Факты о жизни и творчестве Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт является одним из величайших композиторов классического периода, жизнь и творчество которого оставило неизгладимый след в истории. Хотя музыкант прожил сравнительно короткую жизнь, его талант проявился в раннем детстве, и за 35 лет своего существования он действительно изменил наш мир. На удивление, даже спустя почти 270 лет о нем сохранилось много интересных фактов.

Вольфганг Амадей Моцарт

  1. Знаменитый артист появился на свет 27 января 1756 года в Зальцбурге, в современной Австрии, и при рождении был крещен Иоганном Златоустом Вольфгангусом Феофилом Моцартом. Первые 2 имени были даны ему в честь святого, а имя «Феофил» по-гречески означает «любимый Богом». Будучи многоязычным, Моцарт часто адаптировал свое имя к другим языкам, и начиная с 1770 года предпочитал, чтобы его называли Амадео (это латинский эквивалент Феофила).
  2. Его отец Леопольд также сочинял музыку и написал учебник по скрипке, но в первую очередь был музыкантом принца архиепископа Зальцбургского.
  3. У родителей Моцарта было 6-ро детей, но только Вольфганг и его старшая сестра пережили младенчество. Мария Анна, которая была на 5 лет старше брата, также была одаренной и выступала в молодом возрасте с ним дуэтом. Когда Мария Анна достигла совершеннолетия, Леопольд запретил ей публично играть музыку, считая это неуместным.
  4. Амадей, как и многие творческие люди, был левшой. Предполагается, что левши обычно более креативны, чем правши.

Семья Моцарта

  1. В 3 года Моцарт присутствовал на уроках своей сестры, которая обучалась игре на клавире (струнный клавишный инструмент, такой как клавесин или пианино). Уже в то время ему нравилась музыка, он слушал ее и пристукивал в такт.
  2. К 6 годам он полностью овладел игрой на клавире и уже начал сочинять небольшие фрагменты музыкальных композиций, а спустя 2 года написал первую симфонию.
  3. Амадей был самым знаменитым вундеркиндом той эпохи. Пока его сверстники только учились писать и читать, мальчик уже умел виртуозно играть на клавишных инструментах и сочинять музыкальные произведения.
  4. Познакомившись с 7-летним Вольфгангом, немецкий писатель Гёте сравнил его гений с шекспировским и сказал, что произведения Моцарта просуществуют очень долго и оставят свой отпечаток в истории. Похожее мнение имел австрийский композитор Джозеф Гайдн, который какое-то время был наставником Моцарта и Бетховена: «Перед Богом и как честный человек говорю: это величайший композитор, которого я когда-либо встречал».
  5. За всю жизнь Вольфганг написал более 600 произведений, которые впоследствии были занесены в каталог Кёхеля. Последним в каталоге стоит знаменитый Реквием под номером К. 626, который анонимно заказал граф Франц фон Вальсегг на похороны жены (граф хотел выдать творение за свое собственное). Сам же Амадей чувствовал, что реквием будет для него, и так и случилось: музыкант умер, не дописав работу. Завершить ее смог младший сын композитора Франц Ксавер, и уже в законченном виде она прозвучала на похоронах Моцарта, а также на перезахоронении Наполеона I в 1840 году и на похоронах Фредерика Шопена в 1848.

Недописанный реквием Моцарта

  1. Детство Вольфганга не было безоблачным. Мальчик жил с постоянным давлением с боку родителей, особенно отца. Тот считал, что сын должен во что бы то ни стало добиться успеха, и заставлял его постоянно заниматься. Вместо того, чтобы общаться и играть со сверстниками, Моцарт по настоянию Леопольда отправился в длительные, изнурительные туры, которые приносили семье прибыль. Когда же парень вырос и решил уйти из-под опеки отца, тот был рассержен и расстроен. Он считал, что сын бросил их с матерью, и был уверен, что у Вольфганга ничего не получится добиться самостоятельно. В научных кругах ведутся споры: одни считают, что Леопольд эксплуатировал и манипулировал сыном, другие говорят, что им руководило чрезмерное стремление сделать из сына знаменитость.
  2. Амадей обладал феноменальной памятью и слухом. Он мог прослушать музыку только один раз, а затем записать ее по памяти без ошибок. Так, путешествуя с отцом в Рим, он услышал «Мольбу о прощении» Аллегри в Сикстинской капелле, а затем расшифровал ее на слух и в тот же день записал, создав несанкционированную копию произведения.
  3. У Амадея была довольно простая внешность без отличительных черт других гениев, таких как высокий лоб Бетховена, широкие темные глаза Спинозы или копна кучерявых волос Эйнштейна. Один сотрудник описал Моцарта как «удивительно маленького человека, очень худого и бледного, со светлыми волосами». Ранний биограф добавил, что «в его телосложении не было ничего особенного. Он был маленьким, а лицо, за исключением глаз, не выказывало никаких признаков гения». Вольфганг компенсировал свою неприметную внешность модными предпочтениями, часто надевая яркие темно-красные пальто и золотую треуголку.

Вольфганг Моцарт

  1. Он никогда не получал формальное образование, а значит был необразованным. Воспитанием и обучением Вольфганга занимался отец, который делал упор на музыку. В итоге у парня были необычайные способности в музыкальном деле, но во всем остальном он был совершенно неумелым. Эта странная двойственность хорошо видна из комментария современника Моцарта скрипача Карла Холста: «Помимо своего таланта в качестве композитора, Амадей был ничтожным».
  2. Вольфганг был бунтарем того времени. Дело в том, что к артистам той эпохи обычно относились как к слугам: они не имели право говорить с дворянами, поэтому после концертов ужинали на кухне вместе с остальной обслугой. Моцарт из-за упрямого характера и тщеславия отказывался вести себя как слуга. Например, на одном мероприятии высшего общества композитор, который не должен был смешиваться с благородными гостями, вызвал скандал, нагло завязав разговор с русским послом. Отец всячески старался уладить ситуацию, но Вольфганг не захотел извиниться, и в конечном счете их буквально выгнали из дома фон Коллоредо. Впоследствии Моцарт стал одним из первых в истории музыкантов, начавших независимую карьеру без помощи церкви, двора или богатого покровителя.
  3. У Моцарта, как и у других членов его семьи, было странное чувство юмора, что проявлялось в употреблении грязных словечек. Мужчина нередко демонстрировал свое необычайно инфантильное чувство юмора в письмах к родственникам и друзьям. Также в его речи звучали красивые слова с внезапными вспышками пошлых банальностей. Это в определенной степени послужило основанием для теории, что маэстро страдал от синдрома Туретта, при котором у людей вырываются непроизвольные ругательства.

Странное чувство юмора Моцарта

  1. В 21 год юноша влюбился в немецкую оперную певицу Алоизию Вебер и сделал ей предложение. В то время молодой артист мог предложить относительно немного, так как еще не имел постоянной работы и положения в обществе. Девушка сказала, что подумает, но немного погодя вышла замуж за другого, более успешного мужчину. Разъяренный Моцарт сел за рояль и издал злобную мелодию, в которой якобы звучала лирика «тот, кто не хочет меня, может лизнуть мою задницу». А позже взял и женился на младшей сестре Алоизии Констанце.
  2. В 1770 за многочисленные религиозные сочинения папа Климент XIV наградил Моцарта орденом Золотой шпоры – это папский орден рыцарства, которым награждают людей, внесших вклад в славу Церкви.
  3. Вероятно, у Моцарта было обсессивно-компульсивное расстройство – заболевание, при котором человек зацикливается на предметах, определенных мыслях и идеях. Так, он испытывал ненормальный страх о своей жене, переживая, что с ней может что-то случиться, пока его нет дома. Подчас из-за своих страхов он просил Констанцу не выходить на улицу. Еще у маэстро была навязчивая идея, что жена утонет в ванной. В одной записке говорилось: «Я умоляю вас принимать ванну только через день и только на час. Но если вы хотите, чтобы я чувствовал себя совершенно спокойно, то не купайтесь вообще, пока я снова не вернусь».

Моцарт с женой

  1. По всей видимости Моцарт любил математику и даже использовал в своих композициях принцип Золотого сечения. Его можно заметить в сонатах для фортепиано или в некоторых актах опер, таких как акт II «Cosi fan Tutti». Первая часть сонаты No.1 до мажор содержит 100 тактов, которые идеально разделены на две части – 38 тактов в первой и 62 такта во второй (соотношение 0,618; так же, как золотое сечение). Этой закономерности нет в каждой работе, но она присутствует слишком часто, чтобы быть простым совпадением. К слову, принцип Золотого сечения использовали и другие артисты.
  2. В отличие от Шопена, который любил использовать нетрадиционные аппликатуры в своих композициях или Бетховена, который сознательно менял пьесы, чтобы сделать их более сложными для игры, Моцарт ценил правильную аппликатуру, гладкое и гибкое исполнение. Ему не нравилась техническая виртуозность, которая была просто поводом для хвастовства.
  3. В народной культуре выдающегося маэстро часто изображают бедным голодающим художником. Это действительно факт, что Моцарт уже будучи взрослым, постоянно просил деньги в долг у друзей, меценатов и издателей. Но оказывается бедным он совсем не был. В то время заработок Амадео составлял 1000 флоринов в год, а высший класс тратил примерно 450 флоринов! Музыкант жил в роскоши, экстравагантно одевался, держал слуг, много путешествовал, много пил и играл на большие суммы в азартные игры. Именно из-за склонности к транжирству Вольфгангу приходилось просить в долг.

Дом Моцарта

  1. После увольнения музыкант не мог найти постоянную работу и ему нужно было покончить с расточительством, но он продолжал тратить, как раньше. В конце концов Амадей набрал долгов под будущие заработки, многие из которых так и не отдал, потому что умер молодым. После смерти мужа Констанца годами продавала свои рукописи и устраивала мемориальные концерты, чтобы заплатить по всем счетам. Ей также помогла пенсия по случаю потери кормильца, предоставленная австрийским правительством.
  2. Прослушивание произведений Вольфганга может улучшить IQ. Это явление, получившее название «Эффект Моцарта», впервые начали изучать в 1993 году. В ходе исследований было установлено, что у людей во время прослушивание мелодий усиливается мозговая активность и работают все участки коры головного мозга. Кроме того, если включать ее ребенку с раннего возраста, то он будет развиваться быстрее, а его уровень интеллекта будет выше.
  3. В течение последнего года жизни Моцарт был вполне здоровым и активным, но потом внезапно скончался из-за болезни. На тот момент ему было 35 лет. Никто на самом деле не уверен в точной причине преждевременной смерти. Наиболее достоверная теория называет почечную недостаточность, вызванную сильным инфекционным воспалением горла. Интересно, что пожизненный соперник Амадео Антонио Сальери утверждал, что отравил маэстро, но это никогда не проверялось и считалось «уткой».
  1. Никто не уверен, где находится тело Моцарта. Его похоронили по обычаю того времени в простой могиле, а тогда действовало правило: могила была гарантирована только на 10 лет, после чего город имел право выкопать тело, утилизировать останки и заново использовать землю. Поскольку именно это и произошло, надгробный камень на кладбище Святого Марка в Вене, который можно найти в наше время, показывает лишь приблизительное местоположение первоначального захоронения.
  2. «Волшебная флейта» была последней оперой Амадея, ее премьера состоялась 30 сентября 1791, примерно за 3 месяца до его смерти. Автор сам руководил оркестром, а либреттист Эмануэль Шиканедер исполнял роль Папагено.
  3. Памятник Моцарту стоит в Зальцбурге – его родном городе. Статуя высотой 3 м была изготовлена в 1842 году Людвигом Шванталером и открыта в присутствии сыновей композитора.


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.