Новые технологии обучения географии
Уругвай и Парагвай, Словакия и Словения, Швеция и Швейцария – разные государства, путать их названия образованному человеку стыдно. Но путают и школьники, и взрослые, потому что на уроках географии и те, и другие скучали. Сегодня в учебных заведениях активно внедряются новые педагогические технологии в преподавании географии. Инновации в обучении имеют ряд преимуществ:
- Превращают монотонные лекции в увлекательные занятия.
- Вовлекают в дискуссию школьников.
- Помогают учащимся использовать информацию из разных источников.
- Повышают интерес к учебной дисциплине.
- Улучшают запоминание пройденного материала без зазубривания.
Интерактивная доска
Электронные интерактивные доски выводят образовательный процесс на новый уровень, делают урок географии более динамичным и ярким. С помощью интерактивной доски педагог может показать карту мира или любого государства, увеличить интересующий сектор простым касанием пальца.
На доске отображается и другая информация по предмету, запрашиваемая преподавателем в интернете. Удобно и то, что учебный материал размещается на нескольких страницах – при необходимости их можно перелистывать, менять местами расположение информации.
Наиболее значимые фрагменты новой темы можно выделить с помощью спецэффектов – подсветив фонариком или увеличив, используя зум.
Преимущество интерактивных досок – мультимедийность, благодаря которой учитель географии может чередовать статичные изображения с тематическими видеороликами и анимацией. Визуализация учебного материала делает его понятным для учащихся, упрощает запоминание.
Веселые приложения
Новые технологии обучения географии в общеобразовательных школах включают тематические игры и приложения для мобильных устройств и настольных компьютеров. Преподаватели используют их с разными целями:
- как наглядные пособия;
- как способ подачи нового материала;
- для закрепления ранее пройденных тем;
- чтобы вовлечь аудиторию в учебный процесс.
Google Earth – одно из лучших тематических приложений, оно позволяет исследовать любое место на планете Земля, погрузиться на океаническое дно, побывать в мегаполисах на разных континентах, сравнить климатические особенности и ландшафты.
Карты приложения легко масштабируются, а чтобы совершить виртуальный тур по планете, нужно лишь обозначить интересующую страну или город в поисковой строке – система выведет его на монитор.
Виртуальный атлас мира, разработанный National Geographic, заменяет в аудитории карты и указку. Учитель может увеличить любой объект, а учащиеся – детальное его рассмотреть. По каждому государству приложение выводит справочные данные о климатических условиях, рельефе, населении.
Викторины
Викторины на занятиях географии помогают закрепить полученные знания о странах. Педагог может самостоятельно подготовить вопросы, разделить присутствующих на 2-3 команды и провести интеллектуальное соревнование между ними.
Второй вариант – использование приложений для мобильных устройств. Оно задает пользователю название объекта. Задача пользователя – найти его на карте и сделать отметку. Время на поиск ограничено. Учащийся, успешно прошедший первый уровень сложности, переходит на следующий уровень.
Интерактивные викторины увлекают школьников и дают объективное представление учителю об уровне их знаний.
Учебные выезды
Новые технологии в географии выходят за рамки класса и традиционного урока. Цель преподавателя – донести знания до учащихся, проиллюстрировать сказанное. В 21 веке детей сложно удивить видеофильмами, макетами, плакатами и экспонатами, зато выезд на природу их может увлечь.
Учебные выезды организуются в полевых условиях, чтобы дети научились ориентироваться на местности, проявили исследовательский интерес. Психологи уверены, что активная образовательная модель, ориентированная на обучение, взаимодействие друг с другом и группой, работы на местности, повышает запоминаемость материала почти вдвое.
Школьникам придется читать карты, ориентироваться по компасу, видеть характерные приметы в лесу. Для этого придется вспомнить все, что они изучали раньше.
Урок — проект
Еще одна увлекательная форма занятий, направленная на мыслительную активность. Группа учащихся получает задание:
- подготовить тематическую статью;
- создать коллаж по какой-то стране;
- сделать презентацию;
- подготовить видеофильм и т. д.
В основе каждого творческого проекта – знания по конкретной теме. Например, презентация материка Африка или Атлантического океана. По окончании дети представляют коллективную работу.
Уроки-дебаты
Дебаты, круглые столы, пресс-конференции, интервью – все перечисленные формы применимы к урокам географии. Они привлекают внимание аудитории динамикой и остротой, необычной подачей материала, вовлекают учащихся в процесс. Ученик из слушателя превращается в центр происходящего.
Любая из описанных технологий пробуждает интерес детей к предмету, повышает уровень их знаний и успеваемость. Нестандартные уроки дают ожидаемый результат, если преподаватель досконально знает свой предмет и соответствующим образом готовится к интерактивным занятиям.