Инфокоммуникационные технологии
Инфокоммуникационные технологии и системы связи – направление подготовки бакалавриата и магистратуры в высших учебных заведениях. Код – 11.03.02.
Инфокоммуникационные технологии (ИКТ) входят в перечень специальностей, приоритетных для российской экономики. Этот перечень утверждает правительство Российской Федерации, а студенты входящих в него направлений вправе претендовать на президентские и правительственные стипендии, трудоустройство на ведущие государственные предприятия.
Особенности учебной программы
Обучение инфокоммуникационным технологиям очное, его длительность составляет:
- 4 года по программам бакалавриата;
- 2 года по программам магистратуры.
В некоторых технических университетах есть очно-заочная и заочная подготовка.
Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, физике или информатике (в каждом ВУЗе – свои требования), математике.
Проходной балл учебные заведения также устанавливают самостоятельно. В некоторых образовательных учреждениях абитуриенту достаточно 150-172 баллов, в других необходимый минимум выше – 211-265 баллов.
Классификация подготовки
Учебная программа классифицирована на три категории:
- Теоретическая подготовка охватывает большое количество общих и узкоспециализированных дисциплин. Особый уклон сделан на математические основы, физику связи, электронику, информационные технологии и вычислительную технику.
- Профессиональные основы включают изучение сетевых технологий, телекоммуникационных схем, электромагнитных волн и полей, коммутационных систем, систем связи.
- Углубленная профессиональная подготовка ориентирована на получение студентами практического опыта. На лекциях и в ВУЗовских лабораториях учащиеся учатся планировать мобильные и другие коммуникационные сети, разрабатывают архитектуру и программное обеспечение для телекоммуникационных устройств, проектируют оптико-волоконные линии связи, реализуют другие задачи.
Программа подготовки будущих инженеров инфокоммуникационных технологий составлена так, чтобы полученные фундаментальные теоретические знания они сразу же смогли применить на практике.
Цель учебного плана – развитие профессиональных навыков, наработка практического опыта. Для ее реализации учебные лаборатории укомплектованы современным радиоизмерительным оборудованием, а студенты участвуют в разработках не только на территории ВУЗа, а и на профильных предприятиях, сотрудничающих с университетом.
Подобные проекты сотрудничества – часть федеральной программы подготовки высококвалифицированных специалистов востребованных направлений, в рамках которых учащиеся стажируются в компаниях партнеров, участвуют в реализации конкретных проектов. Перспективных студентов трудоустраивают после окончания университета.
Международная стажировка
У студентов государственных ВУЗов есть возможность стажироваться в ведущих европейских и азиатских университетах и получить в дополнение к российскому диплому еще и международный.
Наличие документа европейского ВУЗа автоматически удваивает шансы на получение перспективной высокооплачиваемой должности, дает возможность трудоустройства в международный центр инфокоммуникационных технологий в России и за рубежом.
Навыки
Дипломированный бакалавр обладает следующими профессиональными знаниями и навыками:
- Внедрение инноваций в действующие системы коммуникаций.
- Проектирование подобных систем с нуля.
- Модернизация их отдельных узлов и блоков.
- Техническое проектирование сетей с нуля, включая составление проекта и рабочей документации.
- Оценка коммерческих рисков конкретного проекта.
- Эксплуатация систем связи, коммуникаций и телекоммуникаций.
- Развитие систем сотовой связи.
- Техническое сопровождение проектов.
- Разработка программного обеспечения для локальных и глобальных сетей.
- Разработка модулей Wi-Fi, 3G, модемов, приемников и других устройств.
- Программирование приложений для смартфонов, компьютеров.
- Администрирование вычислительных сетей.
- Выполнение других задач.
Развитие интернета, интернет-телевидения, интеграция бизнеса в онлайн-пространство создают хорошие предпосылки для старта молодого специалиста по инфокоммуникационным технологиям и системам связи. Спрос на них на рынке труда стабильный и постоянно растет.
Кем работать?
Выпускники бакалавриата могут работать:
- инженерами-проектировщиками в компаниях связи и телекоммуникаций;
- инженерами по радиосвязи;
- специалистами служб технической поддержки профильных предприятий;
- системными администраторами;
- схемотехниками;
- радиоэлектронщинками;
- программистами-разработчиками;
- ИТ-менеджерами;
- инженерами по технической эксплуатации и обслуживанию телекоммуникаций;
- специалистами по информационной безопасности.
Где работать?
Выпускник с дипломом ИКТ сможет реализоваться и построить карьеру в предприятиях следующего профиля:
- МТС, Билайн, Мегафон, Ростелеком и другие операторы связи;
- компании-системные интеграторы;
- разработчики Zelax, Huawei и другие бренды.
- ИТ-отделы любой компании или корпорации.
Услуги инженеров ИКТ востребованы и в силовых структурах, государственных учреждениях и ведомствах, использующих в повседневной работе спецсвязь.
Обслуживание телекоммуникационной инфраструктуры, ее расширение и модернизация, управление производственных процессов и координация работы разных участков необходимы и крупным игрокам топливно-энергетического рынка. Среди них «Газпром Связь», «Лукойл-Информ» и другие.
Практика показывает, что вопрос, кем работать, у 7 из 10 студентов решается уже на 3-4 курсе. Для поступающих на бюджетное обучение после окончания университета проблем с трудоустройством вообще не возникнет – у государства существует высокая потребность в кадрах ИКТ.
Личные качества
Спрос на сотрудников сферы IT, телекоммуникаций и связи ощутимо превышает предложения, но в ведущие компании с хорошими перспективами карьерного роста попасть не так просто.
Потенциальные работодатели предъявляют к соискателям ряд требований, которым те должны соответствовать:
- Коммуникабельность.
- Готовность к командной работе.
- Умение вести прямой диалог с заказчиками.
- Знание интересов и потребностей целевой аудитории.
- Аналитический склад ума.
- Готовность к ненормированному рабочему дню и командировкам.
- Умение работать с большими объемами информации.
- Знание английского языка (часто в требованиях работодателей указаны два иностранных языка).
Владельцы и топ-менеджеры компаний ценят в сотрудниках поиск нестандартных решений, творческий подход к работе, умение создавать продукты, понятные и полезные потребителям.
Приведем наглядный пример такого продукта, реализованный в одном из отелей Челябинска. Программное обеспечение, разработанное для отеля и внедренное в систему обслуживания, ощутимо повысило уровень обслуживания и комфортность, обеспечило комплексу конкурентные преимущества. Компоненты сети объединили:
- телефонную станцию;
- интернет и ТВ;
- авторизацию банковских карт;
- электронную кассу;
- систему бронирования;
- электронные замки от номеров;
- видеонаблюдение;
- аварийную сигнализацию;
- менеджмент на ресепшн и другие опции.
Описанное решение – не самая сложная задача из тех, что предстоит решать инженерам-разработчикам ИКТ.
Заработная плата
Начинающие сотрудники могут рассчитывать на оклад в размере 35-45 тысяч рублей. Крупные бизнес-структуры иногда предлагают инженерам без опыта лучшие материальные условия – до 60 тысяч рублей.
Оплата труда растет по мере приобретения опыта. После 2-3 лет работы специалисты обычно получают продвижение по службе и повышение заработной платы. Усредненную цифру определить сложно, потому что у районного интернет-провайдера объем работ и оплата труда меньше, чем в структурах Лукойла, Газпрома, Huawei и других представителей бизнеса с разветвленной сетью филиалов, представительств.
Куда поступать?
В Российской Федерации 87 ВУЗов осуществляют подготовку по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». В их числе:
- НИУ «Высшая школа экономики» в Москве;
- Московский авиационный институт;
- МИРЭА;
- Московский технический университет связи и информатики;
- ЛЭТИ им. Ульянова в Санкт-Петербурге;
- ЮФУ в Ростове-на-Дону;
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
- Уральский федеральный университет им. Бориса Ельцина;
- Белгородский государственный НИУ;
- Дальневосточный федеральный университет;
- Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники.