Где применяются технологии мультимедиа

Несмотря на то, что технологии мультимедиа начали активно развиваться и внедряться в жизнь человека уже около 30 лет назад, даже сегодня ученые и исследователи продолжают по-разному интерпретировать и данное понятие, и саму его суть. Так что же это такое? В каких сферах применяются мультимедийные комплексы? Какова история их возникновения? Исчерпывающие ответы на все эти вопросы дает современная информатика.

Где применяются технологии мультимедиа

Термин

Технологии мультимедиа – это интерактивные системы, которые предоставляют человеку возможность получать информацию сразу через несколько каналов восприятия. Он может не только видеть изображение, но и читать текст, слушать аудиофайлы, анализировать таблицы, просматривать видеозаписи или анимации, причем совершать все эти действия вместе.

В переводе с латинского языка «мультимедиа» (американский вариант произношения, который иногда заменяется английским «малтимедиа» или «гипермедиа») означает «многие среды», что уже подразумевает объединение, интеграцию. Назначение таких комплексов – это быстрое получение исчерпывающей информации, которую можно без труда запоминать, обрабатывать, исследовать, систематизировать, оценивать и пр.

Историческая справка

Когда-то люди не знали, что такое технологии мультимедиа и каково их назначение, а было так потому, что им приходилось взаимодействовать лишь с «мономедией» – буквенно-цифровой информацией семиотического (знакового) типа. Она обращалась только к зрительному каналу восприятия. Теперь же общество, наоборот, упорно старается вовлекать в работу с ПК все органы чувств. Предпринимаются попытки воздействовать на обонятельные рецепторы и вестибулярный аппарат с помощью шлемов виртуальной реальности.

Шлем виртуальной реальности

Началом развития мультимедиа считается 1984 год – именно тогда была создана программа HyperCard 1.0, которая позволяла собирать в один продукт видео, аудио, изображения, тексты, изображения и другие файлы. Это ПО стало первым инструментом, подходящим для работы с разными видами данных, и даже получило название «организатора информации».

Далее, уже в 1988 году, появились компакт-диски CD-ROM, которые значительно увеличили объем хранимых сведений. Однако этого все еще было недостаточно – качество получаемых интерактивных продуктов обычно оказывалось крайне низким, т.к. обществу были неизвестно о сжатии и последующей развертке данных. Когда подобные способы, наконец, оказались изобретены, стало возможным хранить на дисках примерно часовые озвученные видеозаписи. Распространение получили форматы JPG и MPEG.

Вклад в развитие технологий мультимедиа внес и Стив Джобс, который в 1987-1989 годах разработал новый тип персонального компьютера – NeXT. Самое его ядро было отлично приспособлено для работы с разного рода информацией. Для этого в устройстве использовались уникальные центральные процессоры с объемом ОЗУ до 64 Мб, системы для сжатия и развертки, жесткий диск с 330 или 660 Мб и чипом DSP, благодаря которому мог воспроизводиться и обрабатываться звук. Для тех лет изобретение Джобса стало настоящим прорывом. Впервые подобные компьютеры начали применяться там, где они могли послужить лучше всего, – в высших учебных заведениях.

Компьютер прошлого века

Однако фактическим фундаментом для появления понятия «мультимедиа» послужила вышедшая в свет в 1991 году технология QuickTime, с которой ПК стал все равно что телевизором. То, что на нем показывалось, теперь можно было и смотреть, и слушать, причем по своему собственному выбору, а не по выстроенной эфирной сетке! Это сделало продукцию рынка цифровых устройств необычайно востребованной у простого населения. QuickTime оказался чем то вроде универсального «переводчика», ведь с его помощью можно было открыть анимационные, графические, звуковые, текстовые и любые другие файлы без обращения к сторонним программам.

Применение в образовании

Мультимедийные технологии широко используются в процессе обучения детей. Здесь они позволяют лучше и быстрее усваивать тот объем информации, на который прежде понадобилось бы потратить значительное количество сил и времени.

Одним из самых известных примеров мультимедиа в образовании является интерактивная доска. Она позволяет одному или нескольким пользователям не только писать или рисовать с помощью пальцев или пластикового стилуса (а не мела, как в случае с обычными досками), но и использовать горячие клавиши и специальное обучающее ПО. В памяти устройства могут храниться загруженные тесты, большие и качественные изображения высокой четкости, яркие наглядные графики и другие полезные материалы.

Технологии мультимедиа в образовании

Следующим примером выступает информационная сенсорная панель – особый цифровой стенд, в котором содержатся все необходимые сведения о расположении кабинетов, результатах написанных работ, расписании занятий, факультативов или внеклассных мероприятий и пр. Подобные мультимедийные устройства способны стать центрами образовательных учреждений и качественно улучшить их внутреннюю инфраструктуру.

Расширяют диапазон ученических и преподавательских возможностей и многофункциональные учебные аудитории и актовые залы, в которых педагоги и их подопечные могут проводить тематические занятия, собрания, конференции. Для этого требуется оснастить помещение:

  1. Аудио-системой (колонками).
  2. Интерактивной трибуной, с которой будут вещать выступающие.
  3. Проектором, экраном и уже упомянутой интерактивной доской.
  4. Конференц-системой – комплектом аудиооборудования, включающего в себя центральный пункт и несколько дискуссионных пультов с микрофонами. Устройства позволяют принимать участие в обсуждении и задавать вопросы, не вставая со своего места.
  5. Сетью Wi-Fi, которая дает возможность транслировать происходящее в Сеть в режиме реального времени и обеспечивает мгновенный доступ к необходимой информации.

Культура и искусство

Нельзя представить без мультимедиа и современное культурное пространство, причем здесь речь идет сразу о 2 аспектах. Это:

  • создание произведений компьютерного искусства;
  • особый тип обслуживания людей, которые в настоящий момент не могут посетить экскурсии, выставки и другие аналогичные мероприятия лично.

Так, сегодня общество проявляет невиданный интерес к работам, выпускаемым с помощью мультимедийных устройств и программ: это объекты компьютерной графики, анимации и музыки. Распространение получают и интерактивные компьютерные перформансы – уникальные виды активного совместного творчества, которые позволяют зрителям (или, говоря в соответствии с терминологией, «пользователям») стать соавторами создателей и добавить свое видение в те или иные творения.

Виртуальные экскурсии

Один из таких проектов возглавили Чико МакМуртрие и Рик Сайра, выпустившие в свет механическую скульптуру-гуманоида, – «человекообразного пневматического робота». На примере искусственного существа, которое управлялось компьютерной программой, перенимало движения окружающей аудитории и частично воссоздавало даже шумовое оформление, коллеги захотели продемонстрировать антигуманное стремление доминировать, присущее человеческой расе. Однако взаимодействие дало лишь положительные результаты – участники скорее сотрудничали с роботом, чем подавляли его своей волей.

Нельзя не вспомнить и про компьютерных гидов, виртуальные экскурсии по музеям и историческим местам, разбросанным по всему земному шару, цифровые коллекции живописи, собрания фильмов и записи музыкальных произведений. Сегодня интерактивные технологии не только обогащают мир искусства, но и упрощают доступ к культурным объектам.

Наука

В научных исследованиях, в особенности связанных с математическими подсчетами, мультимедийные комплексы применяются для высокоточного моделирования. Например, активно используются подобные технологии для изучения человеческого тела. С их помощью проводят т.н. «виртуальные операции» и создают симуляторы пораженных болезнями тел для того, чтобы найти способы предотвращения недугов в реальной жизни.

Виртуальные медицинские операции

Постепенно все более популярным становится метод проведения хирургических операций, при котором медик погружается в виртуальную реальность и видит своего пациента одновременно и в объеме, и изнутри. Модель выстраивается благодаря ядерным томографам и лазерным сканерам. Хирург же получает возможность приближать любой участок для более детального рассмотрения, что снижает риск врачебной ошибки.

Медицинской практике знакомо даже обезболивание виртуальной реальностью! Так, благодаря использованию особых 3D очков, в которых демонстрируются заснеженные пейзажи, удается обмануть мозг пациентов, пострадавших от ожогов. С помощью аналогичного способа получается снять напряжение и стресс перед операцией, успокоить больного в стоматологическом кресле и помочь ребенку привыкнуть к больницам – для этого достаточно просто переключить устройство на режим комфортной домашней среды.

Бизнес, менеджмент, предпринимательство

Традиционные примеры технологий мультимедиа в данной сфере – это презентации, подготавливаемые для коллег или партнеров, витринная реклама, позволяющая клиентам получать всю необходимую информацию на справочных электронных стендах, исчерпывающие базы данных, которые подчас содержат в себе не только текстовые файлы, но и документы других форматов.

Мультимедиа технологии в бизнесе, предпринимательстве

На Западе данные технологии активно применяются в сфере продажи недвижимости: потенциальные покупатели получают возможность видеть дома с разных ракурсов, совершать интерактивные прогулки по комнатам, знакомиться с чертежами и планами в режиме реального времени.

Сюда же относятся следующие проекты и разработки:

  1. MATFIN – комплекс, созданный специально для финансистов. Здесь моделируются реальные ситуации, после чего проверяется, каким окажется применение к ним тех или иных методов финансового анализа, – положительным или отрицательным.
  2. CRAC – система, имитирующая различные виды официальной деятельности и получившая распространение в одном из британских университетов. С ее помощью студенты отрабатывают навыки предпринимательства.
  3. CAMS – технология для менеджмента, которая позволяет систематизировать и анализировать основные сведения о компании: ее бюджет, бухгалтерию, отчетную документацию.

Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.