Социо-игровая технология для дошкольников

В работе с детьми младшего возраста часто применяется социо-игровая технология (СИТ) – совокупность приемов и методов, призванных трансформировать принудительность в увлеченность и заинтересованность. Дошкольникам предлагается взаимодействие в группе, каждый член которой настроен открыто и позитивно по отношению к окружающим. На каких же принципах строится данная технология, и какое практическое выражение находит в играх, заданиях и упражнениях?

Социо-игровая технология для дошкольников

Сущность

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) предписывает российским воспитателям подходить к обучению детей с качественно новых сторон. Впредь образовательный процесс должен не равнять всех под одну гребенку, а учитывать как общие возрастные особенности детей, так и их индивидуальные отличия. Главная задача сотрудников детских садов – это выпуск из стен учреждений дошкольников, желающих активно учиться, познавать мир и совершенствоваться. Социо-игровая технология, основанная в 1988 году совместными силами советских педагогов Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатова и берущая за основу такую форму деятельности, как игра, способна успешно справиться с поставленной целью.

Игра как форма коллективной деятельности

Неизменным условием здесь является создание атмосферы взаимного уважения и свободы мыслей, действий, выбора. Происходит отказ от навязывания опыта или знаний взрослого. Искусственное насаждение различных постулатов недопустимо. Необходимо сделать так, чтобы участники доверяли и словам друг друга, и своим собственным ощущениям, а также не испытывали диссонанса между личным опытом и тем, что говорят другие. Только так удастся превратить воспитание и обучение в добровольный, приятный, радостный процесс и добиться формирования ключевых компетенций: навыков дружеской коммуникации, межличностного общения, элементарного самоконтроля и регуляции собственной деятельности. Без долгих и утомительных тренировок выработается умение связно и правильно говорить.

Основные принципы: на что опираться, чему следовать

Обязательным элементом социо-игровой технологии является наличие определенных договоренностей и правил, призванных обеспечить всем и каждому максимальный комфорт. Так, и взрослый, и его подопечные имеют одинаковое право на ошибку. Отсюда вытекает, что во взаимодействии все оказываются равны – нет учителей и обучающихся, правых и неправых. Вне зависимости от возраста и багажа знаний участники группы являются одинаковыми субъектами развития, воспитания и обучения. Педагог принимает на себя роль человека, во всем равного дошкольнику: он не может оскорблять, унижать, поучать или судить его, а, наоборот, должен проявлять сдержанность, вежливость, терпимость. Ему необходимо не столько говорить, сколько молчать, слушать и создавать ситуации, в которых дети будут работать и обучаться самостоятельно.

Содружество педагога и детей

За детьми также закрепляются определенные обязанности: они должны не превращать происходящее в хаос, а стремиться вести обсуждения, оживленные споры и беседы осознанно, без проявления некультурности по отношению к товарищам.

Благодаря снятию с педагога роли главного судьи и оратора дошкольники избавляются от внутренних зажимов и страхов – они привыкают свободно и открыто говорить, не боясь допустить ошибку. Поощряется движение, активность и одновременная ориентация сразу на несколько видов деятельности (принцип полифонии, он же «погнаться не за 2, а за 133 зайцами»), что делает мышление быстрым, гибким и многозадачным. Отмечаются неожиданные и удивительные открытия. Психологи и педагоги советуют обращать внимание и на детский шум – то, что раньше воспитатели считали раздражающим и желали быстрее пресечь, рассматривается социо-игровой технологией как естественное проявление дошкольниками желания работать (т.н. стихийно возникшие деловые «репетиции»).

Классификация игр и формирование групп

Работу всегда следует проводить в небольших группах («группах ровесников»). Наиболее оптимальное количество человек – не более 5. Чтобы при делении не оставить никого из детей в обиде, можно прибегнуть к разным способам, например, задать в качестве разделяющего признака цвет волос или глаз, этаж проживания, наличие того или иного домашнего животного и пр. От лица сформированной группы всегда выступает лидер, который, во-первых, выбирается самими детьми, и, во-вторых, регулярно сменяется.

Групповая игра

Воспитатель вовлекает детей в разные виды активности (сидя, стоя, за столами, на улице и пр.) с постоянным изменением темпа и ритма. Так будет происходить пассивное обучение дошкольников умению вести дела сконцентрировано и сосредоточенно, ведь там, где известно про начало и конец, просто не получится проигнорировать существующие ограничения.

Классификация игровых заданий выглядит следующим образом:

  1. Для рабочего настроя. Основная цель – стимулирование интереса к взаимодействию друг с другом, а также мобилизация ресурсов тела.
  2. Для социо-игрового приобщения к делу. Здесь происходит непосредственная коммуникация педагога и детей, во время которой они учатся, запоминают, различают, систематизируют или осваивают какой-либо материал.
  3. Разминки. Их отличительной особенностью является наличие быстро возникающего азарта, смеха, несерьезности. Дети психологически и физически разряжаются, расслабляются, отдыхают.
  4. Для творческого самоутверждения. Здесь итогом должно стать достижение результата, связанного с художественной сферой, – формирование эстетического вкуса, обучение основам рисования, танцев, музыкального исполнения и пр.
  5. Вольные. Обычно такие игры подразумевают нахождение вне комнаты и помещения, т.к. для них требуется больший простор и свобода передвижения.

Однако сразу же начинать освоение игр – дело и рискованное, и не совсем правильное.

Чтобы социо-игровая технология дала ожидаемые результаты, ее воплощение в жизнь необходимо проводить в 3 этапа – это:

  1. Прививание правил и культуры толерантного общения. Ребенок познает, как слушать, слышать и успешно договариваться с партнером.
  2. Отработка полученных навыков в мини-группах. Дошкольник на практике учится организовывать общение, ведь только так он достигнет поставленной перед ним учебной задачи (ответить, найти, предложить и пр.).
  3. Полноценная и плодотворная работа воспитателя с его подопечными, использование общения как эффективного педагогического средства.

Примеры игр

В соответствии с ФГОС в рамках социо-игровой технологии может реализовываться множество заданий и упражнений, однако они должны обязательно соответствовать физическому, психическому и умственному развитию детей. Они также предполагают ориентированность на общество и общественные связи: например, сюжетно-ролевые игры во врачей, продавцов, пожарных и пр. формируют в ребятах определенные нравственные ценности и учат улавливать особенности во взаимоотношениях между людьми.

Сюжетно-ролевые игры

Интересный факт! Эффективный прием: отводить роль отрицательных персонажей воспитателю, а положительных – детям. Это может быть грубый, всем недовольный продавец и доброжелательные, вежливые покупатели.

В заключение необходимо провести «рефлексивное последействие», во время которого ребята самостоятельно выявят, как следует и не следует поступать в разных ситуациях.

Может социально-игровая технология выражаться и в виде интегрированной деятельности, т.е. объединяющей в себе сразу несколько направлений. Например, во время «Ярмарки» ребята сначала получают задание совместно решить, какой продукт они хотят выставить на прилавок, затем – общими усилиями его создать. В конце участники мини-групп осматривают самодельные «товары» друг друга, обсуждают их, делятся впечатлениями, а также разыгрывают покупку и продажу.


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.