В каком году открылся «Макдональдс»

«Макдональдс» – место, которое на протяжении десятилетий притягивает к себе не только детей, но и взрослых. Сеть этих заведений охватила практически весь мир, и редко можно встретить человека, который хотя бы раз в жизни не попробовал блюда, приготовленного здесь. Однако так было не всегда. Получая массу позитива в ресторане быстрого питания, мало кто задаёт себе вопрос: как всё начиналось, в каком году открылся «Макдональдс», кто был его создателем и почему именно эта сеть завоевала такую популярность в разных странах, несмотря на различие культур и национальных традиций?

Сеть «Макдональдс»

Псевдонаука как аргумент

Случайность – прекрасный сценарист судеб миллионов людей. Иногда она делает всё, чтобы кому-то суждено было пройти опасным головокружительным путём, а для других превращается в упругий трамплин. Таким трамплином случайность стала для Реймонда Крока, появившегося на свет в 1902 году в штате Иллинойс.

В то время особой популярностью пользовалась френология – наука о том, как форма черепа влияет на способности и характер человека. Отец Крока был поклонником этой науки, научная база которой на нынешний день полностью развенчана. В возрасте четырёх лет он решил показать сына известному френологу, и тот пришёл в восторг от специфической шишки на затылке, сулящей небывалый успех в коммерческих делах.

Вера в то, что сын станет успешным бизнесменом, окрылила отца, и он не уставал напоминать об этом сыну. И хотя френологии давно не существует, но предсказание оказалось справедливым: Реймонд Крок не только имел коммерческую жилку, но и попал в рейтинг «100 наиболее важных людей века».

Правда, это произошло лишь через много десятилетий. А в начале XX века Реймонд бросил школу в возрасте 15 лет, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. За следующие 30 лет он успел поработать распространителем бумажных стаканчиков, столовых принадлежностей, миксеров и пр. За долгие годы работы Реймонд накопил огромное количество идей, которые хотелось воплотить в жизнь, но, к сожалению, базы для этого не было.

Реймонд Крок

«А нюх – как у орла!»

Однажды Кроку поступил необычный заказ: заказчику нужны были восемь миксеров, соединённых между собой, которые могли бы взбивать коктейли одновременно. Удивительно то, что этот товар был необходим обычной провинциальной закусочной на колёсах. Реймонд, всегда обладавший прекрасным чутьём делового человека и аналитическим умом, сразу понял, что на горизонте маячит какая-то необычная идея, которую кто-то находчивый пытается реализовать.

Реймонд немедленно отправился к заказчикам, чтобы познакомиться с ними лично. Путь лежал в маленький городок Сан-Бернардино, где находилась небольшая закусочная на колёсах, принадлежащая братьям Дику и Маку Макдональдам. Эта судьбоносная встреча в дальнейшем резко изменит судьбу не только коммивояжера, но и владельцев этой закусочной.

Упорные братья

Братья Макдональды были очень дружны, поэтому любые трудности в бизнесе они встречали без страха и с готовностью их преодолевать. Их закусочная приносила стабильный небольшой доход, но в 48-м году они поняли, что основная прибыль идёт от продажи гамбургеров. Само собой пришло справедливое решение сконцентрироваться именно на этом и развивать данное направление.

Внутренний зал закусочной был достаточно быстро реконструирован в виде конвейера для быстрого изготовления гамбургеров. Такой подход позволил одновременно обслуживать большое количество клиентов, но при этом значительно сократить количество рабочего персонала. Решение было рискованным, хотя уже в первые недели после преобразования стало очевидным, что его принятие было очень правильным ходом. Отсутствие необходимости оплачивать работу лишнего персонала позволило существенно снизить стоимость одного гамбургера, а это уже за ближайший месяц увеличило количество клиентов, стремящихся отведать недорогие и вкусные бутерброды во время обеденного перерыва на работе или вечером.

Проект Крока

Меню, в котором раньше было 25 различных позиций, сузилось до двух-трёх видов гамбургеров, сока и чипсов. Ещё через пару лет там обосновался картофель-фри и кока-кола, которые и сейчас являются обязательными элементами меню во всех «Макдональдсах» мира.

Возможность снизить цену на гамбургер по сравнению с ценами конкурентов не только резко увеличила поток клиентов, но и привела к закрытию других подобных заведений в округе, что поставило последнюю точку в борьбе с конкурентами. Бутерброды разлетались в мгновение ока, и конвейер почти никогда не останавливался.

Экспериментаторы

Слава о закусочной, где очереди доходят до 150 человек, быстро распространялась по соседним штатам. В 52-м году о них написали большую статью для журнала, освещающего новости ресторанного бизнеса — American Restaurant Magazine. После этого братьям начали приходить запросы с просьбами работать по их лицензии, внедрив принципы работы братьев Макдональдов.

Когда количество таких запросов достигло 300 штук в месяц, Дик и Мак осознали, что это – прекрасная идея и старт для нового витка в их деятельности.

Они согласились продать первую лицензию ресторатору Нейлу Фоксу в Аризоне. Братья решили, что этот ресторан станет пилотным проектом для сети быстрого питания, о которой они всерьёз задумались к тому моменту.

Размытые планы

Мак и Дик пытались визуализировать свои идеи, как делают это многие успешные бизнесмены. Для этого они использовали территорию теннисного корта. Братья ползали по нему на коленях, размечая мелом на траве структуру будущего ресторана. Они изучили принцип перемещения работников по кухне, поэтому смогли продумать, где должно стоять кухонное оборудование, чтобы не мешать перемещению и максимально ускорить работу.

В момент такого набрасывания планов мелом внезапно пошёл дождь и размыл чертёж, поэтому Дику и Маку пришлось повторить всё сначала, но второй раз они уже внесли несколько усовершенствований и поправок, которые потом сыграли ключевую роль.

Открывшийся ресторан превзошёл все ожидания, и вскоре стало понятно, что за продажей лицензий — будущее. Как раз в этот момент в 1954 году происходит решающее знакомство с Реем Кроком, готовым к глобализации сети.

Первые закусочные

Первый в сети

Заниматься продажей лицензий было хлопотно, на это нужна была масса времени, а Маку и Дику такая перспектива не нравилась, поэтому предложение Рея, готового заниматься этим в полной отдачей, пришлом им по вкусу. Официальным Днём рождения «Макдональдса» в том формате, который остался до сих пор, считается 2 марта 1955 года, когда бывший коммивояжер основал компанию «Макдоналдс Систем, Инк.».

Уже через месяц – 15 апреля – был открыт первый ресторан быстрого питания «Макдоналдс» практически в том виде, в котором знают его и современники.

С того момента были выработаны основные принципы для всей сети, остающиеся неизменными на протяжении более 60 лет. Их и сейчас обязаны придерживаться все рестораны «Макдональдс»:

  • рациональное использование места;
  • мало позиций в меню;
  • скорость обслуживания;
  • высокое качество блюд;
  • дружелюбие персонала;
  • доступные цены;
  • идеальная чистота.

В 1984 году это первое эпохальное заведение было снесено, но очень быстро стало ясно, что это было ошибкой. Поэтому в течение года на его месте возвели точную копию, в которой до сих пор располагается Музей истории Макдональдс.

Музей истории Макдональдс

Дороги расходятся

В скором времени стало понятно, что для дальнейшего развития Кроку нужна полная свобода действий, которую ограничивают Мак и Дик. Встал вопрос о том, чтобы Макдональды продали все права Рею. Поскольку прибыль составляла в те годы не так много, как хотелось бы, то о цене удалось договориться довольно быстро. Аппетиты братьев сформировали цену в 2,7 млн долларов. Из них 700 тыс. сразу уходила на уплату налогов от продажи. Каждому в конечном итоге доставалось по миллиону.

О том, что Рей был рисковым человеком, говорить не приходится. Ему пришлось заложить недвижимость, чтобы получить займ нужной суммы. Стоимость уплаты этого долга вместе с процентами составила 14 млн. и на погашение этой суммы ушли долгие годы, но зато возможность контролировать быстро разрастающуюся сеть сконцентрировалась в одних руках.

Кадры решают всё

«Макдональдс» – сеть, в которой можно получить гамбургер одинаково высокого качества. Этот параметр не зависит от того, в каком городе и в какой стране ты находишься. Единый подход, внедрение концепции и общих стандартов стало возможным потому, что с момента открытия первого «Макдональдса» в Иллинойсе был основан университет гамбургерологии. В этом заведении повышали уровень квалификации и обучали директоров ресторанов. Позже на его основе создали международный центр подготовки управляющих, где применяли только самые передовые методы обучения.

Высокий уровень обслуживания и безупречная вежливость является визитной карточкой корпорации.

Насколько важно для клиентов видеть искреннюю улыбку по ту сторону стойки, можно судить по постоянному и неизменному наплыву людей, который не уменьшается уже много десятилетий.

Обслуживание в Макдональдс

«Макдональдс» в Москве

Особая история – открытие первого подобного заведения в России. Железный занавес и отсутствие экспортных товаров вызывали нездоровый ажиотаж ко всему, что было непривычным для советских людей. Открытие первого «Макдональдса» на территории бывшего Советского Союза состоялось 31 января 1990 года. Это событие ожидали миллионы россиян, хотя среди тех, кто посетил открытие, были представители практически всех союзных республик.

Здание ресторана было построено на Пушкинской площади, где с ночи собралась огромная толпа. Попасть внутрь смогли далеко не все желающие, поэтому в очереди создалась невероятная давка.

В тот день в Москве был зафиксирован рекорд по посещению в первый день после открытия «Макдональдса»: было обслужено 30 тысяч посетителей.

Ещё больше людей не смогли зайти внутрь и попробовать «вкус Америки». Многим иногородним гостям пришлось ночевать поблизости, чтобы суметь попасть в зал на следующий день.

Цена гамбургера в советском «Макдональдсе» была не такой доступной, как за рубежом, если исходить из средней зарплаты советского человека, но за право ощутить вкус мечты многие готовы были выложить внушительные сумы.

Сеть закусочных в Москве

Стикеры

С 1987 года «Макдональдс» проводит акцию под названием «Монополия», в ходе которой необходимо собирать и регистрировать стикеры. У тех, кто собирает эти картонные карточки, есть возможность выиграть ценный приз. В акции представлены призы в виде продукции сети, покупки авиабилетов, промокодов на разных сайтах и пр.

Но главными являются суперпризы, такие как путёвки на отдых за границей, квартиры в элитных новостройках и автомобили. Участники акции говорят, что есть стикеры, встречающиеся довольно часто, но те, которые позволяют выиграть суперпризы, выпускаются крайне редко, поэтому шансы получить главный приз ничтожно малы. В социальных сетях существуют отдельные страницы и сообщества, на которых можно купить стикеры «Макдональдс», хоть это и противоречит условиям акции.

Современные масштабы

На 2013 год число сотрудников корпорации достигло 1,3 млн человек. Сейчас по всему миру насчитывается более 32 тыс. заведений, которые расположены в 118 странах мира. В некоторых местах меню немного отличается, например, в Канаде можно купить пиццу, а в арабских странах в состав гамбургера не входит свинина из-за особенностей местной культуры.

О количестве людей, которые за всю историю существования сети стали её посетителями, не берутся судить даже приблизительно. Понятно одно: эта цифра способна поразить воображение. 500-миллиардный биг-мак был выпущен ещё в 1984 году. Жаль, что до этого события не дожил идейный вдохновитель Реймонд Крок, незадолго до этого дня передавший компанию в руки своего сына.

Как бы там ни было, но люди и сейчас идут в «Макдональдс», чтобы получить порцию радости и вкусной пищи. Некоторые обвиняют сеть в чрезмерном глобализме, но до тех пор, пока семьи с детьми и молодые люди с большим энтузиазмом будут посещать эти заведения, они будут существовать и совершенствоваться.


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.