательного и педагогического процесса, который помогает овладевать новыми знаниями и вырабатывать навыки.

Методики, применяемые в дошкольных учреждениях, должны соответствовать принятому в 2009 году Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОСу), который определяет основные требования и направления подготовки разных объектов образования, в том числе – дошкольников. Методики разрабатываются согласно нормативно-правовому регулированию и обозначают минимальный уровень подготовки выпускников разного возраста.

Требования к современным педагогическим технологиям

Эта мера необходима для того, чтобы впоследствии дети могли продолжать обучение в общеобразовательных школах и не отставали по уровню знаний от своих сверстников.

Таким образом ФГОС, как механизм регулирования стандартов, даёт следующие результаты:

  • формирование общего образовательного пространства;
  • соблюдение единой линию дошкольной и школьной программы;
  • этическое и нравственное воспитание.

Все современные программы дошкольного образования соответствуют этим требованиям.

Ещё одна черта, присущая новым подходам, применяемым в детских садах и аналогичных заведениях, касается того, что постепенно расширяется вовлеченность в процесс не только воспитанников, но и сотрудников сада, а главное – родителей. Это приводит к тому, что в сознании воспитанника процесс не ограничивается садом, а становится повсеместным.

Основной набор современных технологий

Все программы дошкольного образования ставят целью не только приобретение знаний и навыков, но и расширение кругозора. В последние десятилетия акцент смещается с коллективного на индивидуальное развитие личности и формирование человека, который сможет взаимодействовать с обществом на основе реализации своих сильных сторон и лучших качеств.

Критерии современных педагогических технологий

Главные критерии современных педагогических технологий:

  • Концептуальность. Методика должна иметь базу в виде философского, дидактического, психологического или социально-педагогического обоснования, подтверждённого исследованиями и практикой.
  • Системность. Это означает, что образовательная технология должна быть целостной, логичной и последовательно связывающей отдельные части.
  • Управляемость. В процессе должна быть возможность прогнозирования результатов и варьирования методов.
  • Эффективность. Затраты должны быть наиболее результативными и эффективными в заданных условиях.
  • Воспроизводимость. Технология должна быть доступной воспитателю с любым стажем вне зависимости от возраста и личных характеристик. Её повторное применение не должно вызывать проблем.

Здоровьесберегающие

Совокупность этих методик не только позволяет сформировать необходимые для сохранения и жизни знания, но и внушить необходимость и естественность здорового образа жизни. Для этого задействуются все аспекты воздействия на обучающегося, начиная от психологического и заканчивая информационным уровнем.

Здоровьесберегающие методики дошкольного воспитания

Современное воспитание детей невозможно без применения здоровьесберегающих программ. Это не только нецелесообразно, но и не рекомендуется Министерством образования и науки. Перечень здоровьесберегающих технологий обширен. На какой методике следует остановиться, решают, исходя из таких параметров:

  • к какому типу относится дошкольное учреждение;
  • сколько времени проводят в нём дети;
  • опыт и профессионализм педагога;
  • группа здоровья дошкольников.

Все программы подобного типа классифицируются по таким направлениям:

  • Методико-профилактические. Направлены, в первую очередь, на сохранение и преумножение здоровья. Их реализация совершается при участии медицинского персонала и подразумевает мониторинг здоровья детей, контроль питания, выполнение санитарных норм содержания помещений и т.д.
  • Физкультурно-оздоровительные. Призваны развивать и укреплять физические данные. К ним относят закаливание, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику и пр.
  • Социально-психологические. Направлены на создание комфортной среды, в которой не страдает психика развивающегося члена общества. Создают позитивный психологический климат для общения со сверстниками и работниками дошкольного учреждения.
  • Образовательные. Развитие нацеленности на здоровый образ жизни и создание потребности в систематических гигиенических мероприятиях.
  • Обучающие. Под ними подразумевают занятия физкультурой, спортивные развлечения, активные игры, Дни спорта и пр.

Информационно-коммуникационные

В большинстве случаев окружающая среда, в которой развивается малыш, отличается от той, в которой развивались его родители и домочадцы. Отсюда вытекают требования и методы коммуникации, срабатывающие в семейном кругу, но совершенно неприемлемые в среде сверстников. К тому же информационно-коммуникационные методики служат первым звеном перед школьной системой, в которой они будут более углублёнными. Освоить их без соответствующей базы будет тяжело.

Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ

Дошкольникам важно видеть примеры использования современных обучающих технологий, таких как компьютер, медиа-проектор, планшет, интерактивная доска. Взрослые придают моменту ознакомления с такими вещами не большое значение, но детское внимание может на длительное время сосредоточиться на новом предмете в ущерб тому, что при помощи него пытаются донести.

 

Педагог, занимающийся с младшей возрастной группой, должен выполнить такие задачи:

  • быть современным и своевременно осваивать новые технические приспособления и методики;
  • стать проводником в высокотехнологичный мир;
  • продемонстрировать самые доступные программы и убедить воспитанника, что он способен ими пользоваться;
  • сформировать зачатки информационной культуры.

Эта технология требует не только подготовки преподавателя-воспитателя, но и материальных вложений со стороны учреждения, несущего функцию дошкольного образования.

Все программы, которые используются для компьютерного образования детей, должны отвечать таким требованиям:

  • носить исследовательский характер;
  • быть лёгкими для использования детьми без помощи взрослых;
  • давать широкий перечень навыков;
  • иметь тематику, соответствующую возрасту;
  • быть динамичными.

Проектная деятельность

Такие программы приводят к обретению навыков социально-личностного общения, поскольку подразумевают включение дошкольников во взаимодействие друг с другом или с руководителями. Эти методики по мнению воспитателей дают глубокое понимание особенностей и возможностей воспитанников, проясняют состояние внутреннего мира ребёнка.

Проектная деятельность дошкольников

Учебные проекты разделяют на такие:

  • Игровые – групповые занятия, которые оставляют большое поле деятельности для творчества (игра, танцы, театр, развлечения).
  • Экскурсионные – проводятся за стенами привычной среды и обращают внимание на моменты окружающего мира и среды за пределами помещения, в котором проходит образовательный процесс. Развивают наблюдательность, критичность мышления и аналитику.
  • Повествовательные – требующие оттачивания устной речи, пения, рисования или звуковой передачи (музыкальной) для выражения эмоций или впечатлений. Учат понимать свои состояния и настроения.
  • Конструктивные – создаётся реальный продукт (скворечник, цветник и т.п.), который можно оценить. Дети могут участвовать в проекте не самостоятельно, а с помощью взрослых. Такие методики прекрасно работают в качестве домашних заданий. Также более ловких учеников можно попросить помочь своим друзьям, что наладит новые связи в процессе выполнения.

Исследовательская деятельность

При помощи этой современной технологии дошкольного образования преследуется цель привить детям зачатки исследовательского типа мышления. Чаще всего это требует организации и воплощения в жизнь экспериментальных практик.

Приемы исследовательской деятельности в ДОУ

Главные приёмы исследовательской деятельности:

  • постановка и решение проблемных концепций;
  • наблюдение;
  • воссоздание моделей изучаемой ситуации или явления;
  • эксперименты;
  • заострение внимания на полученных результатах;
  • ознакомление с природными образами и явлениями;
  • образовательные игры на основе полученных данных.

Компоненты исследований в образовании дошкольников:

  • эксперименты – изменение состояний различных веществ, перемещение воздуха и воды, свойства грунта или камней, свойства растений;
  • примитивная классификация растений, зверей, зданий, транспорта, профессий;
  • географические знания – стороны света, родная страна на карте, виды рельефа, природные зоны и животные, которые в них обитают;
  • понятие о течении времени и истории – прошлое и настоящее, которое лучше всего «привязывать» к материальным объектам разных времён (пирамиды в Египте, время строительства местных достопримечательностей и пр.).

Личностно-ориентированные

Такие программы направлены на реализацию потенциалов, которыми от природы наделён дошкольник. В таких образовательных программах малыш должен предпринять попытки взаимодействовать со сверстниками, проявляя собственную активность и не боясь высказывать свои идеи. Проблемой на пути к этому чаще всего становится перенасыщенность графика и тотальный контроль со стороны родителей и педагогического состава.

Программы личностного ориентирования

Для реализации личностно-ориентированной технологии воспитатель должен выявить темпы развития каждого воспитанника и максимально его поддержать в рамках личностного прогресса. Изначально должна быть дана адекватная оценка развития дошкольника, которая повторно проверяется после каждого пройденного этапа личностно-ориентированного образования.

Портфолио

Портфолио в образовании самых маленьких членов общества – это досье, где отражён определённый маршрут развития воспитанника, все его ключевые моменты, достижения, положительные эмоции и нестандартные ситуации.

Портфолио выполняет одновременно несколько задач:

  • оценка развития за определённый период;
  • отслеживание спектра возможностей воспитанника;
  • рейтинг навыков и умений.

Варианты портфолио преподаватель может видоизменять по своему усмотрению. В него входит информация о личных данных ребёнка, антропометрические характеристики, отзывы преподавателей и родителей, мечты и стремления воспитанника, полученные им грамоты и отличительные награды и т.д.

Сочетание программ и технологий

В образовании дошкольников самые большие результаты показывает комплексное использование и интегрирование в разных вариантах всех современных технологий и программ. Опытные преподаватели и воспитатели знают эту особенность, поэтому стараются максимально сочетать их в своей преподавательской деятельности.

Разные подходы совмещаются в одном типе заданий, что позволяет не только быстрее обрести знания и закрепит навыки, но и удерживать внимание воспитанника на протяжении необходимого времени, что обычно создаёт проблему в занятиях с дошкольниками.

Комплексное использование и интегрирование всех современных технологий и программ

Это направление считается самым перспективным во всём мире, поскольку неоднократно подтвердило свою эффективность практическими опытами. К тому же, при данном подходе риск «выпадения» отдельных воспитанников с индивидуальными требованиями из общего образовательного процесса сводится к минимуму.

 


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.