Традиции вепсов
Вепсы ― один из малочисленных северных народов, проживающий в основном в Ленинградской и Вологодской областях России и в Республике Карелии. По данным переписи 2010 года, их численность составляет около 6 тысяч человек. Предками этого народа были жившие близ Балтийского моря финно-угорские племена. Сохранив национальную идентичность, свой язык, своеобразные обряды, обычаи и традиции, вепсы представляют интерес для современных ученых — историков и этнографов.
Праздничные традиции
Большинство вепсов исповедует православие, однако приняв в ХII веке христианство, они не забыли свои языческие корни. Существуют интересные факты о традициях вепсского народа, касающихся верований. Так, вепсы считают, что кроме Всевышнего в мире существует живая сила, с которой нужно поддерживать дружелюбные отношения. Они верят в дворового, хлевяного, гуменного, банного хозяев, почитают домовых, водяных, лесных духов, и всегда ублажают их жертвоприношениями или угощениями. У этого народа сохранились древние языческие ритуалы, которые, по поверьям, оказывают лечебное, оградительное или наказующее действие, их проводят с использованием соли, воды и растений.
К числу церковных праздников у вепсов прежде всего относятся престольные. Их даты в каждом приходе зависят от того, в честь какого святого или значительного события в жизни общины установлен праздник. Многие праздничные обряды также связаны с сельскохозяйственными занятиями, в их основе лежит так называемая «магия первого дня»: начало сева, уборки урожая, первого выгона на пастбище скота.
Год у вепсов начинается с многодневного праздника Syndyma, который отмечается с Рождества Христова до Крещения. В этот период на столе должно быть много хорошей еды, чтобы весь год был сытым. Завершала зимний период Масленица, после которой наступал Великий пост.
Далее по календарю отмечаются:
- Благовещение (25 марта).
- Пасха (переходящий праздник, отмечается в период с 4 апреля по 8 мая). В пасхальные дни проводятся богослужения, домашние молебны. На праздничном столе должны быть мясные, рыбные и мучные блюда, и как непременный атрибут ― крашеные яйца.
- Троица (отмечается на 50-й день после Пасхи). Главная традиция праздника ― украшение домов зелеными ветками.
- Иванов день (отмечается в день летнего солнцестояния). В этот день женщины занимаются сбором лекарственных растений, которые, по народным поверьям, приобретают наивысшие лечебные свойства.
- День Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по юлианскому календарю и 28 августа по григорианскому).
- Воздвижение Животворящего Креста Господня (15 сентября). По вепсским поверьям, с этого дня для змей закрывался вход под землю.
- Покров Святой Богородицы (1 октября). Этот праздник знаменует встречу осени с зимой и конец сельскохозяйственного года.
В наше время у вепсов появились новые интересные культурные традиции. В июне на берегу Код-озера при поддержке Департамента культуры Вологодской области проводится ежегодный фестиваль «Древо жизни», на который собираются несколько тысяч человек из разных областей России, Финляндии и Эстонии. В июле в Лодейнопольском районе Ленинградской области проходит традиционный праздник национальной вепсской культуры «Энарьне ма», в котором принимают участие коллективы художественной самодеятельности.
Этнокультура вепсов
Национальные традиции вепсского народа включают все сферы материальной, социальной и духовной жизни народа. Для вепсов характерно проживание в небольших общинах, основным занятием было земледелие. Мужчины занимались также рыболовством и охотой, женщины ― ткачеством, шитьем и изготовлением изделий из бересты.
Национальная одежда вепсов отличалась искусной вышивкой. Мужчины носили рубахи с воротником-стойкой, сшитые из домотканого холста и широкие штаны, женщины ― сарафаны из ярких тканей. Девушки ходили с непокрытой головой, волосы заплетали в косы и украшали их лентами. Замужние женщины носили чепцы ― головные уборов в виде капора, закрывающего волосы.
Свадебные традиции
Практически все значимые события в жизни вепсского народа сопровождаются традиционными ритуальными действиями. Свадебных ритуалов так много, что в общинах существовали специальные книги, где была записана очередность их проведения.
Свадьбе предшествовал сговор, на котором решались вопросы о приданом и организации предстоящей свадьбы. За день перед назначенной свадьбой в доме невесты традиционно справляли девичник, а в доме жениха ― мальчишник. В день бракосочетания родственники жениха собирались у его родителей, обедали, оставляя на столе материальную помощь для проведения свадьбы. Затем кортеж отправлялся в дом родителей невесты, где его встречали свадебными песнями и приглашали во двор.
В отличие от остальных гостей, жених должен был войти в дом через поветь ― примыкающую к дому хозяйственную пристройку. Сесть за стол рядом с суженой жених мог только после того, как его дружка вручал свахе «откупные» за невесту. За праздничным столом всем гостям вручались подарки ― вышитые полотенца, отрезы тканей на рубаху или юбку.
На этом первая часть свадьбы заканчивалась. Жениха и невесту ставили на вывернутый мехом наружу тулуп, и дружка жениха или его крестный отец благословляли новобрачных, трижды возлагая на их головы икону и хлеб. Далее все отправлялись в церковь, где проводилось венчание.
После венчания в церкви свадьба продолжалась в доме жениха, куда он заносил свою суженую на руках. Молодых встречали свекор и свекровь иконой, хлебом-солью и решетом, полным жита. Прежде чем сесть за стол, молодой жене заплетали две косы и надевали «повойник» ― женский головной убор, который носят замужние женщины. Спать молодых уводили в отдельное помещение, и до утра закрывали их там на замок.
Последний свадебный обряд ― публичная доставка молодому супругу приданого жены. Его привозили через трое суток после свадьбы, в состав приданого обычно входили комплекты постельного белья, ткани для пошива одежды, посуда и другие необходимые в хозяйстве вещи.
Вепсские обряды погребения
После смерти тело покойника обмывают, чаще всего для проведения этого ритуала приглашают пожилых женщин. В доме, где умер человек, занавешивают окно и зеркала, а в переднем углу вывешивают вышитое полотенце. Покойника не оставляют одного даже ночью, а в комнате, где он лежит, должен постоянно гореть свет.
Усопших вепсы раньше хоронили в белой одежде без вышивки. Считалось, то яркая вышивка на саване усопшего будет причиной его мучений на том свете. В настоящее время покойника обряжают в одежду, которую пожилые люди обычно готовят себе заранее.
Похороны, как правило, проводятся на третьи сутки после смерти. В старину у вепсов было два типа похорон: «с причитаниями» и «с веселением покойника», когда по дороге на кладбище играли на музыкальных инструментах и пели песни, которые при жизни любил покойный. После погребения устраиваются поминки. Поминальный обед проводится также на третий и сороковой день после смерти.
Национальная кухня
В отличие от других народов, кулинарные традиции вепсов можно описать кратко, так как особо изысканных блюд в ней нет. Основой рациона вепсского народа служат мучные продукты, овощи и рыба, мясо включалось в рацион в основном осенью, в период забоя скота.
Из первых блюд вепсы обычно варят щавелевый или крапивный суп, в который кладут картошку, перловую или ячменную крупу, лук и укроп. Подают со сметаной и сваренными вкрутую яйцами. Праздничное блюдо ― сытный и очень вкусный крестьянский суп-гуляш, который готовят из большого количества мяса с костями, картофеля, крупы и лука.
Популярные мясные блюда ― жаркое из мяса с картошкой и вепсские колбаски. Жаркое готовят по классическому рецепту, колбаски делают, набивая тонкие кишки толокном (мука грубого помола из пропаренных и слегка обжаренных зерен ячменя или овса) и жарят в большом количестве масла.
Национальными вепсскими блюдами вепсов считаются мучные:
- Сканцы — для их приготовления мягкое пресное тесто раскатывают как можно тоньше в виде лепешек. На одну половину лепешки укладывают начинку, затем накрывают второй половиной, защипывают и жарят на растительном масле. Начинкой для сканцев может быть любая каша, грибы, творог, сладкий вариант начинки ― сахар или мед.
- Колоба — небольшие открытые пирожки из дрожжевого теста, по форме напоминающие ватрушки. Начинкой служат мятые ягоды черники или брусники, смешанные с сахаром.
- Помазуха — большой открытый круглый пирог с начинкой из манной крупы, яйца и толокна.
- Загуста — десертное блюдо, похожее на кисель. Готовится из заваренной на воде овсяной или ржаной муки, сахара и ягод.