Новые технологии обучения истории

Перед учителями истории стоит задача – дать ученикам качественное образование, соответствующее современным стандартам. Это требует разработки и внедрения в учебный процесс новых технологий в обучении истории, которые позволяют более эффективно использовать учебное время, развивать толерантность и позитивное мышление и делать впоследствии оптимальный профессиональный выбор. Предлагаем познакомиться с педагогическими технологиями, которые способствуют развитию инициативности учеников и повышению интереса к изучаемому историческому материалу.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение подразумевает моделирование под руководством педагога проблемных ситуаций, которые предстоит разрешить учащимся. Это требует активной познавательной деятельности, анализа информации, умения видеть закономерности в отдельных исторических фактах. Проблемные ситуации можно моделировать на любом этапе обучения истории: для объяснения и закрепления нового материала или итогового контроля знаний.

Технология проблемного обучения

С этой целью используются следующие методические приемы:

  • подведение учеников к противоречию, для которого следует найти метод разрешения;
  • рассмотрение одних и тех же вопросов, явлений с разных точек зрения;
  • сравнение, сопоставление и обобщение фактов, что помогает делать выводы из ситуации;
  • создание ситуаций конфликтов или несоответствий, когда новые данные и факты противоречат устоявшимся в науке историческим фактам.

Модульно-редуктивное обучение

Редукция представляет процесс сведения информации от сложной к более простой и доступной для понимания и анализа. Для применения технологии модульно-редуктивного обучения в преподавании истории используются следующие приемы:

Кубик Блума

  • Кубик Блума, на гранях которого пишутся слова типа «Назови», «Объясни», «Почему» и т. п. Перед тем, кто бросает кубик, ставится задача сформулировать вопрос по учебной программе, который будет начинаться со слова, выпадающего во время бросания кубика.
  • Ключевые слова – ученикам предлагается выбрать в изучаемом материале ключевые слова и объяснить свой выбор.
  • Три предложения – предполагает выделение трех простых предложений, которые могут передать содержание услышанного или прочитанного материала. Этот прием позволяет научиться выделять главную информацию, на котором основывается в будущем умение ориентироваться в большом информационном потоке, составлять планы и конспекты.

Технологии развития критического мышления

Главная цель этой технологии обучения истории в школе – развитие гибкого мышления и аналитических мыслительных навыков, которые будут использоваться не только во время обучения, но и в повседневной жизни (умение видеть причинно-следственные связи отличать факты от предположений, выделять ошибки или предвзятое отношение, избегать ненужной информации и категоричности суждений и т. д.). Этапы:

  • вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к освоению новой информации);
  • осмысление содержания (изучение материалов из учебников и альтернативных источников);
  • рефлексия (обобщение изученной информации, размышления и проверка памяти учащихся).

Главная роль в этой технологии обучения отводится тексту: его чтению, анализу, трансформации, пересказу, обсуждению. А главная задача – освоить указанный текст, сформировать собственное мнение и уметь его уверенно и доказательно донести другим.

Игровые технологии

Игра – одна из образовательных технологий в преподавании истории, по которой моделируются разные явления прошлого и «оживают» действующие лица истории. Главная цель в этом случае – создать специфическое эмоциональное отношение учащихся к историческим явлениям, что требует максимальной мобилизации знаний и умений, а также побуждает углублять знания.

Технологии развития критического мышления

Виды игр:

  • Деловая игра – моделирование ситуаций, когда действие происходит позднее по сравнению с рассматриваемыми фактами, а учащемуся отводится роль потомка (археолога, писателя, журналиста), который анализирует события в истории.
  • Игра-исследование – подразумевает воссоздание современной ситуации по изучению исторических событий. Она строится на индивидуальной работе, которая выражается в написании письма, статьи для газеты, очерка, фрагмента книги или учебника о выбранном историческом факте.
  • Игра-обсуждение – подобна предыдущему варианту, за исключением того, что воображаемая ситуация анализируется в рамках групповых дискуссий, круглых столов.
  • Ретроспективная игра – создание ситуаций, когда ученики занимают позицию участников или очевидцев исторических событий. Основное условие при этом определяется «эффектом присутствия» поскольку все участники предполагают, что так могло быть.

Игровая форма преподавания позволяет ярче воспринимать исторические события, находить и использовать разные источники информации. Она должна вызывать положительные эмоции и устойчивый интерес, который будет нарастать по ходу действия. Играя, ученики незаметно для себя стремятся найти нужные ответы и начинают размышлять, поскольку мало кому хочется быть в положении «отстающего». Победителями часто становятся не те, кто обладает большими знаниями, а те, кто умеет наблюдать, быстрее реагировать и пользоваться воображением.

Проектная деятельность

Проект предполагает детальную проработку проблемы с последующим практическим результатом, в ходе чего происходит овладение необходимыми знаниями и умениями. Эта технология обучения истории позволяет развивать способности к исследовательской и созидательной деятельности и умение решать конкретные проблемы.

Проектная деятельность

По времени проект может быть:

  • краткосрочным (на несколько занятий);
  • среднесрочным (до 1 месяца);
  • долгосрочным (до нескольких месяцев).

По форме это может быть индивидуальная или групповая работа, а в зависимости от преобладающего вида деятельности проекты могут быть исследовательские, творческие, информационные или прикладные. Конкретный тип проекта подбирается в зависимости от возраста и уровня подготовки учеников.


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.