Технология упаковочного производства
Специальность «Технология полиграфического и упаковочного производства» (код 29.03.03) перспективная и востребованная на российском рынке. С развитием интернета и информационных технологий спрос на печатную продукцию несколько снизился, но потребность в производстве рекламной полиграфии, технологичной, прочной и эстетичной упаковки для товаров промышленного значения и массового потребления существует постоянно.
Профессиональная деятельность технологов полиграфии и упаковки напрямую связана с разработкой дизайна и формы упаковки, выбором оборудования и материалов – все в комплексе должно способствовать продвижению товаров на потребительском рынке, привлечению внимания покупателей к ним, формированию лояльности к торговой марке и производителю.
Условия поступления и обучения
Подготовка будущих специалистов по технологиям полиграфического и упаковочного производства проводится в ВУЗах по программам бакалавриата и магистратуры.
Поступление на бакалавриат возможно при наличии полного среднего образования (на базе 11 классов). Вступительные экзамены для абитуриентов:
- Русский язык.
- Математика.
- Физика или химия (на выбор поступающего или по усмотрению университета).
Срок обучения зависит от формата получения образования:
- очная форма – 4 года;
- другие – 5 лет.
Специфика обучения
Программа обучения построена так, чтобы студенты получили базовые знания и навыки по профессии:
- Безопасно и эргономично организовать рабочее место.
- Оборудовать его необходимой техникой, выбрать софт для создания и печати упаковки, полиграфической продукции.
- Подобрать оптимальные технологические процессы для решения конкретной производственной задачи.
- Организовать работу отдела, цеха и всего производства, распределить задачи между подчиненными, проконтролировать процесс.
- Взаимодействовать с партнерами, поставщиками сырья, клиентами.
- Вести учет первичных данных, составлять экономическую и технологическую документацию, готовить отчеты.
- Моделировать, конструировать и обосновывать стоимость конкретного проекта.
- Содействовать созданию и внедрению систем менеджмента качества для сфер упаковки и полиграфии.
- Выпускать полиграфическую продукцию высокого качества.
- Брать ответственность за качество материалов.
- Участвовать в разработке нормативной документации, регламентирующей деятельность с использованием полиграфических технологий.
- Разрабатывать стратегии развития предприятия, внедрять инновационные методы и системы для повышения его эффективности.
- Тестировать и оценивать материалы, оборудование, готовую продукцию.
- Управлять коллективом.
Дисциплины
Программа подготовки бакалавров построена так, чтобы дипломированный специалист мог работать по основной специальности или в смежных с технологией и дизайном упаковочного производства сферах сразу после окончания ВУЗа.
Учебный план состоит из следующих блоков:
- общие науки;
- математический;
- химический;
- гуманитарный;
- дизайнерский.
Список основных дисциплин обширный, включает:
- Основы дизайна и живописи.
- Основы полиграфии.
- Рисунок, перспективу, композицию.
- Технический рисунок.
- Компьютерный дизайн.
- Конструирование и дизайн тары.
- Организацию и планирование производства.
- ОБЖ.
- Инженерную графику.
- Информационные технологии.
- Механику.
- Фотографику.
- Типографику.
- Экологию.
- Материаловедение.
- Тару и ее изготовление.
- Свойства продуктов и упаковочных материалов.
- Допечатную подготовку.
- Художественное оформление упаковки и полиграфии.
- Технологическое производственное оборудование.
- Утилизация продукции.
- Печатные и постпечатные процессы.
- Цифровые системы обработки информации в изготовлении полиграфии и упаковки.
- Цифровая обработка текстовой и графической информации.
- Маркировка упаковки.
- Ресурсосберегающие и экологически безопасные методы производства.
- Другие предметы.
Где и кем работать?
Выпускники факультета «Технология полиграфического и упаковочного производства» востребованы:
- в издательствах;
- в рекламных фирмах;
- в рекламно-полиграфических центрах;
- на заводах по производству упаковочных материалов;
- на предприятиях, занимающихся сбором и переработкой вторсырья;
- в пищевом, химическом, фармацевтическом производстве;
- в дизайнерских бюро.
Дипломированный специалист может работать:
- графическим дизайнером;
- дизайнером упаковки;
- инженером-технологом полиграфического цеха;
- инженером-технологом концерна по изготовлению упаковки;
- техническим редактором;
- дизайнером-конструктором;
- инженером-технологом по качеству;
- директором рекламного агентства;
- директором типографии.
Некоторые инженеры набираются опыта на предприятии, а затем открывают собственные компании и занимаются бизнесом. Ниже – краткие описания нескольких перспективных профессий.
Графический дизайнер
Графический дизайнер разрабатывает оригинал-макеты рекламной полиграфии, элементы фирменного стиля, создает другую визуальную информацию, которая будет способствовать идентификации торговой марки и ее продукции на потребительском рынке, выполнять другие поставленные задачи.
Графический дизайн делает полиграфию стильной, комфортной во взаимодействии. Он также включает создание или подбор шрифтов, цветов, иллюстраций.
Средняя зарплата графического дизайнера в России – 50 тысяч рублей.
Дизайнер упаковки
Он специализируется на разработке и конструировании упаковки для продуктовых, промышленных товаров. Упаковка – первое, что видит потребитель, по ней он формирует первое впечатление о конкретной продукции. Если оно положительное, то завоевать лояльность клиентов и обеспечить коммерческий успех будет проще.
Дизайнер упаковки должен хорошо разбираться в методах, свойствах и отличиях материалов, знать все нюансы и применять их на практике.
Средняя заработная плата специалиста – 48 000 рублей.
Технолог полиграфического производства
В должностные обязанности технолога в типографии или рекламном агентстве входят:
- своевременные поставки расходных материалов;
- контроль за исправностью оборудования и производственным процессом, качеством готовой продукции.
Оплата труда в среднем – 52 тысячи рублей.
Инженер-технолог по качеству
Инженер по качеству проектирует, организует, распределяет задачи и обеспечивает сопровождение проекта на всех этапах его реализации. В зону его ответственности входит всесторонний контроль, начиная от качества поставляемого сырья и материалов и заканчивая оценкой готовой продукции, определением и изъятием брака из партии.
Инженеры-технологи по качеству занимаются модернизацией производства, внедрением инноваций.
Зарплата такого специалиста – 54-55 тысяч рублей.
ВУЗы
- Российский госуниверситет им. Косыгина (Москва);
- Московский государственный университет пищевых производств;
- Московский политехнический университет;
- Санкт-Петербургский госуниверситет промышленных технологий и дизайна;
- Тамбовский государственный техуниверситет;
- Уральский государственный лесотехнический университет;
- Уральский федеральный университет им. Ельцина;
- Тульский госуниверситет;
- Воронежский госуниверситет инженерных технологий.