Технология AGM
С момента изобретения актуальность аккумулятора только растет, появляются новые технологии и совершенствуются старые. Разработки ведутся в направлении повышения емкости, ресурса и других показателей аккумулятора. При этом главным препятствием становится высокая стоимость новых моделей. Одним из вариантов стала технология AGM, представив потребителю оптимальный баланс качественных характеристик и цены стартерного аккумулятора.
Технология изготовления AGM была разработана в 1970-х гг. компанией Gates Rubber Company. Технология AGM, как и GEL, относится к классу VRLA, то есть герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы. На российском рынке до недавних пор представлялись импортные модели европейского производства и лишь недавно отечественные производители освоили данную технологию.
Принципиальная конструкция и преимущества
Для того чтобы глубже понять что такое AGM технологии в АКБ, нужно принимать во внимание область применения свинцово-кислотных аккумуляторов и основные недостатки классических моделей. Самым губительным факторами для АКБ являются глубокий разряд, при котором батарея теряет до 5% емкости. Кроме этого, классический вариант требует обслуживания – замены/пополнения электролита. Существуют также и неудобства, связанные с вибрациями во время движения автомобиля по неровной дороге. В результате утечек электролита контакты на клеммах окисляются и время от времени их приходится чистить.
Технология AGM в аккумуляторных батареях заключается в заполнении пространства между свинцовыми пластинами пористым материалом из стекловолокна (матами), пропитанным электролитом – раствором серной кислоты. Заполнение электролитом производится не полностью, а свободное пространство используется для рекомбинации газов. Изготовление по технологии AGM также предусматривает герметичный корпус, что исключает утечки. Благодаря этому аккумулятор не нуждается в обслуживании.
Среди автолюбителей АКБ AGM получил неформальное название – «сухой аккумулятор». Это обоснованно отсутствием необходимости заливать электролит. В продаже аккумулятор уже готов к использованию, то есть вставлять или же менять «маты» не нужно. Необслуживаемые аккумуляторы технологии AGM заслужили популярность не только благодаря простой и удобной эксплуатации. Батареи имеют более длительный ресурс, а также не так чувствительны к глубокой разрядке. В некоторых случаях они могут применяться как тяговые для троллинговых лодочных моторов и другой техники. Однако главным преимуществом, особенно в суровом холодном климате, становится большой пусковой ток аккумулятора, что дает возможность без труда завести холодный двигатель.
Технология производства AGM также различается и имеет 2 подвида. В европейском исполнении модели с плоской конфигурацией электродов получили наибольшее распространение. В сравнении с ними батареи со спиральными блоками SpiraCell производятся только в Северной Америке фирмой Johnson Controls. Их отличие в большей площади контакта электрода с электролитом. Это позволяет кратковременно выдавать большой ток и сократить время заряда. При этом удельная емкость спиральных вариантов ниже чем у пластинчатых.
Основные преимущества и недостатки AGM аккумуляторов:
- не требуют текущего обслуживания;
- герметичная конструкция исключает утечку электролита и соответствует международным экологическим требованиям;
- безопасность во время зарядки и эксплуатации;
- возможность установки почти в любом положении;
- стабильная работа на морозе до −30°С;
- выдача значительного пускового тока;
- стрессоустойчивость и значительный ресурс эксплуатации.
К недостаткам конструкции можно отнести нерешенные проблемы, которые связаны со всеми свинцово-кислотными аккумуляторами, такие как большой вес, чувствительность к повышенному напряжению заряда, необходимость специальной утилизации.
Особенности эксплуатации аккумулятора AGM
Как и во всех АКБ класса VRLA, в аккумуляторах AGM обеспечивается постоянный контакт электролита с пластинами. В отличие от жидкостных вариантов, батареи AGM можно устанавливать в любом положении, кроме вверх дном. Они устойчивые к вибрациям, так как абсорбированный порами заполнителя электролит не «плещется».
Рекомендованный режим разряда
По инструкции свинцово кислотный аккумулятор технологии AGM рекомендуется не разряжать ниже 30% и хранить обязательно в заряженном состоянии. Большим преимуществом AGM технологии становится низкая степень саморазряда при хранении. При этом глубокий разряд во время эксплуатации не причиняет значимого вреда, как в случае с классическими моделями. Секрет такой устойчивости заключается в защите свинцовых пластин плотно прилегающим заполнителем, препятствующим сульфатации.
AGM VRLA технология также характеризуется безопасностью зарядного процесса. Для зарядки таких батарей применяется специальное автоматическое устройство, что исключает вероятность взрыва.
Востребованность в промышленности
Хотя батареи по технологии AGM уступают своим гелиевым «собратьям» в совокупности циклов заряда/разряда, устойчивости к саморазряду и к глубокому разряду, кое в чем они их превосходят. Например, более устойчивы к колебаниям зарядного тока, к перегреву и короткому замыканию, а также превосходят по пусковому току.
По сути, технология решила вопрос серийного производства качественного аккумулятора по доступной цене. Несмотря на то, что стоимость батареи AGM выше, чем у классической свинцово-кислотной модели, она значительно ниже, чем у гелиевого аккумулятора.
На сегодня аккумуляторные батареи AGM нашли широкий спрос в автомобильной промышленности, военной технике и системах бесперебойного питания.