Интересные факты о кино

Кинематограф – одно из самых значимых изобретений в истории человечества. Фильмы снимают в разных жанрах, и они заставляют смеяться и плакать, задумываться или мечтать. Известным киногероям подражают, они становятся кумирами. Режиссерский замысел, воплощенный талантливыми актерами, фиксируется на пленке и становится частью реальности. Над каждой картиной работают сотни, а то и тысячи людей. Так создается кино. Но при этом немало интересных фактов остается «за кадром». Любопытно будет узнать что-то новое об этом жанре.

Кинематограф

Из истории

История кинематографа – это ряд изобретений, которые позволили последовательно модернизировать камеру обскура (приспособление для получения оптического изображения объектов) до полноценного кинопроектора. Братья Люмьер считаются «официальными первооткрывателями» кинематографии как отдельного жанра, хотя есть немало других имен, связанных с созданием синематографа. Тем не менее, в 1895 году они предъявили миру первый кинопроектор и отснятые на пленку ролики. А в декабре того же года в Париже открылся первый кинотеатр, в котором за плату можно было увидеть несколько роликов, длящихся всего 45-50 секунд.

Фильмы братьев Люмьер

До наших дней дошли некоторые «известные» факты, связанные с появлением кинематографии. Но интереснее всего, что они не совсем точны. То есть, с самого начала новая отрасль стала обрастать легендами.

Будет полезно узнать, что:

  • парижская улица, на которой был открыт первый синематограф, на самом деле называлась бульвар Капуцинок, а не «бульвар Капуцинов»;
  • в числе первых роликов не было «Прибытия поезда», он был снят лишь в 1896 году;
  • во время первого показа этого ролика люди не выбегали из залов в панике и не испытывали страха от увиденного.

Первые сюжеты были короткими. Появление более длинных пленок, усовершенствование киноаппарата, рождение звукового, а затем цветного кино, образование киностудий и сетей кинотеатров – все это способствовало развитию синематографа.

Не менее интересны и более поздние факты из истории:

  1. Очень долго новый жанр не имел единого названия. «Иллюзион», «кинемошка», «синема», «кики» — эти слова использовались в разных слоях общества. А еще его называли в соответствии с принятым обозначением самого аппарата: кинемограф, фоно-, мега-, хромо- или скопограф. В русском языке слово «кино» является заимствованным (из немецкого), до сих пор сохранилось и используется сокращенный вариант «киношка».
  2. В первом кинотеатре знаменитых братьев Уорнеров зрители сидели на стульях, заимствованных на вечер в похоронном бюро.
  3. В Голливуде к 1935 году в день снималось по два фильма ежедневно. Интересно: в современной киноиндустрии только в Индии удается поддерживать такие темпы: в этой стране ежегодно выходит около 750 картин.

Фильмы Болливуда

  1. Официальная история отечественного кинематографа началась 27 августа 1919 года, когда был принят декрет о национализации кинодела в советских республиках. С тех пор ежегодно отмечался День советского кино (в настоящее время дата осталась прежней, а слово «советское» заменено на «российское»).
  2. Название «мыльная опера» появилось в результате активного использования рекламы моющих средств в специфических «слезливых» сериалах, рассчитанных на домохозяек.
  3. На продаже сопутствующих товаров некоторые компании зарабатывали в три-пять раз больше, чем на кинопрокате.
  4. Первые трейлеры появились еще в 1912 году, но они были как бы послесловием к кинокартине, повторяли ее краткое содержание. Поскольку их постоянно не досматривали (зрители просто уходили) трейлеры стали использоваться в качестве анонса.

Сопутствующие товары для кино

Любопытно, но основатели первых кинотеатров братья Люмьеры не предвидели коммерческого успеха своего дела и весьма скептически отзывались о перспективах развития этого жанра. Как оказалось, они сильно ошибались. И сейчас киноиндустрия считается не только популярной и востребованной, но и весьма прибыльной.

Немного о коммерции в кинематографии

В мире кино все довольно непросто: иной раз случай делает ленту лидером проката, а удачный фильм может оказаться провальным, его прокат не приносит прибыли. О заработках ведущих кинозвезд ходят легенды, но они основаны на определенных фактах: некоторые гонорары можно назвать «заоблачными».

Интересно будет узнать о материальной стороне популярного жанра:

Бюджет легендарного фильма «Пираты Карибского моря» составил 378 млн. долларов. Но прокат оправдал такие затраты: «Пираты» принесли своим создателям 1 млрд. 045 млн. долларов!

«Пираты Карибского моря»

Коммерческий успех «Пиратов Карибского моря» побил «Аватар»: на его создание было потрачено меньше (246 млн. долларов), но он окупился в девятикратном размере.

Самым дорогим в истории можно считать советское кино, а именно картину «Война и мир» (экранизация 1968 г, режиссер – Сергей Бондарчук). В те времена кинолента обошлась в 100 млн. долларов, что в переводе на современный курс составляет около 700 млн. долларов.

В список лидеров (с бюджетами приблизительно в четверть миллиона долларов) также входят «Парк Юрского периода 2», «Форсаж 8», «Гарри Потер и Принц-полукровка», «Хоббит: Битва 5 воинств», «Бэтмен против Супермена: на заре справедливости», «Люди в Черном», «Транформер 5: последний рыцарь», «Мстители». Около двухсот миллионов было потрачено на создание картин «Кинг Конг», «2012» и «Титаник».

"Титаник"

Интересный факт: на воплощение модели «Титаника» было потрачено больше денег, чем потребовалось печально известной пароходной компанией на создание самого лайнера, трагически потонувшего в водах Атлантики.

Но не только режиссеры и прокатчики получают огромные прибыли. Гонорары некоторых звезд иной раз достигают невиданных высот. Например, за роль Терминатора в одноименном фильме Арнольд Шварценеггер получил 15 млн. долларов. И это при том, что его текст составлял всего 700 слов. То есть, каждое слово «железного Арни» стоило 21 тыс. 429 долларов.

О реквизитах и рекламе

Не секрет, что некоторые картины зарабатывают дополнительные деньги за счет «скрытой» рекламы. Так, за право продемонстрировать свою продукцию (очки) в «Матрице» боролись несколько компаний. Победу одержала марка «Blinde», причем ее основатель лично подбирал подходящие очки для каждого актера.

Есть и противоположные примеры: компания «Mercedes-Benz» потребовала снять логотип с авто, участвовавшего в съемках картины «Миллионер из трущоб». Видите ли, имидж марки несовместим с бедными кварталами!

«Mercedes-Benz» из фильма "Миллиоер из трущоб"

Интересно будет узнать о некоторых фактах, связанных с использованием в кино фиктивных брендов:

  1. Поддельная газета: часто используется данный реквизит во время съемок. Чтобы избежать претензий со стороны реальных печатных изделий и не «привязывать» конкретную дату к изображению на экране, обычно используется газета, специально напечатанная компанией «Earl Hays Press».
  2. Марка «Acme Corporation» тоже не существует. В американском кинематографе она часто упоминается, а буквально означает: фирма, делающая все, что угодно.
  3. В Америке есть специально выделенный ряд номеров (от 555-0100 до 555-0199), которые используются при необходимости указать какой-либо телефон. Их нет в реальной абонентской сети.
  4. Существуют специально придуманные: автомобильные номера (2GAT123), марка пива (Heisler Beer) и сигарет (Morley, Red Apple), телеканал (Channel 37), авиакомпания (Oceanic Airlines) и местность (Hobbs End).

Фиктивные компании в кино

Даже имя режиссера в мире кино может быть всего лишь псевдонимом: если в титрах значится Алан Смитти, значит, автор фильма пожелал остаться неизвестным. Такая практика – отличный способ избежать исков за несанкционированное использование брендов или разглашение личной информации.

Немало любопытных историй связано с реквизитами. Особенно с их повторным использованием:

  • декорации из «Золотой лихорадки» Чарли Чаплина были задействованы в 200 фильмах;
  • декорации городка Хиллвэлли («Назад в будущее») – 104 раза;
  • из «Инопланетянина» — 37 раз.

В отечественном синематографе существовала такая практика: вспомните лошадь с крыльями из «Служебного романа» и фразу из «Бриллиантовой руки»: «А есть точно такой, но без крыльев? Нет? Будем искать…» В съемках была использована одна статуя, которая также «снималась» в «Семнадцати мгновениях весны», «Ширли-мырли», «Мой ласковый и нежный зверь».

Лошадь с крыльями в советских фильмах

Мир иллюзий

Кино – это действительно мир иллюзий, оживший на большом экране. Благодаря современным технологиям он стал особенно реален. Хотя до 1982 года спецэффекты считались обманом (именно поэтому претендент на премию Оскар «Трон» был дисквалифицирован).

Иногда в качестве реквизитов иной раз используются самые необычные вещи:

Изначально в качестве машины времени в картине «Назад в будущее» хотели снять холодильник. Но испугались, что впечатлительные дети захотят проверить домашние холодильники и заменили его на авто.

В качестве переговорного устройства в «Звездных войнах» был снят задекорированный бритвенный станок.

Первый экранный мобильник – это обычный старый телефон, он был использован в киноленте еще в 1987 году.

Интересный факт: в Китае официально запрещены кинофильмы о путешествиях во времени. С формулировкой: «искажают реальность и могут подорвать государственные устои».

Кроме декораций создавать иллюзорный мир помогает грим. С его помощью актеры просто преображаются. Один из ярких примеров – актер Роберт Инглунд с довольно приятной внешностью. И вряд ли кто-то мог представить, что именно он станет героем очень страшной культовой кинокартины «Кошмар на улице Вязов». Для перевоплощения в сценический образ актеру требовалось не менее 3 часов и помощь Девила Миллера, гения пластической гримировки. В результате образ Фредди из популярного ужастика узнают миллионы зрителей, а внешность самого Роберта осталась малоизвестной.

Роберт Инглунд - главный герой фильма "Кошмар на улице Вязов"

В настоящее время для создания кинолент в ход идут все способы, от современного грима до 3-D моделей, компьютерных технологий и спецэффектов. Даже голос при озвучке может принадлежать другому актеру. Это далеко не новая практика: озвучка ролей практиковалась и в советском кинематографе (например, «Ирония судьбы») и в зарубежных студиях.

Так, до сих пор используется знаменитый «Крик Вильгельма», записанный еще в 1953 году во время съемок «Атаки у реки Фезер». Интересно, что этот звукоряд успешно используется и при озвучке компьютерных игр. И не факт, что об этом знают современные геймеры. А рычание динозавров в «Парке Юрского периода» — не что иное, как усиленный звук, который издают черепахи во время спаривания. Даже звуки могут быть обманом! Но это не мешает нам любить синематограф.

"Парк Юрского периода" - кадр из фильма

Кто победитель

В Голливуде принято определять победителей в разных номинациях. И вручать престижную премию Оскар. Стоит поддержать эту традицию. И назвать несколько картин, которые могли бы посоревноваться за место победителя в той или иной группе.

Получить награду могли бы:

  • Алис Ги-Блаше как первая женщина-кинорежиссер, снявшая более 1000 фильмов, и единственная дама, владевшая собственной киностудией;
  • Чарли Чаплин, как проигравший в конкурсе подражания самому себе (участвовал инкогнито в одной из «Чаплиниад»);
  • Брюс Ли, как актер, за скоростью движения которого не успевала кинокамера;
  • Жанна Луиза Кальман как самая старая актриса, сыгравшая роль в фильме «Винсент и я» в возрасте 114 лет;
  • Сиквелы про Джеймса Бонда как самые многочисленные и известные (23 кинокартины за 40 лет);
  • Графа Дракула, как самый известный кинообраз, использованный в 72 кинофильмах;
  • Сваймин Хьюз, как киноман, просмотревший 22 990 картин за 44 года;
  • Собаки породы колли, которые в течение 8 поколений играли известную на весь мир Лесси;
  • «Лекарство от бессонницы» как самая длинная кинолента продолжительностью 85 часов;
  • «Пираты Карибского моря» за наибольшее количество «киноляпов» (390 ошибок было совершено во время съемок).

Эти факты хоть и немного разоблачают волшебный мир кинематографии, но не делают его менее интересным и востребованным.


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.