Удивительные краски
Человек научился рисовать в глубокой древности. Сначала он выводил символы и фигуры палкой на песке, затем чертил только ему понятные иероглифы и знаки углем на каменных стенах пещер. Революция свершилась в тот момент, когда предок попробовал смешать цветную глину с яичным желтком, а затем – медом. Сегодня удивительно яркие краски окружают людей повсеместно, стали настолько обыденными, что зачастую их не замечают.
Некоторые потерялись во времени – воспроизвести их цвет, оттенки, глубину вряд ли получится. «Голубой майя», «коричневая мумия», «зелень Шееле» — эти названия не знакомы большинству современников, хотя оставили след в истории.
Родом из древности
Художники древности расписывали не только скалы и пещеры – они использовали собственную кожу вместо холста. Традиция раскрашивать лицо и тело и сейчас существует в племенах аборигенов.
Пещерная живопись дошла до нас из глубины тысячелетий, благодаря чему исследователи смогли определить состав красок по образцам. Желтую, белую, зеленую готовили из глины, черную – из глины с добавлением сажи. Глиняная основа не отличалась стойкостью, поэтому поиск оптимального состава продолжался.
Прошли века, древние люди научились добывать сырье и изготавливать удивительные краски из коры растений, сока ягод, листьев хны. В Средневековье художники экспериментировали с пигментом, добавляя в него жир. Правда, при первом контакте с воздухом смесь затвердевала и становилась непригодной к использованию.
История красок на Руси тесно связана с иконописью. Их получали из меди, свинца, других металлов и растений. Природные пигменты характеризовались высокой прочностью и стойкостью: псковская икона, написанная мастером Дмитрием Солунским больше 600 лет назад, и сегодня не поблекла, находится в прекрасном состоянии.
С пигментами связаны многие древние культуры. В некоторые факты поначалу сложно поверить и тем более принять – настолько неправдоподобными и чудовищными они кажутся.
«Коричневая мумия»
Грязно-коричневый оттенок с вкраплениями зелени встречается на картинах художников-прерафаэлитов. Сегодня его изготавливают из гематита, кварца, гетита, каолина, а еще в 18 веке сырьем для производства пигмента являлись состаренные мумии людей и кошек.
Мумии перетирали в порошок, а для придания стойкости смешивали с другими пигментами. Живописцы не догадывались, из чего сделан коричневый пигмент, а, узнавая, прекращали им пользоваться. Берн-Джонс даже устроил символические похороны тюбика, когда технология производства получила огласку.
Желтый уран
О красящих свойствах урана люди узнали гораздо раньше, чем о его радиоактивности. Древние римляне раскрашивали стекла яркой желтой глазурью, изготовленной из урана. Археологи во время раскопок обнаружили фрагменты керамики с урановой росписью. Период ее изготовления датируется 80 годом до н.э.
Глазурь из уранового пигмента использовали повсеместно вплоть до 70-х годов прошлого столетия.
Сферы применения были широки:
- керамические изделия;
- ювелирные украшения;
- приборы для военной техники.
«Голубой майя»
Так эту удивительную краску назвали археологи, потому что голубой цвет в культуре майя встречается на фресках, в домашней утвари, украшениях. На обнаруженных при раскопках фрагментах он прекрасно сохранился – не выгорел, не поблек.
Долгие годы ученые пытались объяснить этот феномен и раскрыть тайну «голубого майя». Частично загадку удалось разгадать лишь в 2013 году. Исследователи пришли к выводу, что столь необычный яркий цвет получился в результате смешивания глины, пигмента индиго и окисленного индиго.
Майя наносили его на членов племени, приносившихся в жертву богу дождя – их сбрасывали в колодцы вместе с подношениями в керамической посуде.
«Кровь дракона»
Этот цвет – рекордсмен по количеству сказаний и легенд, связанных с его происхождением. Ему приписывали мистические свойства, его боялись и обожествляли.
Одно из сказаний, передававшихся от поколения к поколению и дошедшее до современников, повествует о битве дракона и слона, в результате которой кровь животных перемешалась и образовала вещество, именуемое «Кровь дракона». По другой версии, в смертельную схватку вступили не животные, а люди. Их кровь смешалась, и появился глубокий кроваво-красный оттенок.
В жизни все куда прозаичнее. «Кровь дракона» – название, заимствованное у дерева, из смолы которого создавался пигмент. Растут эти деревья на Канарских островах, а в Европу мореплаватели завезли их еще в 15 столетии. Об их красящих свойствах знали еще древние греки, а европейцы использовали потенциал растений для создания произведений искусства.
Ультрамарин
Ультрамарин – один из главных оттенков в палитре Ренессанса. Он ассоциируется с безмятежностью, спокойствием, выглядит роскошно и дорого. Долгое время он оставался редким – не у каждого живописца он был.
Ультрамарин ценился дороже золота, потому что на протяжении шести столетий его получали из ляпис-лазури. Сначала натуральный камень нужно было добыть, затем – измельчить в порошок, смешать с воском, маслом и смолой. Если хоть один из компонентов содержал примеси, краситель получался тусклым, грязного серо-голубого цвета.
В эпоху Возрождения богатые люди заказывали художникам портреты с мазками цвета ультрамарин. Наличие последних свидетельствовало о состоятельности заказчика, ведь килограмм краски в то время стоил больше 10 тысяч долларов.
Швайнфурт-зеленый
Эта удивительная краска насыщенного изумрудного цвета названа в честь немецкого городка, в котором ее изобрели. От обычной зеленой краски она отличается способом производства и составом.
Умельцы смешали сульфат меди с водой, затем добавили карбонат калия и окись мышьяка, довели до кипения. Заключительный этап – добавление уксусной кислоты и доведения смеси до кипения.
Так получилась роскошная изумрудная зелень, считавшаяся одной из самых стойких красок. Пигмент активно использовали в Германии и других странах Европы с 1814 года. Изумрудная зелень украшала картины, окрашивала обои и одежду.
К середине века в газетах появились сообщения о детских смертях по причине отравления мышьяком. По странному совпадению, комнаты отравившихся детей были оклеены обоями цвета изумрудной зелени.
С аналогичными симптомами к врачам обращались и взрослые леди, надевавшие платья, окрашенные Швайнфуртом-зеленым. Краску запретили.
«Зелень Шееле»
Она пришла на смену изумрудной зелени и покорила самого Наполеона. Насыщенный пигмент «наколдовал» в своей мастерской Карл Шееле, смешав сульфат меди, карбонат калия, оксид мышьяка, нагрев и растворив их.
Редкий цвет применялся в быту повсеместно – даже обои в доме Наполеона Бонапарта были окрашены им. В то время химики не знали, что «зелень Шееле» — бомба замедленного действия, отравляющая человеческий организм токсичными парами.
Ядовитые свойства вещества обнаружили 100 лет спустя – тогда же заговорили о симптомах отравления Наполеона и обоях с зеленью в его доме. Версия казалась тем более очевидной, что при исследовании волос полководца в них обнаружилось высокое содержание мышьяка.
Стала ли краска причиной смерти? Вряд ли когда-нибудь мы узнаем эту тайну, как и тайну других древних пигментов, канувших в лету.