Педагогические технологии обучения детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ — полноправные члены общества, которые могут и должны получать образование в силу своих возможностей, ограниченных состоянием здоровья. Сложность их обучения заключается, в том числе, в большой неоднородности этой группы учащихся. Задача разрабатываемых технологий инклюзивного образования детей с овз состоит в создании гибкого подхода к каждому ученику, в результате чего выиграют не только дети с ограниченными возможностями, но и все общество в целом.

Технологии обучения детей с ОВЗ

Основополагающие принципы коррекционно-развивающих технологий обучения детей с овз

  • Каждый ребенок умеет думать и способен чувствовать.
  • Ценность человека не обуславливается его способностями и достижениями.
  • Обществу нужны все его члены.
  • Каждый имеет право быть услышанным и нуждается в общении.
  • Коррекционное обучение должно происходить в реальном контакте с педагогами и другими учениками, если к этому нет противопоказаний по состоянию здоровья.
  • Все дети нуждаются в дружбе с ровесниками и их поддержке общества.
  • Технологии работы с детьми с овз должны быть адаптивными и опираться на то, к чему у них есть способности и возможности, а не на то, в чем их возможности ограничены.
  • Образование должно быть как можно более разносторонним, независимо от перспектив качества жизни человека в дальнейшем.
  • Особенный ребенок — равный член общества.

Педагогическая технология разноуровневого обучения

Данное понятие подразумевает такую организацию процесса обучения, которая допускает различный (но не ниже минимального базового) уровень усвоения урока без ущерба понимания дальнейшего учебного материала.

Технология разноуровневого обучения

Для этого может использоваться условная группировка (А, В, С) глубины и сложности школьного материала по каждому предмету в зависимости от уровня интеллектуального развития и других индивидуальных возможностей каждого ученика. Критерием успешности в данном случае становится не объем усвоенных знаний, а усилия ученика, направленные на усвоение материала и его творческое применение. При этом общие тематические направления остаются прежними, т.е. теми, что предписывают общие стандарты образования.

Можно выделить следующие принципы разноуровневого обучения:

  • Не пытаться дотягивать всех обучающихся до единого стандартного уровня, а оценивать приложенные им усилия.
  • Создавать условия, при которых исключено сравнение и обеспечено обучение в меру возможностей и сил каждого.
  • Обеспечить последовательность освоения материала с тем, чтобы неусвоенные знания не стали помехой к дальнейшему обучению. Для этого использовать программу с условной классификацией по группам (А, В, С).
  • Один урок — не более одной темы.
  • Обучаемый сдает усвоенный материал в спокойной обстановке не более одной темы за один раз. Проверочные работы используются как необходимый контроль усвоения знаний без высказывания оценочных суждений, в том числе со стороны других учеников.
  • Безусловными принципами обучения детей с любым интеллектуальным потенциалом являются доброжелательность, готовность выслушать и придти на помощь, право на ошибку и на формирование собственного мнения.

Дистанционные технологии работы с детьми с овз

Посещение учебного заведения является одним из важнейших факторов необходимой каждому ребенку социализации. Однако среди детей с овз это не всегда возможно, а посещение учителей на дому в силу многих объективных причин не всегда позволяет изучить школьную программу в полном объеме, особенно для детей с полноценно сохраненным интеллектом, но имеющих физические ограничения. Эффективно решить данную проблему помогает системное использование в учебном процессе коммуникационных технологий.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ

Дистанционное инклюзивное обучение позволяет детям с овз работать в индивидуальном темпе по удобному для него расписанию. Используется гибкая учебная методика, используются современные информационные он-лайн ресурсы, есть возможность обучения у педагогов вне зависимости от их территориального расположения.

Дистанционная технология обучения сводит к минимуму непродуктивное время, неизбежно возникающее в классно-урочной системе. В работе применяются несколько форм обучения, прежде всего, с использованием Skype, включая web-групповые занятия. Определенные блоки учебного материала ученики осваивают самостоятельно, после чего педагог проверяет усвоенный объем и дает рецензию.

Технология использования в дистанционной работе электронных тетрадей

Для контроля за процессом дистанционного обучения разработаны специальные формы электронных тетрадей, учитывающих особенности детей по определенным общим группам и индивидуальным возможностям. Их использование дает преимущество одновременного взаимодействия педагога с учеником.

Электронные тетради в дистанционной работе

Учитель имеет возможность в реальном времени наблюдать за процессом работы обучающегося, контролировать его действия, комментировать и сразу исправлять допускаемые ошибки. По ходу урока учитель, как и при очном индивидуальном обучении, имеет возможность усложнять или упрощать материал в зависимости от уровня его усвоения. Кроме того, использование электронных тетрадей намного расширяет горизонты доступных действий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ограничивающими их возможности для письменной работы.

Использование электронных тетрадей не отменяет работу с обычными тетрадями для тех, кто не имеет препятствующих этому физических патологий. При дистанционном обучении работы, сделанные «от руки», сканируются или фотографируются и отсылаются в электронном виде педагогу.

Игровые коррекционно-развивающие технологии

В обучении детей с овз большую нишу занимают игровые технологии обучения. Их целью является как усвоение новых знаний и навыков, так и коррекция и развитие психики ребенка, что особенно важно для детей с интеллектуальными отклонениями от нормы. Игровые методики актуальны не только для младшего школьного возраста. В настоящее время существуют и активно разрабатываются игровые программы, адаптированные для каждой возрастной группы школьников. В увлекательной форме дети лучше усваивают сложные для себя новые понятия, требующие высокой концентрации внимания.

Коррекционно-развивающие технологии

Задачи новых коррекционных технологий обучения детей с овз

Основная работа по созданию новых коррекционно-обучающих технологий идет по следующим направлениям.

  • Создание структур психолого-педагогического сопровождения для детей с овз, обучающихся в обычной общеобразовательной школе, с разработкой индивидуальных психолого-педагогического карт.
  • Гибкий пересмотр учебных программ с разработкой индивидуальных вариантов.
  • Обеспечение школ адаптированной мебелью для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) —с фиксирующимися креплениями регулируемым наклоном и колесами в качестве одновременного средства передвижения.
  • Внедрение в учебный процесс коррекционных школ, классов и отдельных групп школьников занятий по освоению ряда будущих профессий, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.