Новые технологии — хорошо или плохо?

Сегодня ученые начинают задумываться о том, что привнесут в мир будущего новые информационные технологии, и в какую сторону в результате качнется чаша весов – улучшения или ухудшения имеющейся ситуации. Безусловно, научно-технический прогресс появился для того, чтобы привнести в жизнь благо, однако все чаще приходится слышать о негативных вариантах развития событий вплоть до того, что автоматизированные высокоинтеллектуальные машины поработят своих же создателей! Так каковы же на самом деле плюсы и минусы, связанные с внедрением ИТ в широкую практику?

Плюсы и минусы новых технологий

Вклад в экономическую и социальную стабильность (+)

Ни для кого не является секретом тот факт, что ИТ повышают не только потенциал и конкурентоспособность государств на международной арене, но тем самым и позитивно влияют на внутриэкономические системы. Совершенствование инфраструктуры, доступ к разнообразной информации в любых сферах, увеличение количества таких рабочих мест, где от сотрудников будет требоваться вовлеченность в процесс общемировой пост-индустриализации – все это дает больший простор для саморазвития и личностного роста. Так повышается желание каждого отдельного гражданина стать успешнее, а отсюда – и внести вклад в укрепление экономики своей страны.

Новые технологии в экономике

Бесспорно то, что научные разработки, предлагающие обществу инновационные технические аппараты, методы максимально эффективной организации деятельности и пути разрешения острых социальных проблем в итоге:

  • улучшают условия труда;
  • повышают содержательность работы, учебы и пр.;
  • обеспечивают непрекращающееся развитие во многих областях, важных с точки зрения функционирования современных держав (природоохранная, оборонная, фармацевтическая и другие сферы);
  • повышают общий уровень жизни народа (продолжительность жизни – больше, питание и медицина – лучше, выбор вариантов удовлетворения материальных и духовных потребностей – шире и т.д.).

Образование – во главе угла (+)

Нельзя не отметить и того, что, начиная с XXI века, жители развитых стран стали особенно высоко ценить знания. Они превратились в одно из обязательных и незаменимых условий успешного существования среди практически неконтролируемых потоков информации. Т.к. прогресс движется стремительно, все, что должны делать люди во избежание потери контроля над ним, – это неустанно учиться и никогда не стоять на месте. Именно в связи с этим фундаментальную ценность приобретают 2 качества, которые сегодня оказываются полезными везде – и в школе, и в университете, и в профессии. Это:

  • умение заниматься непрерывным самообразованием;
  • способность работать в режиме многозадачности.

Учебные заведения постепенно перестраиваются с концепции «дать материал» на концепцию «создать условия, чтобы обучающиеся сами его усвоили». Для этого в педагогику и преподавание вводятся инновационные по своему наполнению методы – игры, проекты, совместные обсуждения и др.

Новые технологии в образовании

Расширяется и спектр возможностей, благодаря которым знания можно получить. Например, теперь дистанционное образование – абсолютно нормальное явление, вовлеченности в которое не придется стесняться или стыдиться. Возможным становится и связь не только с тем, кто сидит по другую сторону экрана, но и в принципе находится в прямо противоположном уголке земного шара!  Это подкрепляется онлайн лекциями, наглядными иллюстративными данными и бесплатными исчерпывающими сведениями (3D-модели, библиотеки, профессиональные порталы), а также аудио- и видео-объяснениями таких вопросов, для разрешения которых раньше нужно было идти исключительно к учителю, профессору, начальнику и т.д. Сейчас для изучения материала даже не понадобится покидать пределы дома. Достаточно уметь концентрироваться на поставленной задаче и правильно организовывать личное время.

Переход от техницизма к экологизму (+)

Несомненным плюсом новых технологий является то, что они день ото дня помогают человечеству делать окружающую среду чище, сохраняя ее для следующих поколений. Несмотря на то, что техницизм фактически провозглашает главенство науки и техники над остальными культурными достижениями и рассматривает природные богатства лишь как придаток, ресурс, необходимый для эволюции, развития и качественного роста, все же сегодня личности, стоящие у руля, решили отказаться от такой радикальной установки.

С каждым годом активнее начинает продвигаться другая принципиальная идея – «природа не как мастерская, а как храм». Ее поддерживают, например, работники Европейского космического агентства (ЕКА), ведущие проект под названием «Глобальный мониторинг окружающей среды и безопасности». Благодаря использованию спутников и радаров последних поколений, сотрудникам удается получать уникальную информацию, которая после обработки, анализа и систематизации помогает:

  • грамотно регулировать природопользование в разных регионах;
  • оценивать последствия техногенных и экологических катастроф;
  • своевременно и эффективно оказывать гуманитарную помощь нуждающимся лицам.

Сохранение экологии

Хочется отметить и еще один вид охранной деятельности, которую ЕКА осуществляет уже при поддержке ЮНЕСКО – специализированного отделения Организации Объединенных Наций, занимающегося международными вопросами науки, культуры и образования. Вместе их представители оберегают и спасают объекты, включенные в перечень Всемирного культурного наследия. Обеспечивать выполнение этой задачи помогает постоянный мониторинг природных и архитектурных памятников, а также заповедных мест и национальных парков, что было бы просто невозможно без специального оборудования эры научно-технического прогресса (электронные базы данных, системы видеонаблюдения, средства для экстренной коммуникации и т.д.).

Снижение временных затрат (+)

Наконец, заканчивая разговор об основных плюсах новых технологий и переходя к рассмотрению минусов, в списке позитивных изменений нельзя не упомянуть и то, что у людей появилось много свободного времени. Если раньше для того, чтобы получить паспорт, оплатить штраф, поменять водительские права и получить любую другую государственную или муниципальную услугу, нужно было отсидеть огромную очередь в тесном душном помещении с не менее уставшими людьми, то вот уже как несколько лет все это кануло в небытие. Чтобы сделать это, достаточно просто использовать нужный ресурс, и жизнь сразу станет намного проще.

Обучение населения IT технологиям

Продолжается реализация поступательного обучения населения основам обращения с ИТ. Например, социальные работники многофункциональных центров всегда готовы помочь и проконсультировать по существующим вопросам тех людей, кому воспринять меняющуюся действительность оказывается сложно, – это в первую очередь пенсионеры и лица с ограниченными возможностями здоровья.

Экономия времени проявляется не только в этом. Сколько всего люди начали совершать буквально в пару кликов с появлением Сети: шоппинг, взаимодействие с Интернет-банкингами, оплата счетов, проведение консультаций без ненужных визитов в офисы… Однако освободившимися минутами, днями и месяцами нужно уметь правильно распоряжаться, иначе из блага они рискуют превратиться в реальное зло. Что же имеется ввиду?

Лень и деградация (-)

Из предыдущего плюса тут же вытекает ощутимый минус новых технологий. Подобная двоякость в принципе свойственна НТП с его сложностью и неоднозначностью: там, где находится что-то хорошее, могут обнаружиться и неприятные подводные камни. То же относится и к свободному времени: если его становится слишком много, наблюдается пресыщение, а отсюда – и его пустое убивание за занятиями, которые не несут в себе никакой практической пользы. Так можно сказать, например, о веб-серфинге (бесцельном «перепрыгивании» с одного сайта на другой) и уходе в мир виртуальной реальности и компьютерных игр. Кроме этого, человек настолько привыкает к часам пустого досуга, что впоследствии, когда перед ним возникает необходимость разрешения какой-либо задачи, он уже не подходит к ней серьезно и ответственно, а выполняет дело «тяп-ляп», желая поскорее освободиться.

Игромания

Все вышеперечисленное приводит к развитию клипового мышления, возникновение которого предрек в своем произведении «Галактика Гутенберга» 1962 года выпуска канадский философ Маршалл Маклюэн. Данный термин обозначает такое восприятие мира, при котором информация откладывается в голове в виде отдельных посланий, фраз, слов, картинок и образов. Это – закономерная реакция на установление и торжество информационной эпохи с ее телевидением, Интернетом, конкурирующими друг с другом СМИ и пр. В результате понимаются и запоминаются лишь наиболее яркие тезисы, но тема практически никогда не рассматривается полностью и с учетом контекста.

Сильная и явная зависимость (-)

Стоит только подумать о том, насколько достижения технического прогресса укоренились в современной действительности, – и уже становится очень даже не по себе. Сегодня миллионы жителей Земли не представляют своего существования без автомобилей, сотовых телефонов или компьютеров. Что уж говорить и о более мелких устройствах, с которыми каждый, так или иначе, взаимодействует уже механически, на автомате: факсы, принтеры, различные оповестительные системы и пр. Именно этим установкам человек настоящего доверяет порой даже больше, чем тем, кто его окружает. В памяти «умной» техники хранятся важные для него медиафайлы, данные о состоянии здоровья, режиме сна и бодрствования, вкусовых предпочтениях и многом другом.

Зависимость от мобильных телефонов

Именно это может стать серьезной угрозой, ведь, по-видимому, пользователи начинают забывать об одном «но»: все, что произведено их руками, имеет свойство рано или поздно выходить из строя, причем как в локальном, так и в глобальном масштабе. Излишнее «доверие» к механизмам в итоге способно сыграть злую шутку, ведь сейчас уже неясно: если такое произойдет, окажется ли «венец природы» достаточно самостоятельным, чтобы выжить, или нет?..

Удар по здоровью (-)

Последний минус внедрения ИТ является, пожалуй, самым значимым из всех. Несмотря на то, что они активно применяются в медицине даже для лечения заболеваний, которые ранее относились к смертельным, все же день ото дня устройства оказывают на человеческие организмы пассивное негативное воздействие. Сюда относится:

  • Регулярное электромагнитное излучение, которое, как не стараются ученые, все еще остается на опасном уровне. Оно способно провоцировать нарушение общего гормонального фона, ухудшение водно-солевого обмена, развитие злокачественных опухолей и патологий сердечнососудистой системы, бронхиальной астмы, болезни Альцгеймера и депрессий.
  • Искривление спины из-за частого сидения за компьютером или ноутбуком в неправильной позе. Как следствие, проявление шейного остеохондроза, сколиоза, межпозвонковых грыж и других проблем с позвоночником.
  • Неблагоприятное влияние на зрительные органы, которое может привести к «синдрому компьютерных глаз» (усталость, сухость, покраснение, головные боли), снижению гибкости хрусталика, пресбиопии («старческому зрению»).

Усталость глаз от монитора


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.