Новые технологии в математике
Мир сегодня развивается настолько стремительно, что иногда традиционные методы обучения математике не дают желаемых результатов, которые будут соответствовать требованиям современного общества. Для достижения этой цели возникает необходимость в применении новых технологий в математике. Это позволит повысить эффективность учебного процесса, поддерживать инициативность учащихся и достигать лучших результатов в освоении такой сложной, но интересной дисциплины.
Уровневая дифференциация
Дифференцированный подход к преподаванию математики создает благоприятные условия для освоения материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся:
- слабые студенты получают возможность достигать учебных успехов в посильных для себя заданиях;
- сильные студенты могут подтвердить свои способности и быстрее продвигаться в изучении материала.
Он предусматривает деление на группы, для каждой из которых предлагаются задания разного уровня сложности. В процессе занятия после выполнения заданий своего уровня допускается переход в другие группы для выполнения заданий более высокого уровня. Для оценки работы в новой технологии уровневой дифференциации используются диагностические карты, которые отражают реальную картину количества заданий по математике, отработанных каждым учеником.
Информационно-коммуникационные технологии
Математика – одна из тех дисциплин, в которых внедрение новых информационно-коммуникационных технологий позволяет стимулировать каждый этап обучения, начиная от подачи нового материала и заканчивая выполнением проверочных работ и творческих самостоятельных заданий. Они позволяют сделать учебный процесс более творческим и увлекательным благодаря широким мультимедийным возможностям. В преподавании математики такие технологии могут применяться в виде:
- видеоуроков и видеоучебников;
- мультимедийных презентаций;
- программ для проведения расчетов, построения графиков и геометрических фигур;
- диагностических или тренировочных программ;
- информационно-справочных программ.
Такой способ подачи и познания информации обеспечивает наглядность процесса обучения, а еще К. Ф. Гаусс, известный «король математики» говорил о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей».
Здоровьесберегающие технологии
В последнее время прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков, поэтому особенно актуальным становится использование новых здоровьесберегающих технологий в процессе обучения математике. Они направлены на поддержание здорового состояния обучающихся и предусматривают:
- поддержание санитарно-гигиенических требований (хорошей освещенности, оптимальной температуры и чистоты помещений, доступа свежего воздуха);
- формирование благоприятного эмоционального настроя;
- дозирование нагрузок;
- планирование занятий в соответствии с уровнем работоспособности учеников;
- смену видов учебной деятельности во время занятий, в том числе организацию динамических пауз, гимнастики для глаз и физкультминуток.
Умелое сочетание этих приемов и различных видов деятельности позволяет создать условия для высокой работоспособности обучающихся, что благоприятно сказывается на результатах обучения математике.
Составление кластеров
Кластеры – метод графического отображения материала, который позволяет наглядно представить мыслительные процессы, характерные при изучении того или иного материала.
На заметку! Слово «кластер» переводится с английского как «группа, пучок, гроздь».
Последовательность составления кластера проста:
- написать в центре доски (листа) ключевое слово/фразу выбранной темы;
- разместить вокруг слова и фразы, которые отражают данные, идеи и факты, относящиеся к теме (построение модели «Планета и ее спутники»);
- соединять по мере написания новые слова с ключевым термином.
Постепенно каждый из «спутников» обрастает собственными «спутниками» и определяются новые логические связи, в результате чего формируется графическая картина, которая отражает ход размышлений по выбранной теме. Использование кластерной технологии в математике позволяет развивать вариативность мышления и учит формировать всесторонние связи относительно изучаемой темы или понятия.
Технология мастерских
Мастерская – это новая технология, по которой преподаватель (мастер) в процессе преподавания математики стимулирует творческий процесс и принимает в нем участие наравне с учениками. Мастер не передает свои знания, а только предоставляет материал как «почву для размышления», который поможет решить поставленную проблему. При этом соблюдается доброжелательность и доверительные отношения с учениками, а все их действия оцениваются только с положительной установкой. Такой подход позволяет научиться:
- самостоятельно определять цели занятия;
- искать самые эффективные пути достижения целей;
- учиться работать в группах.
Главный закон в этом случае: делай по-своему в зависимости от собственных потенциальных возможностей и интересов и корректируй себя сам.
Тестовые технологии
Оценка полученных знаний – важный показатель качества преподавания математики, который имеет значение как для самого ученика, так и для системы образования в целом. Определить уровень достижений можно с помощью новых технологий тестирования, когда для всех обучающихся создаются одинаковые условия. Их использование в обучении математике позволяет ученикам:
- оценить собственный уровень имеющихся знаний;
- определить свое положение (рейтинг) на фоне других обучающихся;
- проверить уровень усвоения определенного материала учебной программы;
- попрактиковаться в самостоятельном решении заданий разного уровня сложности;
Тестовые технологии помогают систематизировать и контролировать полученные математические знания. Они различаются по уровню сложности и возможным вариантам ответов:
- тесты с заполнением пропусков, чтобы получить в итоге верное выражение.
- тесты, требующие выбора ответа верно/неверно
- тесты, предполагающие выбор из нескольких ответов.
- установочные тесты (для оценки уровня подготовки в начале обучения).
Нельзя однозначно сказать, какая из этих новых технологий будет лучше способствовать достижению положительных результатов в изучении математики. Самым оптимальным вариантом будет их сбалансированное сочетание с учетом различных факторов: возрастной категории учащихся, уровня подготовки, изучаемой темы и т. д. Только в таком случае можно перейти от традиционного обучения, требующего исключительно накопления знаний и навыков, к процессу развития личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения.