Интересные факты о дошкольниках
Детство – время, наполненное ежедневными открытиями не только для детей, но и для их родителей. На глазах у всех происходит постоянное развитие, маленький человек буквально каждое утро просыпается уже не таким, как был вчера. О детях дошкольного возраста можно узнать массу интересных фактов, которые способны перевернуть восприятие детства и почувствовать, что рядом с нами происходят настоящие чудеса.
Дошкольный возраст – время, когда физиологически человек развивается самыми быстрыми темпами. Не менее стремительно меняется и психология малышей, а умственная деятельность и обучение происходит с такой интенсивностью, которой не будет больше ни в один период жизни. Удивительные открытия, счастливый смех, преобразования, горькие слёзы, невероятная открытость и любовь ко всему окружающему миру – это время поистине волшебное, хотя и достаточно трудное.
Разговоры и беседы
С первого дня появления на свет малыши попадают в среду, где люди разговаривают. Изучение речи начинается с того, что слуховой аппарат воспринимает интонацию и эмоциональную окраску речи. Первые годы новый член семьи оказывается практически в положении немого: все могут что-то говорить, а он способен лишь воспринимать сказанное. Чтобы обеспечить обратную связь, детская мимика и жесты развиты гораздо больше, чем у взрослых. Учёные пришли к выводу, что известное покачивание головой из стороны в сторону, означающее «нет», пришло именно из арсенала жестов младенцев. Такие помахивания можно увидеть, когда родители пытаются накормить наевшееся чадо.
К возрасту 12 месяцев малыш понимает около 70 слов, но этот показатель гораздо выше в тех случаях, когда родители активно разговаривают с новым членом семьи с первых дней его появления на свет.
В год происходит практически взрыв понимания, и каждый день в пассивном лексиконе появляется минимум два новых слова. Разговоры с дошкольником взаимно полезны: исследования показывают, что они обогащают речь не только малышей, но и взрослых.
Маленькие полиглоты
Дошкольный возраст – невероятное время, когда центры речи развиваются особым образом. То, что малыш способен усвоить за год, взрослый будет изучать без преувеличения полжизни. В тех семьях, в которых родители, бабушки и дедушки общаются на разных языках, дети воспринимают каждый язык, как родной. Для этого достаточно всем членам семьи обращаться к ребёнку так, как он привык.
Среди взрослых существует определённый рейтинг сложности языков, но для малышей он совершенно неактуален. Во всех странах на овладение любым языком уходит приблизительно одинаковый промежуток времени. Как правило, к 2-3 годам жизни каждый человек, не имеющий серьёзных проблем с разговорной речью, способен активно коммуницировать.
Даже если с дошкольного возраста пройдут десятки лет, а у человека больше не будет возможности общаться на выученном в детстве языке, услышав его, память в кратчайшие сроки восстановит всё утраченное и забытое. Считается также, что тот язык, который не был выучен в дошкольном возрасте, никогда не сможет стать таким же идеальным разговорным инструментом, как родной.
На вкус и цвет
После рождения на языке человека находится в три раза больше вкусовых сосочков, чем их будет во взрослом возрасте. Расположены они гораздо более часто и ближе к поверхности слизистой, поэтому физиологи считают, что в дошкольном возрасте вкусы воспринимаются более ярко. Когда карапуз плачет оттого, что попробовал что-то горькое, то это происходит не из-за капризности или дурного характера, а потому, что его ощущения действительно через чур остры и сильны.
Самый любимый детский вкус – сладкое. Многие родители видят за требованиями купить очередную конфетку желание вывести их из себя и испортить молочные зубы. Однако, потребность сладкой пищи объясняется вполне логично: сахар – самый простой путь получения калорий, а активность растущего организма настолько высока, как не будет больше никогда в жизни, поэтому именно сладости способны дать организму необходимый ресурс энергии.
Известно, что 90% калорий у дошкольника расходуется на работу мозга, так как умственная деятельность продолжается невероятными темпами. Факт остаётся фактом: сладкое действительно вкуснее и нужнее для детей, чем для взрослых, конечно, когда оно употребляется в меру.
Ещё один интересный факт касается вкусовых рецепторов, которые воспринимают солёную пищу. Почти до полугода малыши не способны понимать, солёная еда или нет. Педиатры и физиологи долго недоумевали по этому поводу, но многочисленные исследования позволили выявить, чем это обусловлено. В слизистой языка после рождения вкусовые сосочки, воспринимающие солёный вкус, расположены чуть глубже, и только с возрастом начинают продвигаться к поверхности. Видимо, это обусловлено тем фактом, что почечный механизм восприятия натрия формируется только после четырёхмесячного возраста, а до тех пор соль в пище младенцу просто не нужна.
«Больно мне, больно…»
Невероятно звучит утверждение, которое ещё полвека назад считалось научным фактом: младенцы не чувствуют боли. Это заблуждение делало возможным проведение операций для грудничков в отдельных странах без применения анестезии.
На самом деле физиологи отмечают, что взаимоотношения с болью в дошкольном возрасте своеобразные. С одной стороны, нервные окончания сгруппированы более часто и находятся они ближе к поверхности кожи. Но с другой стороны, понятие боли включает в себя не только само ощущение, но и пост эффект. У младенцев память о боли исчезает очень быстро, поэтому после укола маленького карапуза достаточно отвлечь погремушкой, чтобы он переключил своё внимание и больше не вспомнил о том, что ему было больно минуту назад. Уже в 3-5 лет это сделать не так просто, поскольку долгосрочная память уже более совершенна. Поэтому боль дошкольника сильнее, чем у взрослого, но эффект от неё – слабее.
Сон
Интересный вопрос, который нередко приходит в голову родителям малышей дошкольного возраста: почему они должны спать больше, чем взрослые? Все знают, что дневной сон дошкольнику необходим, но по какой причине – мало кому известно. Ответ опять-таки связан с удивительной активностью мозга.
Дошкольники так активно познают мир, что остаётся только удивляться. Учёные просчитали, что в том случае, если бы человек на протяжении всей жизни обучался такими же темпами, как в детстве, то любые академики и гениальные учёные выглядели бы умственно отсталыми. К сожалению, мозговые способности неограничены только у детей, но такая загруженность требует периодического восстановления, что и происходит с дошкольниками во сне. По мере взросления умственный прогресс снижается, а вместе с ним – и потребность во сне.
Кстати, установлено, что до четырёх лет человек не способен запоминать свои сновидения, и только потом может их вспоминать днём. Более выражено это происходит с девочками, а мальчики свои первые сны нередко видят уже в подростковом возрасте.
Удивительный мозг
Самые поразительные изменения у дошкольников происходят с их мозгом. Дело в том, что все люди рождаются с недоразвитым головным мозгом. Природа определила рождение на девятимесячном сроке потому, что дальше размер черепной коробки не позволил бы новорожденному выйти из материнского организма естественным путём. Поэтому все новорожденные по сути являются эмбрионами на протяжении первого года жизни.
Эмбриональные темпы развития сохраняются на протяжении ещё 12 месяцев. До года размер головного мозга увеличивается вдвое и составляет 60% от объёма этого важнейшего органа у взрослого. Дальше темпы роста резко падают, и 100% своего размера мозг достигает только к 20-25 годам. Врачи установили тот факт, что если бы всё тело росло в том же темпе, что и мозг, то уже к трёхмесячному возрасту карапуз превратился бы в 60-килограмомового великана.
Но наиболее удивительные процессы касаются не размера этого органа, а физиологии. Развитие человека, являющегося социальным существом, на 95% зависит от окружения. Статистика показывает, что дети, которые провели дошкольные годы в обществе одного человека, уступают по умственным способностям тем, что росли в коллективе из троих членов.
Психика
Самое главное, что происходит с человеком в дошкольный период – это зарождение личности. Многим известен тот факт, что личностные нарушения не диагностируются до трёх лет. Это легко объясняется: практически, личности у малышей ещё нет. Но после двухлетнего возраста сознание делает непостижимый по масштабам скачок: малыш понимает, что в зеркале он видит себя, что у него есть собственные предпочтения и то, что откровенно не нравится. Родители могут заметить начало этой трансформации по тому, как впервые человек осознанно использует слово «я».
Дальше с маленьким человеком начинают происходить сложные превращения: из милого послушного ребёнка он превращается в капризного, бьющегося в истерике малыша, настаивающего на своём и не поддающемся на уговоры. В эту же категорию можно отнести особую жадность, которая подчас так удивляет взрослых.
Для большинства родителей этот этап становится тяжким испытанием. Его глубина зависит от темперамента девочки или мальчика, но так или иначе этот период проявляется у всех без исключения. На самом деле это не кара для родителей, а всего лишь осознание того, что личность ищет самореализацию. Ребёнок вдруг понимает, что он может влиять на мир и свою жизнь. Кроме того, он ищет пути этого влияния и не умеет управлять собой настолько, чтобы останавливаться тогда, когда неудача очевидна.
Ещё одна черта психологического портрета дошкольника – неумение понять, как ситуация воспринимается окружающими со стороны, поэтому мотивами поступков служат сиюминутные желания без осознания последствий.
Такой этап является обязательным в жизни каждого, и родителям к нему следует относиться с пониманием.
Раннее развитие
Большинство современных родителей торопят развитие чада, стремясь насытить его график как можно большим количеством развивающих занятий и кружков. Но учёные давно обнаружили тот факт, что страстная погоня за интеллектом дошкольников только ухудшает его развитие. Во-первых, умственная перегрузка чревата очень серьёзными последствиями, поскольку детский мозг только формируется и любые стрессы негативно сказываются на этом процессе. Во-вторых, взрослые легче переносят такую перегрузку, хотя и им известно, насколько подобное состояние мучительно.
Кроме того, любое принуждение к занятиям и обучению способно только затормозить тягу к познанию нового и интересного. Занятия с детьми не должны выглядеть как занятия. Игра – это и есть лучший процесс обучения, который малышу должно быть позволено прекратить в любой подходящий для него момент, так как лучше него никто не знает, когда мозг дошкольника нуждается в отдыхе. Об этом впервые заявила известная педагог Мария Монтессори, а впоследствии все специалисты по детской психологии подтвердили её правоту.
Одним из самых эффективных механизмов дошкольного развития признана музыка.
Прослушивание мелодий, танцы, и пение не просто улучшают настроение, но развивают пространственную ориентацию, координацию, активизируют математическое мышление, способствуют развитию фантазии и т.д.
Почемучки
Всем родителям известно, что ребёнку дошкольного периода невозможно быть молчаливым хоть краткий промежуток времени. Любое дело, занятие или хобби обязательно сопровождается расспросами. Вопросы могут смешными, нелепыми, абсурдными или не по-детски адекватными. Для взрослых, привыкших мыслить стереотипно, большинство вопросов становятся неожиданными, и дать на них ответ не так просто, как кажется на первый взгляд.
По статистике за день любой малыш четырёхлетнего возраста задаёт маме или папе около 500 вопросов. И это количество касается обычного ребёнка, а есть ещё и любознательные…
Нередко взрослые сетуют, что задать вопрос для чада важнее, чем услышать объяснение. Этому тоже следует порадоваться, потому что умение сформировать вопрос уже означает зачатки аналитической деятельности. А поскольку концентрация внимания не является сильной чертой дошкольного периода, то ответ может стать уже неактуальным.
В любом случае, семейные психологи утверждают, что от того, как родители реагируют в этом нежном возрасте на подобные вопросы, зависит то, будет ли к ним за помощью и советом обращаться подросток. А вопросы у подростков могут быть не менее интересными, а иногда и обескураживающими, и будет лучше, если юное создание задаст их маме и папе.