Литература по новым педагогическим технологиям
Традиционные методы обучения подрастающего поколения уходят в прошлое. После того, как мир вступил в информационную эру с ее глобальной компьютеризацией, возникла необходимость в становлении новой образовательной системы, способной воспитывать коммуникабельных, творческих и открытых к самообучению личностей.
В России новые педагогические технологии начинают внедряться на уроки постепенно. Самой благоприятной дисциплиной для апробации эффективности практик, теоретических разработок и идей может считаться литература – гуманитарный предмет, подразумевающий максимальную свободу ученических мыслей, взглядов и убеждений. Какие же способы привития знаний используются педагогами сегодня?
Задачи: чего необходимо добиться
В первую очередь Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет цели внедрения новых педагогических технологий. Они должны помочь учителю:
- Сформировать развитую личность, способную к проявлению лучших человеческих качеств (патриотизм, милосердие, сострадание и др.) и обладающую гражданским и личностным самосознанием.
- Познакомить ребенка с терминологическим аппаратом и миром отечественных и зарубежных литературных шедевров.
- Правильно отразить взаимосвязь художественной формы и содержания и научить анализировать тексты на основе исторического (биографического) принципа (связь произведения с жизнью автора или событием, которое побудило его к написанию).
- Заложить основы творческого мышления и раскрыть интеллектуальные способности, без которых не мыслится успешная социализация во взрослом мире и обществе.
- Ввести в алгоритмы постижения смыслов и системы оценивания. В дальнейшем этот навык потребуется ребятам для грамотного поиска и преобразования информации, регулярно поступающей с множества источников извне, и создания собственных текстов, которые могут пригодиться в разных жизненных ситуациях.
- Показать, что знания из литературной сферы можно применять и в повседневности, и в учебной деятельности (как минимум для речевого самосовершенствования).
Результаты изучения дисциплины в школе распадаются на 2 крупные группы, а именно – на достижения предметного и метапредметного характера. Первые связаны непосредственно с миром художественных произведений и книг. Они позволяют в большей степени сформировать компетенции в познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и эстетической сфере (научиться понимать поставленные проблемы, выделять составные части и их взаимосвязь, перенимать духовно-нравственные ценности, выражать свое мнение и слушать других и т.д.). Их дополняют метапредметные, или универсальные результаты, которые прививаются на любом уроке в принципе – это умение работать с разными источниками, аргументировать, структурировать, использовать данные в самостоятельной деятельности и пр.
Каково же отличие этих компетенций от того, что знала российская и даже советская школа ранее? Все очень просто – теперь они имеют куда более весомую практико-ориентированную направленность и применяются преимущественно для того, чтобы научить ребенка думать и работать без подсказки педагога. Добиться этого помогают следующие технологии:
- эвристического обучения;
- личностно-ориентированного обучения;
- предметно-ориентированного обучения;
- игровые;
- информационно-коммуникационные.
Важно! В жизни ни одна методика не используется опосредованно и в отрыве от других. Все они взаимопроникают и дополняют друг друга, что обеспечивает максимально возможное понимание и принятие словесного искусства как уникального культурного явления.
Реализация эвристического метода
Данная форма организации учебного процесса предполагает создание такой ситуации, в которой учащиеся будут самостоятельно выстраивать процесс познания и искать пути решения познавательных задач, выдвигаемых педагогом. Учитель здесь как бы отстраняется от привычных обязанностей (назвать тему, сухо объяснить материал в традиционном формате, дать задание на отработку, проверить его и закончить урок) и берет на себя роль тьютора – наставника или куратора, лишь сопровождающего изучение программы и направляющего деятельность класса в нужное русло.
Эвристический метод напрямую зависит от разделения академического занятия на этапы. Это может быть постановка проблемы, поиск ее разрешения через «мозговой штурм» или активную беседу, где главенство должно отводиться ребятам, а не взрослому, практическое применение полученных знаний в творчестве или игре и пр. Упрощенная схема выглядит так:
- Вызов. Здесь школьники высказываются о том, что им уже известно на заданную тематику, и систематизируют всю полученную друг от друга информацию в цельную структурированную картину.
- Осмысление. На этой стадии обычно происходит чтение текста, а также применяются различные интерактивные технологии для его понимания (метод «вживания», метод 7 ключевых эвристических вопросов «Кто? Что? Где? Зачем? Как? Чем? Когда?» и т.д.).
- Рефлексия. Ученики обобщают полученные сведения, делают выводы о проделанной работе и сравнивают вновь усвоенные знания с уже имевшимися в их багаже.
Личностно-ориентированный подход
Следующая новая технология в литературе направлена на развитие уникальной индивидуальности и способности к самопознанию. В этой методике ребенок рассматривается не столько как субъект образовательной системы, сколько как интересный, многогранный и ни на кого не похожий человек.
Для полного раскрытия черт и качеств характера обычно применяется:
- Индивидуальная работа, учитывающая т.н. «Я-концепцию». Ученик должен обладать полным правом высказывать или излагать свои мысли на бумаге такими, какими они являются на самом деле, а не подстраивать их под стандартизированные рамки.
- Проектная деятельность. Здесь школьник останавливается на интересной ему теме и получает возможность совершить небольшое исследовательское открытие.
- Дифференцированная работа, где каждый может выбрать такое творческое задание, которое ему больше по душе. Так, один может нарисовать иллюстрацию по произведению, другой – разыграть его, третий – создать стенгазету о взаимосвязи, существующей между жизнью автора и его книгой. Вариантов существует великое множество!
Предметно-ориентированный метод
Следующий подход реализует принципы дифференцированного обучения, однако следует понимать: разделение должно происходить не за счет уменьшения объемов и нагрузки, а за счет выдачи заданий, качественно отличающихся друг от друга по типу. Этот способ неразрывно связан с личностно-ориентированными практиками, ведь важную роль снова играют особенности развития ребенка, показатели его успеваемости, интерес к предмету, индивидуальность, предрасположенность к тем или другим видам деятельности и т.д. Например, при изучении сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» задания, реализуемые в русле практико-ориентированной методики, могут быть следующими:
- Для группы высокого уровня – найти ответ на вопрос: «Какова основная мысль?».
- Для достаточного уровня – выписать несколько примет, по которым Конька-Горбунка можно было отличить от его братьев-коней.
- Для среднего уровня – описать главного героя сказки, Ивана.
Такое разделение поможет педагогу в условиях классно-урочного устройства образовательной системы максимально раскрыть интеллектуальные и творческие способности каждого ученика, не равняя детей под одну гребенку. Важно следить за тем, чтобы задания для всех групп были разнообразными и интересными.
Игры: дидактизм, развлечение и отдых в одном флаконе
Вплетение игр в общее учебное полотно необходимо для активизации мышления и воображения, а также для развития коммуникативных и собственно речевых навыков. Начальным элементом здесь служит яркая эмоциональная психологическая установка, которая настраивает на продуктивный лад и создается, например, благодаря кинофрагментам, слайдам, увлекательным рассказам и многому другому. Далее следует объединение игры с насущными познавательными задачами, т.е. происходит объяснение правил. Требуется проследить за тем, чтобы дети правильно поняли и усвоили материал, ведь только тогда они окажутся помещены в равные условия. Обязательным звеном является результат. В коллективе с максимально положительным микроклиматом он может быть более явным («выполнил», «запомнил», «отгадал»), а в группе, где налицо присутствует некоторые признаки соперничества, более нейтральным, сглаженным («все мы задались вопросом», «получили удовольствие», «победила дружба»).
Игры делятся по многим параметрам и на самые вариативные категории (воспитывающие, социализирующие, поисковые и т.д.). Один из видов дифференциации – это подразделение на ролевые (главным образом инсценировки) и чисто дидактические (уроки-викторины на знание писателей, их биографии и творчества, уроки-путешествия для выявления связей, существующих между авторами и реальными географическими местами и пр.).
Информационно-коммуникационные методики
Наконец, последняя в перечне педагогическая технология предположительно является самой перспективной из всех, ведь связана с важнейшим ресурсом современности – информацией. Еще Натан Ротшильд, известный банкир и политик, говорил, что тот, кто владеет ею, владеет миром.
Именно здесь таятся максимально неограниченные возможности для обучения – компьютеры, внедренные практически во все сферы сегодняшней жизни, обеспечивают ребенку не только выход в Интернет, это огромное хранилище накопленных за века знаний, но и повышают мотивацию, позволяют познакомиться с презентациями, кинофильмами, аудиозаписями профессионального выразительного чтения и даже играми по художественным произведениям. Все это привносит яркие краски в образовательный процесс, который порой кажется для школьника блеклым, скучным, неинтересным и, самое главное, никак не связанным с современной действительностью. Благодаря использованию электронных устройств увеличивается темп подачи материала, а педагог освобождается от необходимости находиться только у классной доски и получает возможность подходить к каждому ученику, уделяя внимание уже в индивидуальном порядке.