Внедрение новых технологий в школах
Образование и принципы педагогики и преподавания значительно изменились после длительного периода отсутствия развития. Внедрение новых технологий в начальной, средней и старшей школе в определённых моментах отличается, что обусловлено психическими и психологическими различиями этих возрастных групп, но преимущественно они имеют общие черты.
Инновационные подходы в первую очередь позволяют повысить интерес к изучаемому предмету, сделать рассматриваемые темы менее абстрактными, более практичными и реалистичными для детей. Новые методики подразумевают общность современных взглядов на преподавание и использование информационных технологий. Комплексный подход делает процесс обучения проще и результативнее, он повышает уровень подготовки через развитие и применение творческих задатков у ученика, через прививание самостоятельности и формулировки разнонаправленных вопросов.
Современные технологии
Все современные технологии базируются на использовании таких методик, которые универсальны для детей различных темпераментов и психотипов. Коллектив учеников содержит, как правило, представителей всех групп в разном количественном соотношении. В современном образовании исключено преподавание по принципу «превалирующей группы» и «среднего ученика». Информация одинаково эффективно должна быть донесена до каждого ребёнка.
Для этого преподаватель должен знать и владеть всеми технологиями бучения и умело их комбинировать, поскольку каждая из них больше всего подходит какой-нибудь отдельной группе.
Получение знаний сочетается с оттачиванием коммуникативных навыков, адаптацией к стремительным переменам внешней жизни, мобильности, умения преодолевать стрессы и вырабатывать к ним устойчивость, а также приобретением навыков прекращения конфликта. Параллельно с этим дети учатся воспринимать информацию в интерактивном режиме, с применением новейших информационных технологий и психологических приёмов.
В современном образовании центральным объектом является личность ученика и его самостоятельная или групповая деятельность. Достижение отличных результатов, полученная за счёт личностной подавленности, не считается эффективной. Наоборот, при внутреннем балансе и гармоничном внутреннем мире ребёнок показывает максимум своих возможностей в сфере познания и усвоения новых тем.
Поэтому самыми используемыми новыми технологиями обучения на данный момент являются:
- личностно-ориентированное обучение;
- здоровьесберегающие методики;
- деятельностные технологии;
- методики арт-развития;
- игровые подходы т.д.
Личностно-ориентированная
Сформированный в последние десятилетия образовательный подход возник на основе полной концентрации преподавателя на целостном развитии личности ребёнка. Это означает, что учитель нацелен не только на передачу знаний и поднятие уровня интеллекта, но и на раскрытие творческого потенциала и эмоциональных возможностей ученика.
Личностно-ориентированный подход создаёт благоприятные условия для того, чтобы инициировать способность к выбору правильного варианта при решении задач, уметь оценивать свою и чужую деятельность, понимать личные способности и потребности, определять уровень своей ответственности и обозначать корректные границы собственного «Я».
В личностно-ориентированном методе преподаватель не только передаёт информацию школьникам и проверяет её усвоение, но и помогает направить человека в нужное русло эстетического и эмоционального развития. Такой метод требует подхода по следующим критериям:
- возраст;
- физиология;
- психотип;
- интеллектуальный уровень;
- ориентация на различную сложность преподнесения информации;
- разделение учеников по группам с разными способностями;
- выделение учащихся по типу мышления;
- подчёркнутое уважение к личности каждого человека.
Такой метод формирует ответственных и инициативных учеников, которые прекрасно реализуются в условиях нынешнего общества.
Здоровьесберегающая
Часто подобные технологии путают с комплексом санитарно-гигиенических мер, что является в корне неправильным. Здоровьесберегающие технологии преследуют такие цели:
- Ответственность взрослых в пределах школы не только за качество обучения, но и за соответствие этого процесса физиологическим особенностям растущего организма. Профессионализм учителя должен определяться в первую очередь стремлением к естественному и физиологичному ходу уроков.
- Предотвращение в стенах школы предпосылок для возникновения различных заболеваний (как физических, так и психических). До недавнего времени главные силы были брошены на ликвидацию последствий негативных для здоровья факторов, теперь же во время обучающего процесса требуется внедрение профилактических мер.
Все здоровьесберегающие технологии распределены по таким направлениям:
- предупреждение физического переутомления;
- обеспечение достаточного освещения во избежание переутомления глаз;
- нейтрализация стресса и утомляемости;
- оптимизация нагрузки;
- обучение самоорганизации и контроля за своим состоянием и пр.
Чтобы понять разницу между санитарно-гигиеническими мероприятиями и здоровьесберегающими технологиями, стоит знать, что порядок в туалете – это сфера гигиены, а оформление фитобара или открытие физиотерапевтического кабинета – здоровьесбережение. Конечной целью такого подхода является не просто выпуск из школы здорового ученика, но человека, который умеет следить за своим здоровьем и понимает, как вести здоровый образ жизни. Более того, такой стиль должен стать для обучающегося привычным и нормальным.
Индикатором того, что здоровьесберегающие технологии в школе не внедрены, могут быть следующие признаки:
- ученик часто рассеян и не может сконцентрироваться;
- после физкультуры или перемены класс не может настроится на учёбу;
- слишком длительное выполнение заданий;
- учащиеся не могут дать правильный ответ, если вопрос задан креативно и нужно проявить смекалку и т.д.
Применение методик, которые не рассчитаны на данный возраст, излишняя авторитарность учителя и его некомпетентность в вопросах здоровья – все подобные факторы тормозят внедрение здоровьесберегающего метода преподавания.
Задача учителя выявить эти признаки и принять меры, которые позволят ребёнку сбалансировать нагрузку. Преподаватель, принимающий решение внедрить такие технологии, должен видеть несовершенство программы и пытаться адаптировать её для условий обычной школы.
Системно-деятельностная
Этот подход подразумевает переведение обучающегося из пассивного состояния в активное. При помощи действия он включается в процесс, где должен приобретать знания, преодолевая препятствия на пути выполнения практических заданий.
При системно-деятельностном подходе ребёнок чувствует полную ответственность за принимаемые решения. Он учится:
- формулировать для себя задачи;
- прорабатывать разные варианты их решений и выбирать самые подходящие;
- отвечать за достигнутые результаты.
Такая система позволяет сформировать оценочность действия, что свидетельствует о фактическом участии ученика в обучении. В ходе выполнения задач человек обнаруживает свои сильные и слабые стороны, наиболее эффективные пути выполнения, оценивает и корректирует свои действия. Вырабатывается мощная мотивация к дальнейшему обучению, создаётся иллюзия зависимости конечного результата от личной вовлеченности. Задача преподавателя в таком случае заключается в том, чтобы скрыто управлять процессом без авторитарного давления и направлять учеников в правильное русло, спокойно воспринимая их непредвиденные действия.
Последовательный алгоритм системно-деятельной методики выглядит так:
- Мотивация ребёнка. Для этого организуется положительный настрой и идентификация внутренней потребности, а затем активизируется область выполнения, как доказательства себе, что выполнение задачи по силам.
- Актуализация знаний и выявление проблемных мест в действии. Это помогает понять, каких знаний или навыков не достаточно.
- Принятие решения по поводу выхода из затруднения (нередко именно на этом этапе быстро и эффективно происходит самостоятельное обучение).
- Закрепление материала с озвучиванием проблемы и оглашением пути решения.
Можно организовать обсуждение, которое обеспечит результативное повторение материала. В ходе такого проговаривания у участников беседы тоже возникают идеи выхода из затруднения, даже если они не решаются высказать их.
Арт-технология
Этот вид обучения воплощается применением художественных образов на уроке в школе или во время выполнения домашних заданий. Через искусство сложный материал воспринимается гораздо быстрее и проще, исключается отношение к обучению, как к скучному занятию.
Во время творческого подхода нередко продолжается общение, школьники могут общаться друг с другом, обращаться за помощью или советом. Кроме того, через художественные образы они могут выразить своё отношение к теме или предмету, услышать себя и осознать свою точку зрения.
Формы, которые может принимать арт-технология в обучении:
- различные виды искусства в деятельности детей при усвоении материала;
- включение элементов искусства во время объяснения темы преподавателем;
- совместное творчество детей и педагога.
Арт-уроки могут быть построены по таким направлениям:
- театрализованные постановки;
- имитационное моделирование;
- виртуальные путешествия;
- прикладные виды творчества и пр.
Желательно, чтобы группа в полной мере могла приобщиться к данному типу творчества. Прекрасным вариантом является коллаж: для того, чтобы его создать, не нужны особые навыки и определённые таланты.
Арт-уроки дают эффект мнимого присутствия, который неизменно влечёт за собой желание усугубить знания в затронутой области, узнать больше и поделиться полученным с другими. Отлично подходит методика и для самостоятельной работы в домашних условиях, но, как правило, самые большие результаты показывает привлечение художественных образов в стенах школы.
Игра
Традиционно игра применялась в начальной школе, поскольку для детей младшего школьного возраста такой вид деятельности является превалирующим. В последнее время тенденция распространилась на средние и старшие классы, так как это помогает эффективно решить вопросы мотивации и развития учеников, решить проблему здоровьесбережения и социализации, не отступая от темы урока.
Средством игры выступает изучаемый материал, а для успешного участия в ней необходимо выполнить дидактическое задание. С помощью этого механизма возможно обеспечить положительную эмоциональную атмосферу, которая будет ассоциироваться у учащихся с предметом, что послужит лучшей предпосылкой для успешного обучения.
Игра требует от преподавателя предварительной подготовки таких моментов:
- сюжет;
- правила, установленные на время выполнения;
- обеспечение необходимого количества участников;
- реквизит (не всегда).
По структуре и функциям игры в школе могут быть следующими:
- построенные на создании эмоций;
- диагностические;
- расслабляющие и переключающие внимание между разными этапами на уроке;
- коммуникативные;
- направленные на самореализацию;
- культурно-социологические;
- терапевтические.
Игра представляет собой не только механизм для обучения, но и средство воспитания и развития человека, поэтому его всё чаще применяют не только в школе, но и в ВУЗах.
Самые современные подходы предлагают совмещение и комбинацию новых методик обучения в школе на протяжении учебного процесса. Такое сочетание помогает не только снизить нагрузку, возникающую из-за чрезмерных усилий по сохранению концентрации на изучаемой теме, но дарит совершенное другое эмоциональное состояние во время уроков, к чему стремится любая школа.