Новые технологии в математике

Мир сегодня развивается настолько стремительно, что иногда традиционные методы обучения математике не дают желаемых результатов, которые будут соответствовать требованиям современного общества. Для достижения этой цели возникает необходимость в применении новых технологий в математике. Это позволит повысить эффективность учебного процесса, поддерживать инициативность учащихся и достигать лучших результатов в освоении такой сложной, но интересной дисциплины.

Новые технологии в математике

Уровневая дифференциация

Дифференцированный подход к преподаванию математики создает благоприятные условия для освоения материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся:

  • слабые студенты получают возможность достигать учебных успехов в посильных для себя заданиях;
  • сильные студенты могут подтвердить свои способности и быстрее продвигаться в изучении материала.

Он предусматривает деление на группы, для каждой из которых предлагаются задания разного уровня сложности. В процессе занятия после выполнения заданий своего уровня допускается переход в другие группы для выполнения заданий более высокого уровня. Для оценки работы в новой технологии уровневой дифференциации используются диагностические карты, которые отражают реальную картину количества заданий по математике, отработанных каждым учеником.

Уровневая дифференциация

Информационно-коммуникационные технологии

Математика – одна из тех дисциплин, в которых внедрение новых информационно-коммуникационных технологий позволяет стимулировать каждый этап обучения, начиная от подачи нового материала и заканчивая выполнением проверочных работ и творческих самостоятельных заданий. Они позволяют сделать учебный процесс более творческим и увлекательным благодаря широким мультимедийным возможностям. В преподавании математики такие технологии могут применяться в виде:

  • видеоуроков и видеоучебников;
  • мультимедийных презентаций;
  • программ для проведения расчетов, построения графиков и геометрических фигур;
  • диагностических или тренировочных программ;
  • информационно-справочных программ.

Урок математики с помощью мультимедиа технологии

Такой способ подачи и познания информации обеспечивает наглядность процесса обучения, а еще К. Ф. Гаусс, известный «король математики» говорил о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей».

Здоровьесберегающие технологии

В последнее время прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков, поэтому особенно актуальным становится использование новых здоровьесберегающих технологий в процессе обучения математике. Они направлены на поддержание здорового состояния обучающихся и предусматривают:

  • поддержание санитарно-гигиенических требований (хорошей освещенности, оптимальной температуры и чистоты помещений, доступа свежего воздуха);
  • формирование благоприятного эмоционального настроя;
  • дозирование нагрузок;
  • планирование занятий в соответствии с уровнем работоспособности учеников;
  • смену видов учебной деятельности во время занятий, в том числе организацию динамических пауз, гимнастики для глаз и физкультминуток.

Физкультминутка на уроке

Умелое сочетание этих приемов и различных видов деятельности позволяет создать условия для высокой работоспособности обучающихся, что благоприятно сказывается на результатах обучения математике.

Составление кластеров

Кластеры – метод графического отображения материала, который позволяет наглядно представить мыслительные процессы, характерные при изучении того или иного материала.

На заметку! Слово «кластер» переводится с английского как «группа, пучок, гроздь».

Последовательность составления кластера проста:

  • написать в центре доски (листа) ключевое слово/фразу выбранной темы;
  • разместить вокруг слова и фразы, которые отражают данные, идеи и факты, относящиеся к теме (построение модели «Планета и ее спутники»);
  • соединять по мере написания новые слова с ключевым термином.

Составление кластеров

Постепенно каждый из «спутников» обрастает собственными «спутниками» и определяются новые логические связи, в результате чего формируется графическая картина, которая отражает ход размышлений по выбранной теме. Использование кластерной технологии в математике позволяет развивать вариативность мышления и учит формировать всесторонние связи относительно изучаемой темы или понятия.

Технология мастерских

Мастерская – это новая технология, по которой преподаватель (мастер) в процессе преподавания математики стимулирует творческий процесс и принимает в нем участие наравне с учениками. Мастер не передает свои знания, а только предоставляет материал как «почву для размышления», который поможет решить поставленную проблему. При этом соблюдается доброжелательность и доверительные отношения с учениками, а все их действия оцениваются только с положительной установкой. Такой подход позволяет научиться:

  • самостоятельно определять цели занятия;
  • искать самые эффективные пути достижения целей;
  • учиться работать в группах.

Технология мастерских в математике

Главный закон в этом случае: делай по-своему в зависимости от собственных потенциальных возможностей и интересов и корректируй себя сам.

Тестовые технологии

Оценка полученных знаний – важный показатель качества преподавания математики, который имеет значение как для самого ученика, так и для системы образования в целом. Определить уровень достижений можно с помощью новых технологий тестирования, когда для всех обучающихся создаются одинаковые условия. Их использование в обучении математике позволяет ученикам:

  • оценить собственный уровень имеющихся знаний;
  • определить свое положение (рейтинг) на фоне других обучающихся;
  • проверить уровень усвоения определенного материала учебной программы;
  • попрактиковаться в самостоятельном решении заданий разного уровня сложности;

Тестовые технологии помогают систематизировать и контролировать полученные математические знания. Они различаются по уровню сложности и возможным вариантам ответов:

  • тесты с заполнением пропусков, чтобы получить в итоге верное выражение.
  • тесты, требующие выбора ответа верно/неверно
  • тесты, предполагающие выбор из нескольких ответов.
  • установочные тесты (для оценки уровня подготовки в начале обучения).

Ученики пишут тесты

Нельзя однозначно сказать, какая из этих новых технологий будет лучше способствовать достижению положительных результатов в изучении математики. Самым оптимальным вариантом будет их сбалансированное сочетание с учетом различных факторов: возрастной категории учащихся, уровня подготовки, изучаемой темы и т. д. Только в таком случае можно перейти от традиционного обучения, требующего исключительно накопления знаний и навыков, к процессу развития личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения.


Поделиться в соцсетях:

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.