Использование информационных технологий в менеджменте

Менеджмент (в переводе с английского «management» – «умение руководить», «управление», «администрирование») представляет собой деятельность, в результате которой один человек или группа людей анализирует, контролирует и координирует выполнение профессиональных обязательств, возложенных на остальных работников.

Это понятие, сущность которого зародилась на Земле еще 12000 лет назад во время первобытного племенного и общинного строя, со временем качественно расширилось, углубилось и окрепло. Сегодня менеджмент неразрывно связан с новейшими информационными технологиями, которые помогают сделать сферу отлаженной, автономной и хорошо организованной. Но о чем же конкретно идет речь?

Новые информационные технологии в менеджменте

Вспомогательные системы и их функции

В настоящий момент крупные и мелкие компании обращаются к помощи информационно-управляющих комплексов, которые способны самостоятельно разрешать сразу несколько заложенных в них задач. Для достижения поставленных целей используются средства, обеспечивающие сбор, регистрацию, обработку, хранение и передачу каких-либо данных, важных с точки зрения дальнейшего развития предприятия или учреждения. Техническое и программное обеспечение, в которое закладываются определенные экономико-математические алгоритмы, модели и схемы, либо управляется обученным специалистом, либо проверяется им время от времени для выявления того, являются ли накопленные сведения:

  • достаточными и необходимыми;
  • неискаженными;
  • актуальными;
  • поддающимися приведению к сухим статистическим данным, имеющим значимость в контексте тактического и стратегического планирования будущей деятельности.

Вспомогательные системы и их функции

Enterprise Resource Planning

Одной из новых информационных технологий в менеджменте, к использованию которой прибегают главы финансово-хозяйственных фирм, является «Система планирования ресурсов предприятия» (ERP, Enterprise Resource Planning). Обычно она представляет собой общую базу данных, в которую объединяются сведения со всех электронных программ и из всех реальных подразделений организации. Происходит стандартизация программного обеспечения, унификация и консолидация разрозненных сведений, благодаря чему к минимуму сводятся возможные задержки, ошибки и недочеты. Таким способом можно без труда вести счет финансам, запасам, закупкам, продажам и пр., однако его практическое внедрение в производство часто оказывается затруднено. В связи с тем, что данный метод является передовым, предприятию может потребоваться много времени для трансформирования и адаптации. Это рискует вылиться в снижение конкурентоспособности на рынке, высокую текучесть кадров и большие затраты в обучении сотрудников.

Enterprise Resource Planning

Customer Relationship Management

Следующая информационная система носит название Customer Relationship Management, или, сокращенно, CRM. Она была создана для того, чтобы предприятие могло следить за внешними отношениями со своими клиентами и партнерами по делу. Данная стратегия призвана повысить продажи и получаемую прибыль. Для достижения этой цели используются маркетинговые разработки по продвижению продукции, бонусному обслуживанию по завершению сделки, выстраиванию максимально контактных и доверительных связей с потребителями и пр. Главное здесь – это выработать у человека лояльность к компании, что невозможно осуществить за один акт продажи товара или предоставления услуги. Руководители, придерживающиеся метода CRM, отчасти рассматривают его как идеологию, где каждый работник вовлечен в процесс по удержанию внимания клиента и созданию такой обстановки, в которой последнему захочется самому вновь и вновь возвращаться к предложениям предприятия. Добиться выполнения этой задачи помогают специализированные маркетинговые, обслуживающие и корпоративные отделы, а также множество дополнительных ресурсов: сайты и порталы, call-центры и справочные и т.д.

Customer Relationship Management

Human Resources Management

Для возведения с нуля бесперебойно функционирующего механизма невозможно обойти вниманием те составные элементы, которые приводят его в действие. Именно поэтому в менеджмент была внедрена «Система управления человеческим фактором» (Human Resources Management, HRM). Этот информационный комплекс направлен на грамотное использование внутренних резервов коллектива, т.е. на осуществление рационального рекрутинга и оптимальное раскрытие потенциала в каждом из сотрудников. Сегодня специальное программное обеспечение, помогающее отслеживать и вовремя корректировать работу служащих, может относиться к системам:

  • первого уровня (исключительно автоматизация расчета заработной платы);
  • второго уровня (расчет заработной платы, а также содержание в себе штатного расписания, кадрового документооборота, показателя движения кадров и пр.);
  • третьего уровня (отражение «портретов» работников с учетом их профессиональных и личностных особенностей, оценивание персональных достижений, разработка индивидуальных концепций обучения и продвижения по службе и пр.).

Human Resources Management

Supply Chain Management

Неотъемлемым звеном в деятельности крупных компаний является контролирование поставок. Чтобы следить за закупками было проще, в производства внедрили «Систему управления логистическими цепочками» (Supply Chain Management, SCM). Этот новейший информационно-операционный метод позволяет наладить движение материальных потоков и сделать так, чтобы заказчик получал требуемый продукт в указанное время, в указанном объеме и в указанном месте от одного или нескольких поставщиков. Система фиксирует всю информацию о товаре вне зависимости от того, на каком этапе транспортировки он находится: закупки/производства, доставки, возврата и пр. Благодаря этому оказывается возможной коммуникация в режиме реального времени, расширение горизонта планирования за счет получения своевременных и правдивых сведений, а также снижение расходов и издержек.

Supply Chain Management

Business Intelligence

Краткое название этой новой технологии в менеджменте, BI, расшифровывается и переводится на русский язык куда длиннее – «Система информационной поддержки аналитической деятельности». Данный комплекс также неразрывно связан с программным обеспечением, которое на этот раз представляет собой огромное хранилище. Оно открывает пользователю доступ к отчетам с различными аналитическими данными, на основе которых становится возможным принятие эффективных решений относительно будущих бизнес-процессов фирмы. Подобная исчерпывающая база обычно связана с приложениями, куда быстро экспортируются необходимые сведения: например, Microsoft Excel, Microsoft SQL Server и др.

Business Intelligence

Все сотрудники имеют доступ к системе Business Intelligence благодаря специальному корпоративному порталу, что позволяет им:

  • анализировать показатели деятельности по плану и по факту;
  • создавать эффективные визуализированные доклады;
  • координировать усилия и в целом способствовать росту компании на рынке.

Стоит заметить, что вышеперечисленные системы разграничиваются лишь на основе характерных признаков. Однако это вовсе не значит, что определенный комплекс не может содержать в себе элементы остальных информационных технологий – даже наоборот, стратегии менеджмента дополняют друг друга и находятся в непрерывном взаимодействии в рамках одного производства.


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.