Новые технологии обучения языкам
Обучение языкам представляет собой хотя и увлекательный, но все же трудоемкий процесс. Чтобы преуспеть в выбранном начинании, современному человеку просто нельзя игнорировать новые технологии, которые то и дело появляются в лингвистической сфере. Какие же инструменты способны в рекордно короткие сроки помочь ученику сформировать необходимые образовательные языковые компетенции?
Проектная методика
Проект как один из видов новых технологий обучения иностранным языкам предполагает принадлежность человека к коллективу, лингвистический рост которого курирует и координирует преподаватель. Иными словами, данный метод приобретает особенную ценность непосредственно в группе, ведь материал, подготавливаемый самостоятельно, впоследствии должен представляться товарищам по обучению и обсуждаться вместе с ними.
Под проектом может пониматься любая исследовательская деятельность, которая разрешает поставленную проблему или вопрос и отличается оригинальным, творческим подходом, т. е.:
- презентация;
- доклад;
- сообщение;
- создание тематической памятки, книги, сайта и т. д.
Развитие критического мышления
Появившаяся в России в начале 2000-х годов, данная технология в обучении иностранным языкам, рассматриваемая как относительно новая, сегодня по достоинству оценивается большинством педагогов-лингвистов. Ее суть заключается в постановке и неустанном поиске ответов на вопросы не преподавателями, как это было раньше, а самими учащимися. Технология критического мышления основана на индивидуальном подходе, ведь конечная цель достигается суммированием разных мнений, взглядов, идей и предположений, высказываемых в ходе урока.
Важно! Здесь не может и не должно существовать разделения на правильные и неправильные позиции, однако необходимо, чтобы каждое утверждение было критически осмыслено и убедительно аргументировано.
Эта новая педагогическая технология в обучении иностранным языкам выражается в следующих формах:
- сочинение-рассуждение;
- эссе;
- диалог;
- дискуссия;
- ролевая игра;
- инсценировка судебного заседания;
- проведение «круглого стола» с обменом мнениями на заданную тематику и др.
Метод исследования
Данная технология непосредственно сопряжена со всеми остальными и на современном этапе является неотъемлемой частью процесса по изучению иностранных языков.
В отличие от проекта, требующего более или менее серьезной защиты и сбора проверенной и доказанной научной информации, этот качественно новый метод не сковывает человека ограниченными рамками, а предполагает более свободный подход к заданию. Здесь ключевыми этапами являются:
- самостоятельная постановка проблемы;
- выдвижение и проверка гипотез;
- использование творческих процедур;
- рефлексия над проделанной работой, подведение итогов.
Формами исследовательской деятельности могут быть названы:
- интервьюирование;
- игровое моделирование различных ситуаций;
- проведение социологических опросов на лингвистическую тематику;
- постановка интересных экспериментов и др.
Элементы интенсивного познания
Новые технологии в обучении ИЯ, повсеместно внедряемые в школы, университеты и специальные языковые центры, больше не придают главенствующего значения количеству академических часов. Теперь педагоги стараются научить своих подопечных не столько говорить, сколько мыслить на языке другого народа. Так, на занятиях обучающиеся в устной форме делятся друг с другом историями о заграничных поездках, представляют доклады на тему особенностей жизни людей из разных языковых пространств, берут на себя роли представителей тех или иных культур. Привитие знаний о традициях и обычаях жителей других стран становится отличным подспорьем в учебном процессе.
В русле этой новой педагогической технологии в обучении ИЯ особенно продвинутые преподаватели советуют своим ученикам в полной мере использовать предоставляемые Интернетом информационно-коммуникационные познавательные инструменты. Так, сегодня каждый может:
- подписаться на тематические иностранные сайты по интересам (новости, мода, спорт, кино и др.) и регулярно читать на них статьи для пополнения словарного запаса;
- найти друга по переписке;
- установить на смартфон приложения для запоминания слов, грамматических правил и отработки навыков аудирования.
Языковой портфель (портфолио)
Данная методика, являющаяся одной из разновидностей практико-ориентированного подхода, требует от ученика немалой доли ответственности и самостоятельности. Портфолио, относящееся к действенным методам рефлексии, представляет собой сборник всех работ человека за определенный отрезок времени.
Обращение к такому комплекту должно наглядно отражать успехи в обучении, которых уже удалось добиться (сколько выучено слов, сколько сдано проектов, сколько положительных отзывов об индивидуальной творческой деятельности получено, какие времена отработаны до автоматизма и т. д.). Так учащийся сможет не только отслеживать свой текущий уровень, но и целенаправленно двигаться в сторону достижения поставленной глобальной цели.